Ч. 45... чтоб... не смели думать о них

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/05/10/1029

Самым важным событием в 1861 году было освобождение крестьян от крепостной зависимости. 19-го февраля Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и 17 законодательных актов, составлявших «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

 Его брат Константин был самым горячим сторонником освобождения крестьян. Чтобы провести в жизнь эту важнейшую реформу в русском обществе, на места были направлены многие морские офицеры. Свой комитет по приведению в действие царского манифеста учредил и Константин, назначив председателем комитета Бутакова.

 Он считал Григория Ивановича высокообразованным и мыслящим человеком,  и был убеждён, что тот с энтузиазмом станет работать в комитете. Великий князь не ожидал, что  позиция Бутакова в крестьянском вопросе расходится с его собственной. Об этом генерал-адмиралу сообщил встревоженный Александр Васильевич Головнин. Он привёл высказывание Бутакова на заседании комитета: «Крестьянское дело теперь только немного поправляется, и вся задача состоит в том, чтоб крестьяне не узнали своих прав, и не смели думать о них».

Поразительно, что братья Алексей, Иван, и Владимир, в отличие от Григория, придерживались довольно демократических взглядов, читали «Колокол», обсуждали публиковавшиеся в нём статьи. А если внимательно прочитать письма Григория, то в его письмах «крамольных» высказываний не найти.

Головнина так возмутила позиция в комитете Григория Бутакова, что он посоветовал великому князю, либо отправить Григория Ивановича агентом в Англию вместо Путятина, либо убрать его вообще с флота членом Госсовета, что равнялось почётной отставке. А ведь он когда-то к нему относился очень дружески и способствовал продвижению по службе. Разошлись друзья по идейным соображениям. Впоследствии великий князь воспользовался и тем, и другим советом.

На Балтике к тому времени собралось много известных черноморцев, и, как ни странно, отношения между ними не всегда были самыми тёплыми. Из всех учеников знаменитых черноморских адмиралов только капитан 1 ранга Степан Степанович Лесовский и адмирал Фёдор Михайлович Новосильский умудрялись сохранять со всеми прекрасные отношения. Лесовский всё ещё ходил в холостяках, и охотно предоставлял свою кронштадтскую квартиру друзьям.

Вот одно из его писем Бутакову:
«Любезный Григорий Иванович! Я вчера был у Новосильских, и они поручили мне просить Вас и жену Вашу к ним в субботу на вечер (dancing). Передавая Вам это приглашение, напомню Вам, что квартира моя к Вашим услугам, равно, как и я сам. Мой почтительнейший поклон Амалии Арсеньевне и за тем весь Ваш,
 Лесовский».

 Фёдор Михайлович Новосильский был тогда главным командиром Кронштадского порта и военным губернатором города, а Лесовский занимал должность капитана над портом. Гражданская война, начавшаяся в Соединённых Штатах в апреле 1861 года, быстро изменила сложившиеся взгляды на военно-морской флот и способы ведения войны на море и на реках. Бой между броненосцем южан «Мерримаком» и деревянными судами северян произвёл неизгладимое впечатление на Бутакова.

 У него вызвал восхищение таранный удар в борт корвета северян, которым южане отправили своего противника на дно, заодно и вместе с чугунным тараном, которым броненосец нанёс этот удар. Под впечатлением такой новости Григорий Иванович немедленно издал приказ, в котором поделился с подчинёнными своими свежими мыслями на тактику действий в современном бою. Писал он его не на листке бумаги, кратко и ёмко, как справедливо требовал от своих подчинённых.

 На себя, как уже говорилось, это замечательное правило Григорий Иванович не распространял. Посему и написанный адмиралом приказ больше походило на полемическую статью. Но у кого повернулся бы язык высказать это начальству?  Приказ зачитали всему личному составу в отряде канонерских лодок, включая матросов.

 В нём говорилось: «Настало время железных флотилий… «Мерримак» ударил в бок не столько корвета, стоявшего на якоре, сколько в бюрократические морские администрации Соединённых Штатов и Англии, которые дремали под защитою деревянных стен своих кораблей и только в виде лакомства для балованных детей строили своим нациям несколько железных судов.
Теперь… вопрос о деревянных судах решён окончательно в самых тупых и непредусмотрительных головах тех стран, у которых мы, по нашим обстоятельствам, должны перенимать систему оружия. Итак, - броня, башни и тараны!».

 Да, прочитав, почешешь затылок: Григорий Иванович, сначала обозвал тупыми и непредусмотрительными морские администрации США и Англии, а затем сообщил, что морская администрация России должна у них учиться! О реакции малограмотных матросов, молча выслушавших горячие адмиральские слова, можно лишь гадать.

 Офицерам оставалось только сделать под козырёк. Зато нашлось, что сказать руководителям министерства. Бутакову передали замечание генерал-адмирала о неуместности сарказма по поводу морских администраций Соединённых Штатов и Англии, а тем более о том, чтобы доводить такой приказ до матросов.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/13/1391


Рецензии
Как всегда интересно! С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   31.12.2018 11:54     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтение, Борис. Исправил.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   31.12.2018 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.