Есенин и православие

   Среди  многочисленных  есенинских поклонников распостранён устойчивый взгляд на творчество поэта как на некую божественную данность,на особую просветлённость,якобы развившуюся в особых условиях русского православия и крестьянского мироощущения; что Есенин,особенно в ранних стихах, в "Радунице" и "Голубени", выступает певцом патриархального,исконно "русского и соборного" образа жизни.
   Многие всерьёз думают,что вот - родился ребёнок,которого при появлении на свет некая корова "языком лизнула,"  растёт в "особых условиях", впитывая в себя окружающее - и на выходе появляется продукт с маркировкой "сделано по Божьему промыслу"и в виде стихов.
  Это не так.Творчество любого достаточно крупного поэта является, если можно так выразиться, художественной частью его собственной, частной ФИЛОСОФСКОЙ системы, формирование которой невозможно без постоянного глубокого духовного труда,который в свою очередь, требует ознакомления и переосмысления всего того духовного и философского наследия,которое формировало мировую КУЛЬТУРУ.
   В 1913 году совсем молодой Есенин,находясь в Москве и работая в лавке своего дяди, ведёт переписку с другом детства Григорием Панфиловым.В этот период поэзия его скорее интуитивна и далека от профессиональных высот, но душа и разум постоянно ставят вопросы и ищут на них свои собственные ответы.И, конечно же,важнейшей темой  является христианство.
   Начинающий,ещё никому не известный поэт пишет: "...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового...Христос для меня совершенство.Но я не так верую в него,как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в ЧЕЛОВЕКА (выделено мной), одарённого светлым умом и благородной душой, как в образец в последовании любви к ближнему."
  Как видим, Христос воспринимается Есениным вразрез с каноническими представлениями.Далее:
  "Жизнь...Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть,никому не известно." Согласитесь,что рассуждения по поводу,что сделал и чего не сделал Христос, по церковным меркам по крайней мере некорректны.
  Православное христианство,которое Есенин впитывал с молоком матери,не может дать ответ на главный для него вопрос.В письме он рассуждает:
   "Однако если это тайна, то пусть ей и останется.Но мы всё-таки должны знать, зачем живём.Ведь я знаю,ты не скажешь: для того,чтобы умереть." "...Но зачем она ,жизнь? Зачем жить?На все её мелочные сны и стремления положен венок заблуждения,сплетённый из шиповника..."
   Уже в другом письме Есенин развивает свои мысли:
   "...Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина, к чему я буду унижать своё достоинство? Я ЕСТЬ ТЫ. Я В ТЕБЕ, А ТЫ ВО МНЕ. То же хотел доказать Христос, но почему-то обратился не прямо, непосредственно к человеку, а к отцу, да ещё небесному, под которым аллегорировал всё царство природы. Как не стыдны и не унизительны эти глупые названия? Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдёшь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за ближнего?"
   Помилуйте, да здесь просто богохульство!- так заявит любой богослужитель.Мало того,что Бог-отец объявлен аллегорией Природы ( идеи неоплатонизма), но и сам духовный подвиг Христа, оказывется, доступен каждому при наличиии ВОЛИ!(мотивы Шопенгауэра).
Лев Толстой осуждался Церковью за гораздо меньшее.Лично же для меня есенинские строки - отличное доказательство его широкого кругозора, пытливого ума,независимости суждений,критического мышления, здравого смысла.Системе не нужны такие люди,и поэт с горечью пишет:
   "Как нелепа вся наша жизнь.Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды."
   Для Есенина христианство - это в первую очередь деятельный ежедневный СПОСОБ ЖИЗНИ,а не некая религиозная доктрина:
  "Не будь сознания в человеке по отношению к "я" и "ты", не было бы Христа и не было бы при полном усовершенствовании добра губительных крестов и виселиц. Да ты посмотри, кто распинает-то?Не ты ли и я, и кого же - опять меня или тебя...  Я ЕСТЬ ТЫ. Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, ноя послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения".
  Для Есенина в центре любого вероучения должен находиться ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, и только тогда оно имеет право на ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
   "Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нём иметь представления.Только можно понимать человека, разбирая его жизнь входя в его положение. ВСЕ ЛЮДИ - ОДНА ДУША. ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТИНОЙ, У НЕЁ НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, И ЗА НЕЙ НЕТ ГРАНИЦ, ИБО ОНА САМА АЛЬФА И ОМЕГА. В ЖИЗНИ ДОЛЖНО БЫТЬ ИСКАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ, БЕЗ НИХ СМЕРТЬ И РАЗЛОЖЕНИЕ. Нельзя человеку познать истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение."
   Хочу напомнить, что это пишет совсем молодой человек, за плечами которого - лишь учёба в провинциальной Спас-Клепиковской школе,много и тяжело работающий в лавке, и пишет он, заметьте, не философский трактат, а частное письмо, которое кроме собственно адресата, и прочесть- то никто не должен был.
  И начинаешь понимать, что без нравственных,религиозных,социальных исканий, без тяжёлой ежедневной работы мятущейся в поиках Истины души,без независимого критического взгляда на жизнь не было бы никакого Есенина-поэта.И его любовь к России меньше всего связана с сусальностью православия,соборности и пр., в чём убеждаешься, читая его письма.
   Хочу закончить следующими строками поэта,который так видел своё ЛИЧНОЕ участие в благоустройстве мира:
   " Живое слово пробудит заснувшую душу, даст почувствовать ей её ничтожество, и проснётся она, поднимет свои ослеплённые светом истины очи и уже не закроет их, ибо впереди мрак готовит напасти, а затишье принесёт невзгоды, она пойдёт смело к правде, добру и свободе."

   


Рецензии
Здравый смысл Ваших рассуждений впечатляет. Но в защиту "сусального православия " скажу , что по другому не могут. И в этом простом восприятии обычных тоже есть понимание Христа. По поводу Есенина думаю Вы правы.

Ганя Жук   03.11.2021 13:14     Заявить о нарушении