***

  Если вы когда-либо гуляли по Большому проспекту, двигаясь от залива вглубь Васильевского острова, то наверняка знаете, что не сможете выйти к Неве, не дойдя до 22-23-ей линии. Там, на углу, где очередной трамвай, завершив остановку, будет заворачивать налево, пересекая проспект, вы повернёте направо, приметив вдалеке бежевые цвета ледокола «Красин».
  Длинные вереницы зданий, нагромождённых одно за другим, тянутся по всей длине улицы. Но если по левой стороне ещё можно увидеть что-то интересное, вследствие близости Горного института, то по правой уныло и однообразно возвышаются стены заводских помещений с мрачными решётками на окнах. Я шёл по правой стороне улицы и думал о том, как окружающий пейзаж влияет на скорость пешей ходьбы: скучные виды, бесконечно длинные фасады зданий по краям узких улочек невольно заставляют нас ускорить шаг, лишь бы побыстрей закончилось это наваждение, в то время как широкие просторы, напротив, располагают к прогулке неспешной и созерцательной. Так, однажды, я чуть было не прошёл мимо надписи на асфальте, выполненной жёлтым цветом. Рядом с надписью было нарисовано солнце, и меня заинтересовали слова; чтобы прочесть их, пришлось повернуться спиной к приблизившемуся ледоколу.
  «Живи, пока жив» — гласила надпись, где изображение солнца выступало в роли подписи.
  Ободряющие, вдохновляющие слова.  Кто же их написал? Всего лишь три слова, но, внезапно появившиеся из ниоткуда, они способны вселить надежду тем, кому её не хватает, и обрести хоть капельку веры на жизненном пути разочаровавшимся.
  Чуть далее, через пару шагов, находилась следующая надпись: «Взгляни на солнце».
  Ледокол «Красин» пришвартован на углу набережной Лейтенанта Шмидта; у спуска к воде на фоне судна постоянно обнаруживаются желающие сфотографироваться. Солнце склоняется над противоположным берегом Невы, уходя вправо, и начинающаяся здесь гранитная набережная заливается светом. Рыбаки, не нашедшие более удачного места, ловят на несколько удочек сразу. Поставив удочки под наклоном и опустив их на гранитную ограду, они отошли от них и теперь бродят вдоль берега, оставив их на произвол судьбы и ожидая, что на них что-то клюнет.
  Слева возвышается светлое здание Горного института, напоминающее древнегреческий храм. Двенадцать белоснежных дорических колонн, завершающихся портиком и треугольным фронтоном, образуют фасад здания. Широкая каменная лестница поднимается вверх, по окраинам которой установлены скульптуры на мифологические сюжеты. Проект здания института был разработан архитектором Воронихиным, который несколькими годами ранее создал знаменитые колоннады в Петергофе, названные в его честь. Порой рядом можно увидеть останавливающийся «первый» автобус, маршрут которого пролегает по набережной только в одну сторону; среди студентов института этот автобус – настоящая находка.
  Прямо напротив института к Неве спускается лестница, уходящая в воду. Пара нижних её ступенек скрывается под водой, покрытая илом, на стене сбоку прикреплён футшток – рейка с делениями для определения уровня воды. По обе стороны от спуска недавно были зачем-то посажены ёлочки.
  Вскоре начинается двухуровневая набережная, и каменная ограда обрывается: верхняя часть набережной продолжается на уровне автомобильной дороги, отделённая зелёными насаждениями, а нижняя постепенно уходит к воде, где находится причал для судов. В течение года здесь можно увидеть не только корабли размером с ледокол «Красин», но и суда больших размеров, такие как круизные лайнеры. Я шёл по набережной у самой воды и видел, как поблизости проплывали утки. На асфальте красовался очередной стих, записанный в две строчки знакомыми жёлтыми буквами.
  «Всё ради сегодня, есть только сегодня».
  Работы по укреплению набережной начались только в середине девятнадцатого века. Береговая линия тогда проходила несколько в стороне от её нынешнего положения, но инженеры решили расширить берег вглубь Невы, тем самым обеспечив возможность подхода больших судов. В восьмидесятых годах прошлого века здесь был построен временный пассажирский терминал — дополнительный причал в отдалении от берега для особо крупных корабликов, круизных судов, который уже успел себя зарекомендовать и используется по сей день. От берега до причала проложен мостик. По весне какой-нибудь служащий терминала пытается оттолкнуть палкой заплывшие между причалом и берегом тростник и кипы мусора, пустив их по течению, но это не особо ему удаётся; не имея опоры, он рискует упасть прямо в воду.
  Далее располагается музей - подводная лодка С-189. В 1990 году подводная лодка была исключена из состава Балтийского флота, а спустя девять лет затонула в Купеческой гавани в Кронштадте. Подняли её лишь в 2005 году средствами людей, неравнодушных к её участи, отдав ремонтировать в Канонерский судоремонтный завод. В 2007 году её привезли сюда, и до открытия музея в марте 2010-го рабочие восстанавливали внутренние интерьеры.
  Время от времени у причала появляется фрегат «Мир» — трёхмачтовое парусное судно. Построенный в Польше в 1987 году, он регулярно участвует в парусных гонках. В солнечные дни мачты фрегата блестят, словно золото, а наряду с его белоснежным корпусом с синей полоской и золотистыми буквами, выражающими его название, парусник притягивает к себе восторженные взгляды прогуливающихся пешеходов, туристов и художников, которые, расположившись на берегу в ясную погоду, пытаются изобразить всё его великолепие.
  Есть только сегодня… Откуда здесь всё-таки взялись эти призывы ценить настоящее, нынешнее мгновение? И почему именно здесь? Благодаря чьей инициативе набережная заговорила воодушевляющими фразами?
  Я шёл вдоль берега, то и дело оборачиваясь, чтобы взглянуть на пейзаж. Нева, искривляясь, уходила влево, где вдалеке виднелись силуэты индустриальных зданий адмиралтейских верфей. Когда я, развернувшись, собирался идти дальше, у себя под ногами неожиданно обнаружил очередное послание.
  «А ты бы хотел научиться ходить по небу?»


Рецензии