34. Странный выбор

«В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину….» ВикипедиЯ.
***
 Вот уже много лет, меня не покидает необъяснимое чувство уверенности, что именно в тот злополучный день я, вместе с группой воспитанников нашего детского дома, находилась в Эрмитаже.
 Доказательств этому нет никаких, но сопоставляя и анализируя даты, я пришла к выводу, что мы были одними из последних, кто видел картину до повреждения.

 Фотографии из старого альбома легко возвращают меня в июнь 1985.
 Только что завершился учебный год, и, для поездки в Ленинград, набрали детей, которым не грозили экзамены.
 Я закончила седьмой класс и, с радостью, воспользовалась возможностью попутешествовать.

 Решив помодничать, я, в поездку, раздобыла туфли на платформе, взяв у кого–то напрокат.
 Лишь на вокзале, я согласилась, что мне не кажется и они действительно не моего размера.
 Другой приличной обуви не имелось, поэтому намучиться с ними пришлось основательно.

 Из Парголово, где нас поселили, мы ежедневно выезжали на экскурсии и, до вечера, осматривали знаменитый город, чаще всего, передвигаясь пешком или на метро.

 Каждый день был загружен до предела.
 Сначала, нас ждал завтрак в кафе «Буратино». После, мы мчались к достопримечательностям. Затем, обедали в столовых, в зависимости от места нахождения, продолжали осмотр и, уставшие, доплетались до Парголово, где ужинали, чем Бог пошлет.

 Я, со своей обувью, к вечеру, теряла последние силы - автобус нам выделили всего один раз, так что туфли с лихвой наказали меня за попытку выпендриться.
 На Невском проспекте, бегущая толпа постоянно наступала на пятки, разбередила мозоли до ужасного состояния и, в конце концов, я стала разгуливать по Ленинграду босиком, там, где это было возможно.
 Слава Богу, юный возраст и летнее настроение за ночь оживляли меня, и я, вновь, с оптимизмом, отправлялась повышать культурный уровень.

 Впечатлений было море, причём, не только запланированных.
 В Ленинграде я в первый раз увидела домофон.
 Помню, как, стоя возле кафе, мы с девчонками закатились смехом, когда случайно заметили, что подъехавший к дому напротив велосипедист разговаривает с дверью. Мы потом изучали её несколько дней, пока не поняли в чём дело.
 Вот деревня!!!

 Ко дню визита в Эрмитаж, я почти освоилась в большом городе и приспособилась к проблеме с туфлями, поэтому, придя в музей, быстро разулась и ринулась путешествовать по залам в выданных чудаковатых тапках, на босу ногу, с обувью в руках - такой трюк я уже использовала в Петродворце.

 Рассматривая экспонаты, и вполуха слушая экскурсовода, мы вскоре добрались до «Данаи».
 Нужно ли говорить о том, что толкового обсуждения художественной ценности произведения не получилось?
 Ребятня начала шушукаться и смеяться, после чего, гид отпустила нас бродить по Дворцу.
 Я, за компанию, похихикала над Данаей, вышла в другой зал и вдруг «зависла».

 С картины на меня смотрела Семья – мама, папа и две дочки.

Я знала эту семью, знала, что её глава уже умер, и это, почему то, сразу сблизило меня с девочками на полотне.

 «Две дочки, как мы с сестрой» – подумала я.
 «И чувство горя наверно такое же»!

 Стояла и долго разглядывала Шукшиных, пока подруги не утащили меня к скульптуре Прометея, где тоже было над чем похихикать.
 Только меня всё равно тянуло обратно, поэтому, в конце экскурсии, я вернулась, чтобы взглянуть на картину ещё раз.

 Вечером, за ужином, руководитель группы спросила, что же нам понравилось в Эрмитаже больше всего?

 – «Даная» - почти хором откликнулся народ.

 - «Странный выбор» – заметила воспитатель, уловив среди голосов мой нестандартный ответ. «Обычная вроде бы картина из временной экспозиции».

 Лишь на обратном пути в Курган, лёжа на верхней полке вагона и размышляя об увиденном, я вдруг поняла.
 Это же была моя несбыточная мечта, незаживающая мозоль на душе - портрет, где вся семья вместе!
 Как жаль, что у нас с Таней нет такого фото.
 И уже никогда не будет…

 ***
 «В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная».

Ему нужно было сделать выбор......


на фото: в Ленинграде


Рецензии
Ирина! Прочла с удовольствием. Ленинград, а теперь Санкт-Петербург, я очень люблю. Раньше я хотела в нём жить и думала, что тогда была бы счастлива. Была там раз 10, сначала сама, потом возила туда детей. Покушение на картину "Даная" я очень переживала, но вот что-то и не знаю восстановили ли её. Посмотрю в интернете. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   24.09.2014 12:10     Заявить о нарушении
Рада, Нина, что Вам интересно бывать на моей страничке. Спасибо Вам.

Ирина Новикова 3   24.09.2014 16:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.