о происхождении демонов. Абдул-Халим. Н. Остроумов

          * * *
I. Рассказ Ташкенского (1) туземца Муллы Абдул-Халима (Куся ваиз) о происхождении демонов.

Есть предание, что однажды Абдулла Ибн-Мас’уд, сподвижник пророка Мухаммеда, спросил его: «Земля на чем утверждена?»
Пророк ответил: «Бог Всевышний сотворил одного быка, у которого от головы до конца хвоста — пять сот лет пути, а расстояние между двумя рогами его — двести пятьдесят лет. Земля утверждена на одном роге этого быка.

Однажды шайтан проник в ухо быка и сказал: «Как поживаешь?»
Бык ответил: «Милосердый Господь наложил на меня одну большую тяжесть, а что это такое, — я не знаю».
Шайтан сказал: «На тебя поставлена земля, а из нее появятся осьмнадцать тысяч миров, и ты не будешь в состоянии выдержать такой тяжести. Воспользуйся настоящим положением и сбрось с себя эту тяжесть».
Бык поддался искушению шайтана и мотнул головой, чтобы тряхнуть рогом и сбросить землю.

Тогда Милосердый Господь повелел одной мухе: «Поди, заползи в нос к быку и ужаль его».
Муха заползла в нос к быку, ужалила его и оставила яд: тогда бык заревел громким голосом и потому стал называться «ревуном» (бакар).

Милосердый Господь сказал: «Ты согласился на слова шайтана и обнаружил нетерпение; за это Я дал власть над тобой мух, и она будет кусать тебя до самого воскресения мертвых; как скоро ты, таким образом, окажешься непослушным, то всякий раз Муха будет ядовито жалить тебя». —
В настоящее время причиной землетрясений служить то, что бык, как припомнит искушение шайтана, то и хочет сбросить с себя землю.
Земля тогда начинаете трястись, но вышеупомянутая муха тотчас кусает быка, и он успокаивается.

Еще тот-же Абдулла Ибн-Мас’уд спросил: «На чем стоят четыре ноги этого быка?»
Пророк ответил: Премудрый Господь сотворил одну рыбу, у которой от головы до хвоста пятьсот лет пути. Ноги быка стоят на этой рыбе».
Ибн-Мас’уд спросил: «А рыба эта на чем?»
Пророк ответил: «На воде».
— «А вода на чем?»  —
Ответ: «На ветре».
— «А ветер где?» —
Ответ: «Над Адом».
— «А Ад на чем?» —
Пророк ответил: «Ад - в одном блюде.
— «А это блюдо на чем?»
— «В руке одного ангела».
— «А этот ангел на чем?» —
Пророк ответил: «На черве, а имя того ангела «Дарьяил».
— «Где находится этот ангел?» —
Ответ: «Под Седьмым ярусом Ада».

В седьмом ярусе Ада Бог Милосердый сотворил из огня волчицу, по имени "Нимлис", и тигра, по имени "Хыблис", и повелел им быть, как мужу с женой, — и они сделались супругами.
Родился у них первый ребенок, они дали ему имя "Иблис".
И еще дочь, по имени — "Джинна".
Во второй раз родился сын, которому имя — "Див", а после него дочь, которую назвали "Аджина".
В третий раз родился сын, которому дали имя "Шайтан", и дочь, имя которой было — "Албасты".
И так далее, потомство их размножилось. — /В Коране, в главе «Милостивый» (55) сказано, что джинны сотворены из огня./

Бог сказал Нимлис и Хиблису: «Пережените друг на друге своих детей, которые не рождались двойнямя».
Отец и мать Иблиса сказали сыну: «Ты бери за себя Албасту», а Иблис не послушался и сказал: «Я возьму за себя Аджину, а Албасту не возьму».
Иблис с гневом отвернулся от родителей и потом удалился в угол седьмого Ада и тысячу лет каялся там.

Когда такое раскаяние Иблиса сделалось очевидным прочим Адам, шестой Ад обратился к Богу с просьбой, чтобы и там можно было видеть подвиг Иблиса.
Бог Милосердый принял эту мольбу и вывел Иблиса в шестой Ад, и здесь он тысячу лет каялся.
Услышали об этом остальные Ады и просили Бога о том же, и их моление исполнилось: Иблис в каждом Аду по тысяче лет каялся и молился и, по окончании семи тысяч лет, вышел из первого ада.
Тогда первая Земля обратилась к Богу с такой же просьбой, и ее желание было исполнено: Иблис провел на первой Земле в покаянии тысячу лет и т.д. Словом: на всех семи Землях Иблис каялся по тысяче лет: не осталось ни одной Земли, на которой Иблис не касался бы своим лбом.
В семи Адах и на семи Землях он пробыл четырнадцать тысяч лет, да между небом и землей Иблис провел в покаянии также четырнадцать тысяч лет.
По окончании 28 000 лет покаяния Иблиса, Первое Небо и Звезды пожелали также видеть Иблиса, и Милосердый Господь, приняв их мольбу, вывел Иблиса на Первое Небо.
Там он провел тысячу лет в покаянии и, последовательно восходя на Семь Небес, провел так семь тысяч лет в подвигах благочестия.
Поднявшись отсюда к престолу Божию, Иблис семьдесят две тысячи лет провел там, в служении Богу.

За такое благочестие Иблиса Милосердый Господь дал ему имя «Азазил» и сделал его учителем ангелов, которым он должен был преподавать уроки веры и благочестия.
Восемь тысяч лет он провел в учительстве.
После этого, когда Милосердый Господь восхотел сотворить человека и поселить его на земле, Иблис воспротивился такой воле Божией. — /Об этом рассказывается подробно в «Книге тайн» где приведены стихи из Корана (гл. 38 ст. 69) и преданий/.

Некоторые из джиннов, также Албасты, Дивы и Аджины давно уже приняли веру ислама, сделались мусульманами и выразили желание ходить в разных видах по земле до кончины мира.
Пророк сотворил молитву, и потомки их до настоящего времени ходят во всех местах, в разных видах: иногда они являются в человеческом образе, иногда в образе животных.
А те из них, которые не приняли ислама, были заперты в Кавказских горах, по молитве пророка Сол`омона.

Джинн и Аджина — дети Нимлисы и Хыблиса.
Они во всякое время ходят по земле и могут принимать различные образы и разные цвета.
Так, например: когда они показываются пред людьми, то являются в образе осла, или козы, или в виде огни, даже в виде телеги.
Местами их обыкновенного пребывания служат кучи золы и навозные места, а пищей им служит всякая падаль.
Когда находящийся в состоянии телесной нечистоты лица совершают омовение близь навозных куч, на своих дворах, тогда подвергаются влиянию Джиннов и Аджины.

Люди, видевшие духа - Албасты, рассказывают, что Албасты большей частью находятся в развалинах построек и под ореховыми деревьями и там моют свою косматую голову.
Люди, испорченные духом Албасты, в большинстве случаев не поправляются, а люди, которых коснулись джинн или Аджина, поправляются.
В состоянии демоническом они рвут в лоскуты свои одежды и едят все, что ни попадется им на глаза — дозволенное законом и запрещенное.
Так, например: когда люди, находившиеся под влиянием джинна или Аджины, поправляются, при помощи молитвы, и их спрашивают об их прежнем состоянии, то они рассказывают, что жить на земле и не видеть джинна — значить не испытать удовольствий, наслаждения, так как Джинны и Аджины, одни в образе мужчин, другие в образе женщин, составляют маленькие собрания, вроде войска: один из них садится на троне, подобно царю, а все прочие располагаются около него рядами и находятся как бы на службе; одежды на них позолоченные, и сидят они на позолоченных подушках, лежащих на пышных тюфяках; повелитель приказывает им достать золота и серебра, а иногда заставляет подчиненных поднимать свой трон и прыгать с ним во всех направлениях.
Когда все это видишь пред собой, то никаких других мыслей и чувств не испытываешь, кроме веселого смеха; тогда, кроме радости, никакой заботы не бывает.
Когда же испорченный Джинном или Аджиной освободится от их сообщества и поправится, то увидит, что троном джиннам служила простая куча золы и всякого сора, а золотом и сребром — обломки иголок, гвоздики и железки.

Изложенный устный рассказ Муллы Абдул-Халима, очевидно, основан на общем веровании мусульманских народов в джиннов, как оно изложено в разных местах Корана; но это верование, по своему происхождению, древнее и Корана, так как арабы-многобожники в доисламский период поклонялись джиннам (Коран гл. 6, ст. 100; гл. 34, ст. 40; гл. 37, ст. 158).

В Коране о джиннах говорится, что они — создания Божии и сотворены из огня «самума», из огня без дыма (гл. 15, ст. 27; гл. 55, ст. 14). [таким деревом в Средней Азии является саксаул]
Они были созданы уже после неба и земли, но прежде человека (гл. 18, ст. 49), и сотворены для поклонения Богу (гл. 51, ст. 55).
Особенность их природы составляет то, что они могут иметь половые сношения с людьми (гл. 55, ст. 56 и 74) и вводить людей в заблуждение (гл. 41, ст. 29).
Это произошло уже после падения их.
Но Бог не оставил их без своего попечения: из них же бог избирал преданных себе слуг и посылал к их братьям с проповедью об истинной вере (ислам).

Некоторые из них раскаялись и приняли истинную веру, а некоторые остались в своем заблуждении: есть джинны верующие, мусульмане, и есть неверующие (Кор. гл. 72, ст. 11 и 14).
Некоторые джинны сделались верующими, когда послушали чтение Корана (гл. 72, ст.1-5; гл. 46, ст. 28-30).
Некоторые нераскаянные джинны продолжали совершать разные преступления и были наказаны Богом: они горят в адском огне, служа для него дровами (гл. 72, ст.15). — Другие, имея злую волю и стараясь проникнуть в небесные тайны, пытаются подниматься на небо, чтобы подслушать разговоры небожителей, но ангелы, стражи неба, отгоняют их (гл. 55, ст.33 -35; гл. 72, ст. 8-9), бросая в них раскаленные камни (падающие звезды).
Будучи такими вредоносными существами, Джинны не всем людям могут делать зло (портить); против них можно употреблять разные заклинания.
Пророк Сол`омон держал джиннов в полном подчинении себе: они находились в его войске (гл. 27, ст. 18), строили и работали для него, что он приказывал (гл 34, ст. 11-12; гл. 38, ст. 35), даже доставали для него жемчуг из моря.
Один из джинов, подвластных Сол`омону, назван в Коране даже но имени.
Это — "Ыфрит".
Он отличался особым могуществом и высказывал Сол`омону свою готовность принести к нему трон Савской царицы, прежде чем Сол`омон встанет с места (гл. 27, ст. 38-39).

Вера в джиннов до настоящего времени распространена среди сартов и киргиз и непоколебимо держится, наводя на селение страх: кого коснется влияние джинна, тот впадает в тихое умопомешательство и считается юродивым (дивана).
Иступленное состояние, бешенство считается также последствием влияния джинна. — Любопытно, что туземцы иногда говорят: "Чирчик — джинны" (кирг."джынды Чирчик"), т.е. Чирчик — бешеный, очевидно, желая этим указать на быстроту и силу течения этой реки, часто срывающей мосты и плотины.
.......................
1. Ташкент
          * * *
Н. П. Остроумов.
СКАЗКИ САРТОВ
В РУССКОМ ИЗЛОЖЕНИИ.
С пятью оригинальными рисунками.

ТАШКЕНТ
Типография Окружного Штаба. 1906.
Печатать разрешается. Гор. Ташкент, 22 Мая 1906 года.
За Военного губернатора П. Хомутов.


Рецензии