Запах сахара

      Запах сахара... странное словосочетание. Вряд ли кто-то принюхивался к сахару. И правильно, он почти не издает запаха. Речь здесь пойдет о сахаре-сырце, который производится на Кубе из сахарного тростника и перевозился в СССР. Не знаю современную технологию перевозки, расскажу как это делали в наше время.
      Полвека назад жизнь и экономика на Кубе была в огромной зависимости от помощи СССР. Поэтому туда постоянно шли танкеры с нефтью, а обратно возвращались в балласте, то есть пустые. Эти полумесячные порожние пробеги были очень невыгодны пароходствам и "светлые головы" нашли выход - обратно брать сахар-сырец.
      Оригинальное решение. Вот только вопрос, а кто будет мыть танки после сырой нефти? "Светлые головы" долго не думали - "силами судовых экипажей". На танкеры доставляли специальные моечные машинки, моющие средства, растворители. И в огромном количестве сгущенное молоко. Молоко - это "святое". Отдел охраны труда не мог нарушить КЗОТ и "Коллективный трудовой договор". А то, что людям в сорокаградусную жару в тропиках надо работать в закрытых танках, из которых только что откатали сырую нефть, их не очень беспокоило, ведь эти работы оплачивались отдельно. Сумма не важна, главное - дополнительный заработок. А он в СССР большим быть не мог априори.
      Выгрузившись на Кубе, уходим южнее за пределы 12-мильной зоны. Сначала танки "пропаривали" и через световые лючки опускали моечные машинки, которые устроены так, что три струи горячей воды под большим давлением заставляют эту машинку совершать вращение в трех плоскостях. То есть, теоретически, за 45 минут струи воды должны ударить во все уголки танка.  Как это выглядело на самом деле, мы видели, спустившись в танк после его осушения. Пропусков было много.
      Работать в изолирующих аппаратах в этих условиях невозможно. Поэтому просто спускались в танк и вручную из шлангов той же горячей водой смывали те места, где осталась нефть. Если с переборками (на чертеже 1, 5) было нетрудно: и видно где мыть и стекает само, то с днищем танка, где проходил судовой набор, было значительно сложнее.  Из-за того, что танкер постоянно перевозил нефть и нефтепродукты, в углах и между набором образовывалась такая "битумная масса", которую можно было поддеть только вручную совком. И вот, после относительно "нетрудной" смывки переборок, расползались как тараканы  по щелям с совками и ведрами. Самое неудобное то, что сверху в танке только два световых лючка и полные ведра надо подтаскивать под них. А высота набора (на рисунке 2, 3) на днище танков доходит до метра. Работа "адская", плюс "ароматы". И это еще не "запах сахара".
      Точно не помню, кажется дней за 7-8 эту работу заканчивали. Приёмщики-кубинцы особо не придирались - сахар-то шел нам  и есть его будем мы.
      Казалось бы всё, можно и отдохнуть, ведь погрузка идет долго, но не тут-то было!
      Грузили с конвейера навалом через те же световые лючки. Сыпучесть у сахара-сырца плохая, а значит он сыпался в танк острым конусом под самый лючок, и всё. Дальше рассыпаться он не хотел!
      И вот только теперь переходим к "запаху сахара".
      ...Как сказал капитан, собрав нас: "Надо срезать верхушечку конуса". Только и всего-то...
      Для этого надо спуститься в танк, где вместо воздуха сахарный сироп и, лазая по этому конусу, "срезать верхушечку". В сахар проваливались по колено. Он прилипал к телу, от тепла которого еще и подтаивал и....засыхал на ногах, где напомню (прошу прощения у дам) есть волосяной покров и у некоторых довольно густой. И когда от неловкого движения эта "корочка" срывалась, совершая непроизвольную "эпиляцию", как выразился один матрос, "от боли с конца капало".
      Попытка "механизировать" эту работу успеха не имела, и мы срезали эту "шапочку" лопатами. По трудности и дурости эта работа была хуже мойки.
      Рот, нос и легкие забиты "сахарным сиропом", а значит много пили. Ну, а если много пьешь, то организм требует и "обратного процесса". Сначала поднимались в судовой туалет. Уточню, что глубина танков на этом судне 14 метров, а длина самого судна более 200. Значит, если работаешь в носовом танке, эти расстояния надо умножить на два, при температуре воздуха +40С. При этом надо идти "в раскорячку", что бы случайно не сорвать "корочку" с ног. А посему этот "обратный процесс" стали "делать" тут же в танке.
       Через 2-3 дня с начала погрузки вокруг судна стоял плотный "сиропный" воздух. И, не смотря на то, что двери и иллюминаторы в надстройку были плотно задраены, он успешно проник во внутрь. Палуба почернела и стала липкой от "сладкой карамели". Обувь (подошву) мыли после каждого выхода на главную палубу. Компот и чай пили без сахара - организм не принимал.
       Этот запах сахара преследовал нас весь обратный переход и всю выгрузку в порту Новороссийск. Там мы узнали, что этот сырец при обработке растворяют, отбеливают известью или хлором, и все "продукты" нашего "непристойного" действия благополучно удаляются.
       Приятного чаепития!

    PS.  Схема днищевого набора вверху показывает все "закоулки", откуда надо было вручную вычищать остатки от нефти.


Рецензии
Прочла и ужаснулась.
Действительно...
Ещё раз, спасибо за серьёзный ответ на мой рассказ.
С уважением.

Нина Калашникова   01.05.2019 13:19     Заявить о нарушении
Благодарю за визит. Удачи!

Юрий Маков   01.05.2019 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.