Толедо
Название города происходит от латинского "Tollitum" - вознесённый вверх. Герб города, столицы Кастилии, достался ему от Священной Римской Империи - выполненное в чёрном цвете изображение двуглавого орла. Первое упоминание о Толедо, как о "кельтском укреплённом городе" было сделано в 193 году до н.э. Кое-где сохранились остатки римских укреплений и домов патрициев, которые, к сожалению, теперь являются лишь фундаментами для более поздних построек.
Эпоху наивысшего расцвета и величия город пережил во времена вестготских властителей, особенно после принятия ими христианства. Город обладал поистине несметными богатствами, но "всё это похитили, разорили и уничтожили мусульмане, неверные собаки, варвары" (Лион Фейхтвангер "Испанская баллада"). Вестготы ушли в горы и вели партизанскую войну, а когда Папа Римский объявил крестовый поход, христиане, отовсюду устремившиеся в Испанию, объединились с потомками вестготов и отбили свои земли у (ставших к тому времени) изнеженных и избалованных мусульман. Таковы уроки истории, которые, увы, никого никогда ничему не учат.
Архиепископ Толедо до сей поры является главой католической церкви Испании, а в Кафедральном Соборе по особому разрешению Папы Римского служат мессы по обряду, восходящему к эпохе вестготов. Собор огромен, он и сам по себе - город, по которому можно долго бродить и которым можно долго любоваться. Обилие скульптуры снаружи и внутри, великолепные резные деревянные скамьи в хорах. В музее Собора хранятся картины Эль Греко, Гойи, Тициана, Сурбарана. И ещё одна славная скульптура - изображение Мадонны с Младенцем - которую не могу вспоминать без улыбки, настолько она милая: прелестная юная Дева ласково смотрит на своё дитя, а тот нежно держит её за подбородок.
Мы пришли в церковь Сан Томе - хранилище великого творения Эль Греко "Погребение графа Оргаса". Собственно, можно только ради этого произведения приехать в Толедо. Приехать, увидеть и уехать. Огромное полотно, написанное более 400 лет тому назад, никогда не покидавшее своего места, никогда не реставрировавшееся. Картина прекрасна и величественна, её хочется разглядывать, изучая каждое движение персонажей картины. В погребении участвуют святые Стефан и Августин в присутствии священников и толедской знати, в левом углу Эль Греко изобразил себя и своего маленького сына. Окружённый ангелами Иисус готов принять душу усопшего. В своё время граф Оргас был богатым меценатом, построившим данную церковь, за что и удостоился чести быть изображённым самим Эль Греко. Кстати, церковь до сих пор принадлежит потомкам графа: такова Европа - века идут, а многие вещи остаются незыблемыми.
Уже в конце нашей короткой (всего лишь несколько часов) экскурсии по Толедо (для изучения которого нужно хотя бы несколько лет!) мы пробегали вниз, всё вниз, к берегу реки, к монументальным каменным воротам. Сначала мы поравнялись с несколькими готическими шпилями, потом - с шестигранной крышей, спустившись ещё ниже подошли к стенам Монастыря Сан Хуан де лос Рейес. На стене монастыря укреплены цепи, в которые некогда были закованы христиане, впоследствии освобождённые в ходе войны.
Упадок Толедо связывают с начавшимися гонениями на евреев, чья община была настолько богата, что, по преданию, землю под строительство синагог они привозили из самого Иерусалима. А вскоре Колумб открыл "Индию", откуда нескончаемым потоком хлынуло золото, но, поскольку столицей к тому времени был назначен Мадрид, старой столице Толедо, как это обычно бывает, доставались крохи.
Мы спускаемся к мосту через реку Тахо, окружающую Толедо с трёх сторон. Её склоны покрыты серо-голубыми колониями агавы - коренного жителя Америки, завезённого в Испанию конкистадорами, так же как пальмы, табак и прочее. Последний взгляд на легендарный город. Adios, великолепный Толедо!
Свидетельство о публикации №213051201089