О самом загадочном русском слове - школьные байки

У  меня  в  семье  была ,  наверное,  слишком   стерильная  языковая   среда.  Никто  из  родителей  дома   матом  не  ругался.   Папа  не  переносил  даже  скабрезных  анекдотов  в  кругу  семьи. А  уж  про  маму  и  говорить  не  приходится.   Это  не  значит,  что  отец  мой    вот  так  уж…   совсем  не  употреблял  табуированные   слова  русского  языка.  Но  вот  дома -  ни-ни!     И  ведь  он  был  из  простой  рабочей  семьи.  Но  вот  так,  вероятно,  в  культурной  языковой  среде   воспитывала  Академия  им. Можайского  своих   офицеров.    Будущую  элиту  советской  военной  авиации  приучали   не  только  разбираться  в  самолетах,  но  и  обращали   внимание  офицеров  на   культуру  речи.
               
Как  ни  странно,   я   даже    на  заборах  никаких   таких...  нехороших   слов,  запрещенных  уголовным   и  административными  кодексами,  не  видела  и  не  читала.  По  этой  простой  причине  только  в  5-ом  классе   я  совсем  случайно  расширила  свой...   несколько    специфический  словарный  запас.  И  попала  в  смешной  переплет   именно  из-за  своего  куцего  лексикона.
 

В  школе   сосед  у  меня  был  по  парте  -  Вовка  Шугаев.  Хорошенький  такой. Но  двоечник  типичный.  Он  с  дружком своим  -  Маркиным,  сидевшим  сзади,    все  записочками  перебрасывался  на  уроках.  Вот    одна  их  записочка   по  ошибке  и  попала  ко  мне  на  уроке  истории.  Я  на  всю жизнь  запомнила  содержание  той  записки.  Там,  прошу  пардону,   было  написано: "Х…й  ты  моржовый!"  В  это  трудно,  просто  невозможно  сейчас  поверить,  но  я  НЕ  ЗНАЛА,  что  это  слово   на  букву  "Х"  обозначает! Толстенького,  кругленького  и  гладенького    моржа  с  ластами  я  себе  еще  представляла.  Но  что  у  него  могло  быть,  начинающееся  на  букву  "Х",  хоть  убей,  представить  себе  не  могла! А  надо    сказать,  что  я  была  тогда    круглой  отличницей.  Ну  не  могла  же  я  так  уронить  лицо  и  спрашивать  значение  этого  слова  у  своего  соседа-двоечника?

Для  прояснения  ситуации  на  переменке  я  подошла  к  другой  круглой  отличнице    и  главной  интеллектуалке  нашего  класса  Ленке  Парфеновой,  ныне  доктору  медицинских  наук,  и  во  весь  голос  спросила:
- Лен,  слушай,  а  что  это  за   слово  такое  странное,  «х...й»?   Что  оно  обозначает?

От  удивления  у   отличницы   Ленки  глаза  стали  по  будильнику. Нервно  озираясь  по  сторонам,  она  схватила  меня  за  локоть,  оттащила  в  какой-то  дальний  угол школьного  коридора   и  только  тогда   шепотом  спросила:
- Ты  что?  Дура?  Или  прикидываешься?
  Я  оторопела.  И  поняла,  что  лучше  бы  я  ее  ОБ  ЭТОМ  не  спрашивала.  Но  деваться  было  некуда.  И  я    нагло   ответила:
- Ну,  если  ты  сама  не  знаешь,  то  нечего  было  и  выпендриваться!

Ленка   была  заинтригована:
- И  где  же  ты  его  услышала?
- Да  вот!  Смотри! - и показала   Ленке   эту  злосчастную  записку, - она  попала  ко  мне  случайно. Конечно,  я  ее  прочитала.  Я  же  думала,  что  она  МНЕ  адресована.  Я  так  ничего  и  не  поняла.  Что   же  это  такое:   х..й  моржовый?

Ленка  вцепилась  в  записку. Прочитав  ее, она   расхохоталась, а  потом  спросила:
- А  ты  что?  Никогда  на  заборах  этого  слова  не  видела?

Тут  уж  и  я  решила  выпендриться,  раз  ТАКОЕ  дело:
- Да  ты  знаешь,  я  на  заборах  всякие  глупости  не  читаю.  Я  читаю  дома  интересные    книжки и  папины  газеты.  А  на  заборы  не  пялюсь.

Тогда  Ленка  с  ехидной  улыбочкой  ответила:
- Ну,  раз  ты  так  книжки  любишь,  почитай  орфографический  словарь.  Вот  и  попробуй  найти    в  нем  ЭТО  слово!

Ну,  язва!  Конечно,  в  орфографическом  словаре,  выпущенном   Институтом  языкознания  Академии  наук  СССР,  это  русское  слово  из  трех  букв  было  обойдено   глухим  молчанием.  И   осталась  я  в  полном  неведении  о  значении  этого  таинственного  слова.  Из  трех  магических  букв…

Больше  я  не  рисковала  соваться  к  кому  нить  еще  за  разъяснениями.  И  только  через  год  моя  бесшабашная  подружка  Катька  поделилась  со  мной   смыслом  этого    многогранного  и  УНИКАЛЬНОГО    русского  слова…  из  трех  букв. Нет  такой   части  речи  русского  языка,  которой  нельзя  было  бы  образовать  от  этого  фантастические   существительного!  Даже... ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

Прошло  много  лет.  И  я  узнала,  что  в  Китае  есть  город,  название  которого  состоит  из  тех  же  ТРЕХ  букв...  Бедные  китайцы.  Не  дай  Бог,  приедут  они  из  своей  Поднебесной  в  наше  славное  и  отныне  и  вовеки  веков -  культурное  Отечество.  И  как  только  ответят  они  нашему  таможеннику,  в  КАКОМ  городе  они  живут,  то  прямо  так  и  попадут...  на  бабки.  Пардон -    на  административный  штраф.  Дума-то наша  мудрая,  запретила  употребление  таких  нехороших  словечек,  состоящих  из  трех  букв.  Особенно,  когда  первая  из  них -  буква "Х".

PS.  Через пару лет  после написания  сего  опуса на  школьно-лингвистическую тему, я случайно набрела  на статью в  Википедии, посвященную  тем  самым хотя  и  загадочным для  меня  с  детства,  но ластоногим  и  сильно  клыкастым  моржам, кои пока  еще  благополучно  проживают на  северной  территории   любезного нашего Отечества, - моржам. Поэтому  просто  не могу   не  поделиться  свежими  знаниями  о происхождении  заветного  словосочетания,  употребленного  моими  соседями-двоечниками. Оказывается,  этот  известный  русский нецензурный   мэм - "х...й  моржовый"    имеет  прямо таки  НАУЧНОЕ  объяснение.  Наверное,  в  русском  народе  с  покон веков  любовь  к  биологии   была  развита. Видимо,  анатомию  ластоногих  млекопитающих  наши  предки знали   получше  нас  с  вами. И  точно знали,  что  вот  у  моржа  ЭТО -  есть, а  у  человека - НЕТ.

Вот  что  я  узнала  из Википедии.
"Бакулюм (лат. baculum — палка, посох; также: os priapi, os penis) — кость, образовавшаяся в соединительной ткани полового члена, в разной степени развития обнаружена у 5 отрядов млекопитающих: насекомоядных, летучих мышей, грызунов, хищных и большинства приматов, за исключением некоторых мартышковых, долгопятов и человека. Так у грызунов бакулюм полностью развит как истинная кость, в то время как у некоторых видов ластоногих он значительно редуцирован до состояния хряща, вплоть до полного отсутствия. Отсутствует у большинства млекопитающих, насчитывающих три десятка современных отрядов (согласно классификации, выделяющей мозоленогих в отдельный отряд)."

Теперь  вы  поняли, мои дорогие  читатели,откуда  ноги  у  этого  национального ругательства  растут? Так    что теперь  можно  очень даже  цивилизованно  и  даже  где-то научно заменить   нецензурное  словосочетание "х...й  моржовый" на  латинское - букулюм.
Спасибо Википедии, таки просветила  меня  на  склоне  лет по  поводу   научного   происхождения  национального ругательства.


Рецензии
Спасибо за байки!
Весьма познавательно...
С улыбкой,

Лариса Потапова   13.03.2018 21:23     Заявить о нарушении
Рада, что просветила вас на такую общеизвестную, но сильно табуированную тему.Как тут не поверить мудрости предков:"Век живи, и век - учись."?

Татьяна Бурмистрова   13.03.2018 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.