Христианство и десятина

«Если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека» Евр. 7:11.

Непрозрачность отчётности и выросшее количество подозрений в злоупотреблениях со стороны координаторов адвентистской миссии, автора этих тезисов заставили задуматься над одной из основ адвентистского движения, а именно: над обоснованностью обязательного возврата десятины в конференцию. В последнее время Церковь АСД, наряду с христианским движением, становится похожей на финансовую пирамиду: некое «дерево», корнями которого является большинство рядовых членов, успокаивающих свою совесть десятиной, и крупной «верхушкой», возвышающейся над своими «корнями».

1. Десятина имела исключительной целью поддержку служения в храме. Но в Н.З. нет храма со скрижалями как культового здания для многих людей, где они общаются с Богом: подлинный храм, тенью которого были скиния и храм Соломона, – единичный человек в Боге, как написано: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), и: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет. 2:5), и ещё: «Вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16). В связи с чем тексты о храме как культовом здании (Мал. 3:10) потеряли своё значение.

Человек – не только член Церкви, но и сам есть храм Божий, как написано: «Не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20), и: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). Ограниченный человек может быть храмом безграничного Бога, это показал нам Христос, который, наряду с Богом, был и обычным плотником из Назарета, рождённым женщиной. Всякое возвышение роли храма как культового здания над ролью храма души есть путь назад, к Ветхому завету: непринятие цели Христовой жертвы.

2. Если нет храма – то нет и левитов, обслуживающих храм. Это признаёт и п. 20 систематизированного изложения вероучения Церкви АСД 1. Десятина вносит разделение в общество «царственного священства» (1Пет. 2:9): одни оказываются «левитее» других, появляются более царственные и царственные менее. Каждый христианин обязан священнодействовать в храме своего тела по примеру Господа. После Христа десятина как обязательное отчисление, а не добровольное пожертвование, содействует созданию элиты: разделению церкви и образованию «паразитов» на её теле.

3. Церковь существует в Н.З., но она есть социальная активность единичных людей, как написано: «И сами, как живые камни» (1Пет. 2:5). Это значит, что без единичного человека существование Церкви невозможно. Церковь как храм и единичный человек-храм – эти два храма одинаковы, схожи и по цене, и по значимости, и по силе. И первый является производным второго. Возвышение Церкви над человеком есть пережиток прошлого, признак идолопоклонства, а именно поклонения силе большинства, которая физически превосходит силу единичного человека. Возвышение роли руководителей в ранг представителей Христа, которые и обязаны принимать десятину, направляемую Ему есть извращение новозаветней истины о равенстве всех членов тела Христова.

4. Точно так же, нет библейского основания возвышать конференцию над местной церковью. Такое возвышение также есть признак идолатрии, поклонения силе количества, а не силе качества, ветхозаветне-иудейский антиперсонализм. Христианству, как вселенскому движению, не может быть принесено в жертву движение по очищению индивидуальных «храмов».

5. Говорят «Христос есть Глава Церкви». Но это лишь подтверждает, что Церковь не есть Голова. П.1 этих тезисов показывает, что внутри единичного члена церкви может быть Голова, а п.3 показывает, что Церковь невозможна без единичного человека. Могут сказать, что в Церкви Бог может пребывать более полно, нежели в ограниченном человеке, но это есть умаление того замысла о каждом из нас, который был явлен во Христе. Это значит, что текст «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18 и Еф. 5:23) есть метафора, имеющая, как и все метафоры, свои границы.

6. Текст Мф. 23:23 ограничен временем и после смены служения недействителен. Христос отменил служение в храме Соломоновом, сказав «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:35). Он изменил вид священства, о чём явно говорит ап. Павел во всём послании к Евреям. Связь же статира, который дал Христос через Петра (Мф. 17:27) именно с десятиной, а не пожертвованием, равно как и такая же связь в тексте 2Кор 9:5-12 – косвенная, непрямая.

7. Очевидно, что текст Мф. 5:17 не может относиться ко всему церемониальному закону (частью которого является постановление о десятине), так как большая его часть упразднена.

7. Бог ничего не делает бесцельно и бессмысленно. Повеления о возврате десятины Богу были ограничены конкретной целью: опосредованным общением общества с Богом в скинии и храме. С приходом Христа и сменой священства каждый человек не нуждается в первосвященнике среди людей, и тем более, в левитах: каждый человек имеет непосредственное общение с Богом в лице Иисуса Христа.

8. Нет прямой связи десятины Авраама (Быт. 14:20) и Иакова (Быт. 28:22) с адвентистской десятиной: оба дали десятину единоразово. Регулярности в этих случаях не было. То есть нельзя отрицать, что в данных случаях десятина давалась в форме пожертвования. И если основывать десятину на этих поступках или текстах – то логично и ограничиться одноразовым возвратом.
Уплата десятины Авраамом Мелхиседеку не может быть корректным примером для уплаты десятины в конференцию, так как конференция состоит из людей, во всём равных простым членам церкви. Ни о каком «чине Мелхиседека» и «большего и меньшего» (Евр. 7:7) в отношении к ним не может быть и речи.

9. Были периоды, например, от Авраама до книги Левит, когда нет свидетельств о возврате десятины, как нет свидетельств о ней же со стороны Авеля, Еноха и т.д. В 1 Кор. 9:11-14 и др. текстах нет прямых свидетельств того, что Христос и образованная Им христианская церковь собирали и возвращали средства именно в такой форме, в какой предписывает её возвращать п. 20 кредо адвентистской церкви. Наоборот: есть библейское свидетельство (1 Кор. 9:15,18), что апостол не пользовался средствами, собранными церковью, хотя имел на это полное право. Независимо от того, была ли это десятина или нет, поведением апостола показан спасительный выход из положения, в котором гарантированный сбор десятины создаёт почву для тунеядства и злоупотреблений. А именно: каждый из чиновников, претендующих на право жить с десятины, должен владеть каким-л. ремеслом и уметь зарабатывать средства для существования вне церкви.

10. После явления миру Христа, статус которого не только равен (Пс. 109:4, Евр. 5:6,10, 6:20) статусу Мелхиседека, но и гораздо превосходнее его, возврат десятины «мелхиседекам» есть умаление Христа. Использование ветхозаветных текстов с глаголом «обкрадывать» есть ничем иным, как запугиванием, средством психологического давления, и, самое главное: сведением на нет факта смены священства, иудизацией христианства.

11. Нет основания считать, что добровольное пожертвование хуже обязательного возврата десятины, и что оно не может быть таким же эффективным средством в борьбе с эгоизмом и больной привязанностью человека к материальным благам.

12. Нет прямой связи возврата десятины с соблюдением Декалога: десятина была и осталась частью церемониального закона, который устарел и потерял силу с воплощением Христа. Бесспорно, что Ветхий завет с приходом завета Нового, имеет устаревшие и упразднённые элементы.

13. Слова Е.Г. Уайт не могут противоречить Библии, умалять факт смены священства и назначения Христовой жертвы. Нельзя отрицать временный характер и значимость её откровений касательно десятины для своего времени.

14. Собственность между подлинными христианами должна быть общей (Дея. 2:44-47), а т.к. фактически это невозможно в отношениях между рядовыми членами церкви и её «руководством», сомнителен возврат даже десятой части этой собственности. Также, если есть возврат десятины, почему нет «разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Дея. 2:45): почему к Божьей собственности избирательное и непоследовательное отношение?

В утверждении десятины явно прослеживается попытка иудизировать христианство, свести реализацию замысла Творца о каждом человеке как Своём сыне, на нет. В данной мотивации бОльшее внимание уделяется массе, организации, нежели конкретному единичному человеку, что есть антиперсонализм и антихристианство. В том числе, антихристианством является рассмотрение христианства как деноминации внутри иудаизма. Использовать десятину как «основное мерило верности в управлении нашим временным материальным имуществом» 2 также означает умаление добровольного приношения и неверие в человека. Жизненно необходимо рассмотреть опасность стать алчным и себялюбивым не только со стороны рядового члена Церкви, но и со стороны «руководящего» её члена. За последние сто лет церковь АСД, наряду с делами, посвящёнными Господу, превратилась в сервис для успокоения совести обывателей: простой человек отдаёт десятину и дорожит членством в данной деноминации, так как это лёгкий путь считать себя находящемся в «ковчеге спасения». Это скользкий путь, которому содействует современная организация церкви АСД. Для подлинного же христианина следует входить в царство небесное более тяжёлыми путями, которые более соответствуют новозаветней истине.

Христианская традиция, согласно которой вся собственность, которую мы имеем – не наша и мы лишь управляющие, – является лишь средством подчинить гордыню человека. Тексты наподобие 1 Кор. 3:21 – 4:2 не могут противоречить притче о блудном сыне, в которой тот промотал свою «часть имения». Люди фактически обладают всеми сотворёнными Творцом благами, проматывая, уничтожая их, отбирая их у других. Пс. 23:1 и тексты ему подобные говорят о Творце этих благ, но ограничены поведением Христа, который, будучи Богом, не взыскивал с людей блага, сотворённые Им, но наоборот: восполнял их недостаток. Та часть теории об управлении ресурсами, которая выходит за рамки моральной педагогики, является юридизацией и антропоморфизмом: приписыванием Божеству человеческой мелочности, зависимости от ресурсов, отсутствия великодушия и т.п.

1. «После распятия Христа, когда левитское общество закончило свою миссию» (В начале было Слово, Источник жизни, Заокский, 1993, с. 280). Или, в др. переводе: «после распятия Христа, когда священническое служение, возложенное Богом на левитов, было завершено».
2. Ibid, с. 281-282.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.