Отношение общества к личности Дон Кихота

Я выбрала  именно эту тему для научной работы, так как считаю, что Дон Кихот является ярким примером личности, незаслуженно отвергаемой обществом.  Я считаю, что этот герой крайне недооценён и напрасно считается лишь пародией на настоящего доблестного рыцаря. В своей работе я хотела бы уделить внимание социальному вопросу и противоречиям, возникающим в социуме.


Роман «Дон Кихот»  во многом выражает личную жизнь автора, полную неудач и душевных терзаний. В жизни Мигель Сервантес был мечтателем, «которому не доставало уменья», ветреным поэтом, чья душа была бескорыстной, неспособной добывать себе славу или рассчитывать на успех. Анализируя его жизненный путь, я пришла к выводу, что он человек добрый, трогательный, «полный великодушной и благородной деятельности, удивительный и наивный пророк, героический в своих бедствиях и добрый в своей гениальности».
Это произведение было создано великим мастером для того, чтобы доказать людям, что рыцарские романы - не больше, чем бредовые выдумки фантазёров.  Этот роман создавался долгие годы, хотя изначально «Дон Кихот» планировался как небольшая новелла. Идея романа, который впоследствии сделал имя своего автора бессмертным, пришла Сервантесу в темнице, во время его самого первого заключения. Образ выжившего из ума любителя рыцарских романов пришёл в голову Мигеля
Сервантеса спонтанно... В процессе дальнейшей работы над «Дон Кихотом» перед Сервантесом открылись перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.
 Я считаю, что Мигель Сервантес  очень похож на своё великое детище, на чудного Дон Кихота. Сервантес всю жизнь был неисправимым романтиком, мечтающим донести до читателей святую истину, растолковать своё видение мира,  точно так же, как и Дон Кихот. Сервантес был патриотом,  гордившимся могуществом своего государства, благородным идальго, дерзким мечтателем, который  многое успел и попробовал в своей жизни.  Во многом Мигель Сервантес описывал себя, наделяя Дон Кихота качествами своего характера, вкладывая всю свою душу в чудного и нескладного рыцаря. Сервантес и Рыцарь Львов-  части слаженного организма, представляющего из себя образ, получившийся из слияния автора и главного героя произведения. Мигель Сервантес тонко копировал себя, изображая в простодушном рыцаре образ своей мечтательной натуры, свойственной всем романтикам.
Автор создаёт Дон Кихота таким, каким видит себя в этом мире - бойцом за правду, за справедливость, чья воля непоколебима, чьё сердце лежит к приключениям. 
По моему мнению, в этом романе существует три ведущих образа, которые сделали этот роман совершенно непохожим на другие произведения  и запоминающимся  своей необычностью среди современников.  Это образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Испании.


О великая и могучая Испания! В эту эпоху испанская культура переживала блестящий расцвет. Испания была сильнейшей державой, захватившей немалое количество земель. Испания встала в ряд с великими странами,  в монархии короля, казалось, никогда не зайдёт солнце. В этом государстве кардинально поменялся курс политики, который позднее привёл к упадку государства.… А сейчас над Испанией светит солнце, великой державе завидуют многие европейские государства, жадно наблюдая за событиями, происходящими в этой стране.
Каждый испанец в душе испытывал немалую гордость за своё государство. Сколько прекрасных произведений  было посвящено величию и могуществу Испании, сколько поэтов и мыслителей воспевали божественную красоту родной земли! Мигель Сервантес не был исключением.
Кто же такой Дон Кихот, Кихано Алонсо по прозвищу Добрый?
 
Многие не могут до конца понять всей сущности этого странного, полного загадок героя. Для одних Дон Кихот является примером стойкости, непоколебимости, для других - безумцем, потерявшим голову. 
«Кто  такой  Дон  Кихот,  знает  любой  образованный  человек: Дон Кихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве»
В этом произведении он самый одинокий, никому не нужный человек. Это сначала было трудно заметить, но если вдуматься, то всё становится понятным. Его шпыняли, унижали, будто он был не человек, а всего лишь тряпичная кукла в клоунском наряде, над которой можно потешаться.  Это произведение было бы вдвойне печальнее, если бы Дон Кихот осознавал то, что его никто не понимает. В глазах окружающих он безумец, одержимый своими идеями, не обращающий внимание на мнение людей, которых он не знает и никогда, может быть, больше не увидит. Стойкость этого героя сравнима с непоколебимостью оловянного солдатика. Прозрение пришло к Дон Кихоту так поздно, что бедняге ничего не оставалось, как молча лежать в постели, думая о чём-то. Интересно, о чём он думал? Может быть, Дон Кихота мучили мысли, что он впустую потратил драгоценные дни жизни? Что жизнь с ним жестоко обошлась, так поздно вернув ему разум? Это произведение нельзя назвать комедией, это скорее печальная история, чей конец демонстрирует то, как жизнь может поступить с человеком.

Ещё одной яркой отличительной чертой Дон Кихота является отсутствие постоянства в душевном равновесии. Для такого человека, как Рыцарь Львов, свойственно резко менять объект своих увлечений, стремлений. Но стоит Дон Кихоту чем-либо увлечься всерьёз, как он будет фанатично следовать за своей идеей, не останавливаясь ни перед чем, не слушая никого. Главное для Дон Кихота это знать, что в нём нуждаются, что в нём есть востребованность. Рыцарь Львов не боится лезть на рожон.
Невозмутимость Дон Кихота порой не знает границ. Читая это произведение, я периодически спрашивала саму себя: «Почему же Дон Кихот не обращает внимания на все издёвки со стороны окружающих, почему это не задевает его?» Ответ оказался крайне прост. Дон Кихот настолько сильно верит в свою великую миссию, настолько уверен в собственных силах, что ему просто нет никакого дела до издевательства со стороны досужих сплетников, которым приключения доблестного рыцаря кажутся лишь бредом сумасшедшего. Но не всё ли равно, что считают остальные? Когда веришь в свои  силы и не позволяешь себе усомниться в собственной правоте, упрёки и замечания кажутся совершенно несвязным набором слов, не несущим никакого смысла. Именно за упорную настойчивость и холодную невозмутимость я и уважаю Дон Кихота! Он непотопляем, на всё реагирует  спокойно, крайне редко проявляет агрессию. Не каждый сможет похвастать таким уравновешенным нравом. Не просто так самый необычный и интересный по своей природе социотип назван в честь великого героя литературного мира - Дон Кихота.
Известно, что подавление своих чувств и желаний опасно так же, как и полное освобождение бессознательных инстинктов, выражающихся в несдержанности и необузданности.  Считается, что поддаваться страстям, чувствам, вырвавшимся изнутри, значит вести себя крайне неразумно. Но только не для храбреца Дон Кихота! Он не собирался и не собирается прогибаться под остальной мир.
 
Дон Кихот сам является вселенной, обуздать и понять которую не всем под силу, а как кажется мне, никто из героев этого романа так и не понял до конца намерений доблестного рыцаря.

Такие люди, как Рыцарь Львов, нередко одиноки в человеческом обществе именно из-за своей непохожести и необузданной энергии. На трудном пути становления личности человеку помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы, волю случая. Но даже это не помогает Дон Кихоту, всюду и везде его пытаются принизить, втоптать в грязь. Это произведение трагично и не совсем жизнеутверждающее, но оно крайне правдиво, оно отражает реальность, чью жестокость можно наблюдать и сейчас. Дон Кихот не смог стать членом общества, этот мир не хочет принимать его. Ведь как по сути происходит взаимодействие личности с обществом? Через освоение человеком ценностей, социальных установок, своей роли в этом огромной социуме. Дон Кихот, казалось бы, прошёл весь этот путь, но вот роль, которую примерил на себя главный герой, не нравится обществу. Уж слишком она неприемлема и смешна.
Общество пытается раздавить Дон Кихота, заставить отказаться от заветной мечты быть рыцарем. Дон Кихот находится под давлением со стороны социума, но не испытывает при этом должных неудобств. Вера Дон Кихота сильнее различных упрёков.
Вопрос о единстве личности и общества сложный, многие психологи до сих пор не могут объяснить, как же происходит взаимодействие личности с социумом. Но если рассматривать пример с Дон Кихотом, то здесь общество выступает в роли некого монстра, который стремится уничтожить любое проявление индивидуальности.
Эти события были в далёком 17м веке, так что говорить о нашем веке, где все изменения идут с непостижимой скоростью, а всякого рода несерьёзность признак слабоумия?

Я решила провести опрос среди своих друзей и узнать их точку зрения о том, тяжело ли быть рыцарем в НАШЕ время. Из 14 опрошенных четверо проголосовали за вариант «Благородства-черта, не свойственная миру… Рыцари не выживут в нашей реальности» считая, что рыцарем быть невозможно.  9 людей выбрали вариант «Рыцарь должен привыкнуть к тому, что он будет одинок в своих стремлениях» и лишь один человек проголосовал за последний вариант, считая, что рыцарем быть крайне легко. Я считаю, что рыцарем в наше время быть сложно. Нужно отдавать себе отчёт в том, что в большинстве своём ты будешь одинок. В наше время почему-то не ценится взаимовыручка и благие намерения. Я не берусь утверждать, что все люди без исключений являются бесчувственными, чёрствыми сухарями, но многие люди, чей настрой крайне пессимистичен, приносят в общество свой негатив, тем самым «засоряя» его. Филантропу крайне тяжело найти общий язык с современным обществом, ужиться с необъятной громадой холодных, потерявших всякое сострадание, безразличных людей. Дон Кихот тому прекрасный пример. Я с ужасом думаю о том, что было бы, если бы наш благородный рыцарь вдруг осознал, что он лишь белая ворона, нелепый старик, облачившийся в  доспехи. Но сила святой веры в этом человеке оказалась сильнее насмешек и жестоких издёвок.
Дон Кихот нёс свет в общество, стараясь выручить любого, кто  нуждается в нём. Бескорыстное желание помочь, непотопляемость и настойчивость - именно эти качества сделали образ Дон Кихота запоминающимся, выделили его из многомиллионной толпы литературных героев.
Рыцарь Печального образа никому никогда не позволял сомневаться в своей доблести и славе, в благородности своих необычных подвигов. За это он получал море осуждений в свой адрес. Были драки, оставался неприятный осадок на душе, не раз в бою ломали кости, злостно шутили, скрывая свои попытки издеваться под  масками дружелюбия. Но на то и Дон Кихот, чтобы переносить все трудности непростой жизни рыцаря с достоинством, не обращая внимания ни на кого. Пример с Рыцарем Львов доказывает, как непросто гению в обществе.
Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир своих героев и лучше понять их, я проанализирую их поступки с точки зрения психологии.


      
Социотип Дон Кихот. История самого неординарного социотипа.
Дон Кихот - ИЛЭ  (Интуитивно-логический экстраверт или "Искатель").
Квадральные признаки: логик, экстраверт, иррационал, позитивист, интуит.
Темперамент: Сангвиник.
Сильные стороны ИЛЭ: высокий порог чувствительности, пониженная сензитивность,  повышенная активность, позитивное восприятие мира, эмоциональная устойчивость, гибкий ум.
Портретная галерея:
Сам Дон Кихот, Владислав Крапивин, Петр I, Карл Маркс, Чарльз Дарвин, Авраам Линкольн, Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн, Александр Суворов, Зигмунд Фрейд. Михаил Лермонтов, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Чернышевский, Марк Шагал, Джон Леннон.

Характеристика  социотипа ИЛЭ:
Дон Кихоты - очень необычные, но крайне притягательные представители мира соционики( соционика- раздел психологии, рассматривающих концепции психологических типов личности и их взаимоотношения в социальной среде) , наделённые большим умом и изобретательностью, имеющие свои взгляды на жизнь и совершенно непохожие на других.
Для Дон-Кихота изучение любого явления — это детальное изучение открывающихся перед ним перспектив, постоянная игра. Одна из сильных сторон этого социотипа, по мнению многих психологов,- это способ распознать возникающие в любой области возможности для реализации действий. Для Дон Кихота фантазия и мысль - важные составляющие его "я", без которых он не представляет своё существование.  Такого человека многие не могут понять. Этому причиной служит то, что Дон Кихот-сгусток энергии, генератор идей, который всегда найдёт себе стимул идти вперёд и не сдаваться, что часто кажется непонятным для простых людей.
 Но к  сожалению, Дон Кихоты - крайне ленивые  люди, которые склонны распыляться при выполнении работы, из-за чего не в состоянии в некоторых ситуациях довести начатое дело до конца, поэтому нередко гениальные замыслы таких личностей притворяет в жизнь кто-то другой. Дон Кихот может делать несколько дел одновременно, но не всегда из этого следует хороший результат. Как говорится, спешка нужна только при ловле известного отряда кровососущих насекомых… Отчасти, из-за своей лени и привычки откладывать всё на потом, у Дон Кихота чувствуется острая нехватка времени. Дела, недоведённые до конца, скапливаются, давя на Дона своей тяжестью и вызывая напряжение и нервный стресс. Он отчаянно опаздывает, не успевая что-то закончить, бросает дела на середине и поспешно переключается на новый род деятельности. Такова ветряная натура этого социотипа, не привыкшего планировать заранее свой день, как это делает, скажем, социотип Штирлиц.
Несмотря на лень и крайнюю неорганизованность, Дон Кихоты являются примером независимых непоколебимых личностей. Они настоящие бойцы за справедливость, ценители своей свободы,  воспринимающие жизнь как захватывающее приключение, которое не имеет конца. Дон Кихоты не боятся взлётов и падений, умеют выходить из любой ситуации с меньшими потерями для себя, никогда не унывают, так как их это раздражает. С окружающими общаются на короткой психологической дистанции, которая порой становится мешающим барьером на пути к взаимопониманию и дальнейшим отношениям.
Дон Кихот -  непостоянный многоликий человек, у которого в запасе много идей,  но на их реализацию ему не хватает мотивации, силы воли.  Чтобы Дон Кихот не сдулся, не сбился с правильного пути, его нужно поддерживать, указывать верный путь. Такой человек сильнее всех нуждается в простой поддержке и дружеском совете.  Дон Кихот видит способности окружающих людей, умеет с точностью ювелира  их оценить,  но он не видит отношение других людей к себе, не понимает человеческих эмоций, что порой выводит его из равновесия, заставляя замкнуться в себе. Для него это непонятная наука, химия чувств и эмоций кажется Дон Кихоту слишком сложной и запутанной, из-за этого он часто ошибается в своих знакомствах, делает неправильный выбор.
Ему будет проще вскрыть какой-то механизм,  внимательно изучить его строение, но с человеческими отношениями не всё так просто, к сожалению. Дон Кихоту нужно постоянно учиться, накапливать  опыт, избегая болезненного недопонимания и глупых ошибок, разрушающих отношения, как смертоносный вирус.  Для этого социотипа мир должен быть  гармоничным и целостным, сам Дон Кихот должен быть в равновесии с этой необъяснимой громадой Жизнью. Рыцарь Печального образа- крайне противоречивый персонаж, в котором собраны все чудачества, что существуют на Земле. Этот герой притягателен своими необъяснимыми поступками, странным поведением, взглядами на жизнь, что совершенно отличает его от окружающих…
Под стать социотипу Дон Кихот и его дуал – Дюма (второе название Санчо Пансо).

     Дюма - СЭИ(Сенсорно-этический интроверт) или же «Посредник».
Квадральные признаки Дюма:  этик, сенсорик, интроверт, демократ, динамик.
Темперамент: (восприимчиво-адаптивный) меланхолик.
Портретная галерея:
Портос из "Трех мушкетеров", Санчо Пансо, Иван Айвазовский, Чарли Чаплин, Олег Табаков, Юрий Никулин, Эльдар Рязанов.
Сильные стороны СЭИ: в спокойных ситуациях может отлично справляться с самыми сложными ситуациями, мыслящий человек , аналитический склад ума,  наблюдательность. Дюма в большинстве своём серьёзен и целенаправлен,  его огромный плюс- это то, что он умеет поддержать в сложных ситуациях, протянуть руку помощи, умеет находить подход к любому человеку, дружелюбно настроен и не отталкивает от себя. 
Характеристика СЭИ:
По моему мнению, сильнейшей стороной этого социотипа является дружелюбие и дипломатичность. Дюма, как никто другой, способен молча выслушать, поддержать.
«Что касается сферы общения - это его сильное место. Дюма отличают умение говорить, полемизировать, общаться с аудиторией, хорошие способности к языкам. Он интересуется различными способами мышления, системами понимания, объяснения, логикой…»- так объясняет сильную сторону Дюма известный психолог Григорий Рейнин. И он прав. На своём жизненном пути я встречала немало людей социотипа Дюма и всё время поражалась их умению находить общий язык с каждым человеком. Санчо умеет найти подход к человеку, завоевать его доверие.  В этом ему помогает его природное обаяние и очаровательная наивность. Как и его дуал, общается с людьми на короткой психологической дистанции. Открыть душу может только самому близкому человеку. Свои мысли держит при себе, а  откровенничать с посторонними людьми- это не конёк Дюма( Санчо Пансо) Этот социотип привлекает своей загадочностью, романтичным отношением к жизни, стремлением к домашнему уюту, обаянием, которое невозможно скрыть.
Есть и небольшая ложка дёгтя. Этот социотип крайне ленив. Мне иногда кажется, что лень- черта характера свойственная чуть ли не всем интровертам. Как и все меланхолики, Дюма можно легко задеть за живое, обидеть. Болезненная чувствительность, невысокий порог ощущений, высокая сензитивность- качества, которые Дюма перенял от психологических признаков меланхолика.
При всём при этом, Дюма(Санчо Пансо)-полная противоположность Дон Кихоту. Этот социотип - пример реализма и чёткого восприятия мира ощущений вокруг. Отличается крайней домовитостью, заботливостью. Целью Санчо в отношениях является создание максимального уюта. Дюма возвращает Дон Кихота на землю, не давая ему совершить какую-нибудь глупость.
В их отношениях царит гармония и взаимопонимание. Дон Кихот и Дюма, как бы, дополняют друг друга.
«Почему Дон Кихот после странствий всегда возвращается к Дюма? (я говорю о благополучной паре) Он знает, там его ждут. Только Дюма обладает специфическим умением ощущать малейшие оттенки изменений настроения и состояния партнера. Если Дюма хорошо владеет своими сильными функциями, он может мастерски управлять и настроением, и состоянием партнера. Для Дона же очень важно, когда дома неизменно доброжелательная, комфортная атмосфера. И только Дюма в своей мягкой ненавязчивой манере может помочь Дону собраться и реализовать свои гениальные идеи», - говорит психолог Ирина Белецкая, объясняя привязанность  Дон Кихота к Дюма.
Как и в любых отношениях, Дон Кихоту  нужно научиться чувствовать душевные состояния своего дуала и прислушиваться к мнению Дюма, а для Санчо  важно привыкнуть к непостоянной натуре Дон Кихота и не ограничивать его свободы.
 

 Дон Кихот - крайне противоречивый персонаж, в котором собраны все чудачества, что существуют на Земле. Этот герой притягателен своими необъяснимыми поступками, странным поведением, взглядами на жизнь, что совершенно отличается от мнения окружающих. Подвиги этого героя нелепы, смехотворны, его походы являются лишь пародией на приключения доблестных воинов,  о которых Дон Кихот узнал из рыцарских романов. Дон Кихот видит себя защитником всех обездоленных, всех униженных. Он возложил на себя великую миссию защищать человечество, даже если оно и не нуждается в нём. Все, кто встречал Дон Кихота, были удивлены его поведению, его манере держаться. Окружающие не знают, как реагировать, встретив такого человека.  Для них он скорее безумец, чем обычный человек, способный адекватно оценивать происходящие события.
Невольно возникает вопрос, как Санчо смог терпеть своего непостоянного господина, почему не бросил его, как обещал? 
Ответ на этот вопрос довольно сложный. Ведь все эти герои вымышленные, плод воображения автора, но мне кажется, что Санчо удерживает возле Дон Кихота чувство привязанности, эмоциональной зависимости. Они верные товарищи,  но их дружба довольно странна, даже тяжело назвать их отношения дружбой. Уж слишком  много между ними противоречий, недомолвок.
         На протяжении двух романов прослеживается странная линия взаимоотношений Дон Кихота и Санчо. Господин и слуга отправились в путь, оставив за плечами привычную реальность, что так тяготила сознание Дон Кихота. Быть рыцарем Львов куда приятнее для него, чем простым идальго, доживающим остаток дней в тихой деревушке.  Санчо тоже не прочь отправиться следом  за своим господином - ведь ему предложено денежное вознаграждение и целый остров в придачу.  Кто угодно согласился бы отправиться колесить по миру за такой подарок. Из-за своего простодушия Санчо не понял, что Дон Кихот не сможет осыпать его всеми благами, которые  обещал ему, чтобы заставить его пойти вместе с ним.  Но когда пришло осознание этой печальной истины, поворачивать назад было уже поздно. Санчо не раз грозился своему господину, что бросит его одного на произвол судьбы, плюнет на всё и вернётся домой, но этого не произошло. Санчо не смог бросить Дон Кихота и остался с ним, терпя  все его немыслимые выходки.
Что же удерживало всё это время Санчо?
Здесь вступает  в силу существующая в мире психологии теория привязанности.  Оруженосец Санчо за время общения с Дон Кихотом успел привыкнуть к этому человеку, принять его  со всеми его странностям.  Но даже несмотря на то, что эта чудная парочка путешествовала вместе больше двадцати лет, никто из них не приблизился ни на дюйм к гармонии во взаимоотношениях. Дон Кихоту этого вроде бы делать не надо, для него и так всё замечательно. А Санчо слишком глуп и неопытен в плане отношений, он хочет, чтобы Дон Кихот стал приятнее в общении и перестал совершать безумства, но вот переубедить «доблестного» рыцаря у него не получается. Только прибегая к обману и уловкам, Санчо может каким-то образом поставить своего господина на место, но только на короткий срок. 
По сути дела, Санчо Пансо зависит от Дон Кихота сильнее, чем он может сам предположить.  Психологическая зависимость объединяется с зависимостью физической, превращая Санчо в смиренного слугу  бродяги-рыцаря. Но не всё так, как казалось бы с первого взгляда. Санчо никогда не был смиренным, покорным, он - разбушевавшийся ураган, человек, упрямо настаивающий на своём и не желающий принимать точку зрения другого. Санчо не так уж и глуп, как утверждает Дон Кихот, но ему не хватает жизненного опыта, сноровки и драгоценной мудрости, которую черпать ему неоткуда.
Санчо - не менее комичный герой, чем его господин. Глуповатый оруженосец Дон Кихота умеет не хуже  Рыцаря Львов попадать в неловкие ситуации. Постоянные шуточки, неуместные реплики, фанатичное стремление вставить в свою речь как можно больше пословиц, вызывают у Дон Кихота желание выть от стыда. Не раз рыцарь Печального образа устраивал своему верному оруженосцу выговоры за его неумение правильно строить свою речь. Но Санчо  стоял на своём, не уступая в твердолобости своему господину.
Санчо испытывает искренний восторг, когда Дон Кихот одерживает блестящие победы, но тут же может обсмеять своего господина,  увидев его промах. Санчо свято верит в гениальность затеи Рыцаря Львов, но стоит ему хоть немного усомниться в этом, как он  сразу же готов всё бросить, оставив господина одного. Противоречивость действий Санчо является одной из ярких черт этого персонажа, придавая его образу большую очаровательную комичность.
Санчо - очень хитрый персонаж, способный в любой ситуации извлечь для себя выгоду. В этом герое есть чуточка лукавства, детская наивность, добродушие. Этот персонаж не может не нравиться. Все действия этого героя вызывают улыбку. Я очень долго считала, что Санчо- глупенький простак, несведущий  о жестокости реального мира, но это было лишь ошибочным мнением. Оруженосец  Дон Кихота-пример скупого прагматизма. В  Санчо, по-моему,  чёткий реализм и алчность убивают чувство прекрасного, задевая тем самым чувства своего господина. Дон Кихот не может так, как Санчо.  Он не продумывает поступки заранее. Такой человек привык ориентироваться в любых ситуациях, действовать по обстоятельствам. Санчо же не привык к такому, ему кажется это слишком неразумным и глупым.
Но несмотря на все противоречия между этими героями, я считаю, что и в Санчо Пансо живёт Дон Кихот. Они оба так похожи своей твердолобостью, наивностью, переменчивостью во взглядах, желанием преподнести себя в лучшем свете, показать свой нрав. Во многих ситуациях Санчо приходится быть таким же пылким, как и его хозяин, чтобы выдержать натиск с его стороны, не быть раздавленным.
Как и Дон Кихот, Санчо мечтает произвести хорошее впечатление на окружающих, не выглядеть глупцом. Именно поэтому он так заискивает перед герцогиней, стараясь выглядеть человеком, достойным называться губернатором острова.
«Твоя правда, Санчо, у странствующего рыцаря, если ему хоть немножко повезёт в жизни, если полная возможность в кратчайший срок стать властелином мира.»  Важнейшей целью в жизни Дон Кихота является помощь окружающим.  Рыцарь Львов всегда готов предложить свои услуги всем нуждающимся и не нуждающимся.
«В любом положении, поверженный или же восставший, пеший или же конный, я всегда к вашим   услугам…»
Этот человек зашкаливает желанием помогать окружающим, своей добродетелью, но он даже не подозревает, что это никому не нужно, что он  одинок в своих стремлениях. Дон Кихот этого не замечает. Любые попытки обвинить его в безумии принимает в штыки, как смертельное оскорбление. Примером может послужить эпизод, когда между Дон Кихотом и духовником произошёл спор, объектом которого стала вменяемость Рыцаря Львов. Становится ясным, что для Дон Кихота его походы - не бесполезное занятие и не пустая трата времени.
Для него все его путешествия -незаменимая часть существования, смысл жизни. Дон Кихот яростно защищает свои интересы, не давая  собеседнику даже минуты, чтобы что-то сказать в ответ.
Дон Кихот способен выслушать критику в свой адрес, принять её, возразить, но стоит кому-то задеть его больное место-Дульсинею- как спокойный и рассудительный рыцарь  превращается в кипящий вулкан, способный разнести всё на своём пути.
Дульсинея является смыслом жизни для Дон Кихота. Именно ей благородный идальго посвящает все свои ратные подвиги. Ради неё он вступил в бой со страшным львом, убил великана,  бросил вызов армии сил тьмы…
 «Обаяние ее сверхъестественно, ибо в ней воплощены все невероятные знаки красоты, коими наделяют поэты своих возлюбленных: ее волосы — золото, чело — Елисейские поля, брови — радуги небесные, очи ее — два солнца, ланиты — розы, уста — кораллы, жемчуг — зубы ее, алебастр — ее шея, мрамор — перси, слоновая кость — ее руки, белизна ее кожи — снег», - такими словами описывает свою возлюбленную Дон Кихот, вспоминая прекрасный образ неуловимой красавицы.
Дульсинея является образом идеальной женщины, чья мудрость не знает границ, а красота заставляет поверить в существование ангелов. Дон Кихот воспевает очарование своей возлюбленной, считая, что не существует в мире девушки, способной затмить его прекрасную даму. Рыцарь Львов не раз бросался в драку, чтобы доказать всему свету, что его любовь - самая крепкая и нерушимая. Дон Кихот не может допустить даже мысли о другой девушке,  отречься от прежнего объекта воздыхания для него - поступок, приравниваемый к предательству.
Я считаю, что Дульсинея и Дон Кихот - самая необычная пара литературной Вселенной. Дон Кихот никогда не видел свою возлюбленную, но даже это не смущает доблестного рыцаря. Для него Дульсинея - единственная причина не сложить оружие, когда пропадает всякое желание сражаться дальше, искореняя зло по всему миру.

 Дон Кихот испытывает немалые неудобства, когда слышит признания в любви со стороны Альтисидоры. Он не может поверить в достоверность  данных признаний. Его смущает то, что кто-то пытается подорвать его искреннюю привязанность и любовь к Дульсинее. Он даже не догадывается, что это всё фарс, не больше, чем простой спектакль. Герцог так ловко обвёл вокруг пальца наивного рыцаря, что невольно становится обидно за Дон Кихота, ведь в этой ситуации он выглядит, как настоящий простак и глупец. Дело заключается в том, что вера Дон Кихота в рыцарство сильнее всех доводов, убеждений, сильнее разума.
Дон Кихот считает, что любовь окрыляет человека, даёт ему силы, совершенствует. Его высказывания о любви полны разума, но вот в чём парадокс: сам он никогда не знал близости со своей возлюблённой, даже, ни разу не видел её в лицо. Но сила его любви неисчислима, невероятна, но со стороны кажется нелепой, глупой. Для Дон Кихота важно поддержание своего авторитета. Он не может представить себе свою жизнь без рыцарских походов, без приключений, без Дульсинеи. Для него дама из Тобоссо - смысл всей жизни, стимул для продолжения своих путешествий, объект воздыхания. Такой привязанности позавидовала бы любая женщина, но никому не нужна любовь Дон Кихота. Для окружающих он всего лишь глупец в рыцарских доспехах. Такого человека можно было бы пожалеть, но Дон Кихот не нуждается в жалости.

Дон Кихот считает, что самое ужасное, что может быть в человеке - это неблагодарность. Рыцарь Львов привык платить за оказанную ему услугу благодетелью: «Хотя иные утверждают, что величайший из всех грехов есть гордыня, я же лично считаю, что таковым  является неблагодарность, ибо придерживаюсь общепринятого мнения, что неблагодарными полон ад. Греха этого я, сколько мог, старался избегать…»


Эта история закончилась для всех её героев печально. Самым трагичным моментом была смерть Дон Кихота, так поздно осознавшего, что его разум был затуманен несбыточными мечтами о  благородном рыцарстве. У меня невольно текли слёзы, когда я  читала последнюю главу бессмертного романа о храбреце, не отступившего от своих идеалов.
 «…Разум мой прояснился, теперь уже он свободен от густого мрака невежества, в который его погрузило злополучное и постоянное чтение мерзких рыцарских романов…»
Какой ужас и смятение испытал Дон Кихот, который уже будучи при смерти, понял, каким глупым было его поведение! Тяжело передать словами, что творилось в душе этого человека, который уже не мог исправить свою ошибку из-за того, что потерял время напрасно.
Дон Кихот, охваченный отчаяньем, продолжал свою речь, ища помощи в глазах родственницы:
«Послушай, племянница: я чувствую, что умираю, и мне бы хотелось умереть так, чтобы люди удостоверились, что жил я не напрасно, и чтобы за мной не осталось прозвание сумасшедшего, - пусть я и был таковым, однако же смертью своей я хочу доказать обратное.»
Что оставалось ещё Дон Кихоту, чья жизнь была готова вот-вот оборваться? Последней просьбой доблестного рыцаря стал прощальный разговор с его друзьями, которые до последнего момента считали его сумасшедшим. Тяжело читать этот трогательный эпизод без слёз. Дон Кихот исповедовался, раскрывал свою душу перед теми, кого  искренне считал своими товарищами.

Невольно сжимается сердце, когда читаешь прощальные слова наивного, но благородного во всём Дон Кихота.«Поздравьте меня, дорогие мои: я уже не Дон Кихот Ламанчский, а Алонсо Кихано, за свой нрав и обычай прозванный Добрым. Ныне я враг Амадиса Галльского и тьмы тьмущей его потомков, ныне не претят богомерзкие книги о странствующем рыцарстве, ныне я уразумел своё недомыслие, уразумел, сколь пагубно эти книги на меня повлияли, ныне я по милости божией научен горьким опытом и предаю их проклятию…»
Попросив у всех присутствующих прощения, Дон Кихот впал в беспамятство. Ещё три дня после своей короткой исповеди прожил доблестный рыцарь и умер, оставив след в истории литературного мира…

Прошло время, сменялись поколения, но роман Сервантеса и сегодня бессмертен, к нему постоянно обращаются читатели, ибо образ легендарного доблестного рыцаря до сих пор будоражит умы наших современников, заставляет нас задуматься ещё раз о том, какие чувства двигали этим странным рыцарем «печального образа», что он хотел сказать обществу, чему он посвятил свою жизнь.
Ему посвящают песни.
«На турнире, на балу и на охоте
Ходят слухи об отважном Дон Кихоте.
Как нежна на небе солнца позолота,
Так сильна любовь и верность Дон Кихота».
Я думаю, что Дон Кихот не даёт нам жить серой и будничной жизни, зовёт преодолевать трудности, учит нас романтике и жизни по законам добра, храбрости и красоты.
И так порой хочется оставить уютный дом, сытую жизнь, покой и уйти в неведомые дали дорогой доблестного бесстрашного рыцаря, чтобы помогать бедным, беззащитным и везде сеять семена добра, справедливости и любви.
 


Рецензии
Замечательно написана работа! Спасибо! - И сейчас миллионы Дон Кихотов, страдая, удерживают человечество от саморазрушения - гибели ...

Валерий Кунов   25.12.2016 13:11     Заявить о нарушении
Однако воевать с ветряными мельницами безопаснее, чем с родной инквизищей (простите мой детский "неологизм"). "Хитроумный" идальго, насколько помнится, не решился на это даже в униженной словесной форме.

Михаил Струнников   24.11.2017 08:07   Заявить о нарушении