Рита

- Галя, ну что же ты на смс не отвечаешь! А у меня сейчас зарядка закончится, и денег на счету нет! С праздником!
- Риточка, нет ни одной смс, почему-то не проходят.
- Ты не представляешь, как я сейчас кручусь, больше чем  раньше на четырех работах. Слава мои  смс получает, у меня никого больше нет, кроме вас.
- Рита, не плачь, мы еще увидимся. Я люблю тебя!

Ритка, моя детская подруга с осиной талией… Она подошла ко мне на перемене в школе и заговорила. Выяснилось, что наши дома совсем рядом, в разных концах квартала. Только учимся мы в разных классах, она на год моложе. Начинаем встречаться на переменах, иногда вместе возвращаемся из школы. Стоим как-то у окна, она задумчиво выводит на стекле «ВИТА». Это ее младшая сестра. Девочка когда-то неудачно упала с кровати, не уследили. Она ушибла колено, и развился туберкулез кости, ей приходится много времени проводить в специализированном детском санатории. Ножка у нее не сгибается, носит специальный корсет.  Дом они перестраивают, делят на две половины для двух братьев. В одной из недостроенных комнат мы часто собираемся своей детской компанией, устраиваем импровизированные спектакли, на ходу распределяя роли.  Чаще всего изображаем барыню и полуглухую глуповатую служанку:
- Анюта!
- Что, барыня? Я тута!
- Приведи мне полковника!
- Половника? Сейчас принесу.
Или танцуем на придворном балу:
- Не бери меня за талию,  я мороженого хочу.

Потом мы бегаем вместе с ней на каток в старом парке. Домой нас провожают знакомые ребята. Они живут в другой стороне от парка, но идут вместе с нами большой компанией, иногда человек шесть. Веселый белозубый красавец Юра нравится нам обеим, но идет со мной рядом, несет мои коньки и все больше хмурится Саша. У него небольшие глазки – изюминки, породистый нос, Рита его называет «Барбос среди роз». Ее внимания активно добивается брат Юры Анатолий. Ребята дурачатся, Юра вдруг начинает  танцевать посередине дороги недавно появившийся танец летку-еньку. Рита заливисто смеется своим смехом – колокольчиком.

Крутого, вспыльчивого нрава своего отца Рита побаивается. Как-то, разозлившись на то, что новый ботинок натер ему ногу, Валентин Миронович швырнул ботинки в топящуюся печь.  Высокий интересный Валентин Миронович со своей черноокой красавицей женой Галиной Николаевной иногда бывают у нас в гостях. Он работал вместе с моим отцом в технологическом техникуме. Затем отца назначили директором центральной городской школы, Валентин Миронович остался в техникуме. К нам они приходят редко, более близко дружат с семьей Бориса Павловича, тоже учителя, директора школы.

Через год после окончания школы (не поступила с первого раза) я начинаю учиться в Саратове, а Рита с родителями уезжает в Волгоград. Валентин Миронович рассказывал, как он был разведчиком в годы войны. Работал на заводе, захваченном немцами, и выполнял важные поручения. Его приглашали на встречи с пионерами, просили поделиться своим воспоминаниями. И вдруг в местной газете появляется статья «Федот, да не тот». В статье говорится, что никаким разведчиком Валентин Миронович не был, просто работал по принуждению на немцев, как многие в те годы. И вроде бы к опубликованию этой статьи приложил руку его ближайший друг Борис Павлович. Вот после этого они и уехали из нашего города.

Через несколько лет, окончив  университет, поработав в Коврове, я возвращаюсь в свой Вольск, живу с родителями и маленьким сыном. Стираю белье в пристройке, поднимаю глаза, вижу круглолицую полную женщину:
- Галка, совсем,  что ли не узнаешь?
- Рита!
Узнаю только по голосу с характерной легкой хрипотцой. И еще такой знакомый звонкий смех – колокольчик.  Рита приехала на пятидесятилетний юбилей Бориса Павловича, Валентина Мироновича уже нет в живых. Просматриваем с ней старые альбомы, вспоминаем детские годы. Замуж Рита выходила очень интересно. Когда ее Леня пришел к родителям просить ее руки (вот так по старомодному), Валентин Миронович посмотрел на тщедушного невидного будущего зятя:
- Тебя с балкона лучше выкинуть или в окно?
Столько возле Риты красавцев парней крутится, а тут вдруг какой-то замухрышка!  Расписались Рита с Леней тайно перед его уходом в армию. Валентин Миронович, просматривая местные газеты, вдруг натыкается на небольшую заметку, где пишут о хорошей службе Соколова Леонида и выражают благодарность его жене Маргарите Момотко. Так отец узнает о том, что его дочь замужем. Свадьбу сыграли после возвращения Лени из армии.

Через несколько лет мы с Алешей приезжаем к Рите в Волгоград. У Риты в квартире ремонт, она размещает нас у своей матери в соседнем доме. Галина Николаевна живет одна в двухкомнатной квартире. Иногда пускает квартирантов, но сейчас квартирантов нет. Большой портрет на стене, где она совсем молоденькая с Валентином Мироновичем. Красивая все-таки! Рита больше похожа на отца, а Вита на мать, такая же красавица, только хромота портит. Но Вита замужем, двое детей. Мать перед ней чувствует вину, заботиться больше, квартира по завещанию должна достаться ей. У Риты дочка немного старше Алеши, но ростом он намного меньше, едва ей до плеча достает. Девочка серьезно занимается в баскетбольной секции, тренировки каждый день. Иногда так не хочется идти, чуть ли не слезы на глазах, но не бросает, втянулась. Геля находит все-таки время поехать с нами на Мамаев Курган, в парк. На аттракцион с автомобилями детей пускают с определенного возраста, наши  дети еще малы.  Но Гелю пропускают, благодаря ее росту, а Алеша вроде бы с ней.

Утром Галина  Николаевна уходит на работу, Рита прибегает готовить завтрак. Рассказывать она мастерица, мы за разговорами не замечаем,  как приготовление завтрака постепенно переходит в приготовление обеда. Леня не  очень любит бывать в квартире тещи, видно живы еще былые обиды, но ради нашего приезда присоединяется к нам. Да, осиной талии у Риты давно нет, но муж смотрит на нее все теми же влюбленными глазами: «Для меня ты всегда такая же, как была». Мой Алеша от Лени не отходит, дети сразу чувствуют доброту. Леня часто болеет, Рита преподает в нескольких местах и кроме этого берется дома выполнять кому-то чертежи, подрабатывает дворником – крутится, как может.

С продуктами в Волгограде сейчас еще хуже, чем в Саратове, а ведь снабжался когда-то по первой категории, считался туристическим городом. Это я запомнила по поездке после окончания девятого класса. Я в ту поездку попала случайно, просто отказался кто-то в последний момент, и директор нашей школы позвонил моему отцу, своему старому знакомому.  Может быть, туристов снабжают как-то по-особому, но в магазинах пусто. Стараюсь хотя бы на рынке  что-то купить, чтобы Рита меньше тратила на питание. Зато портьеры здесь можно выбрать, у нас с этим напряженно. Выбираю с коричневым рисунком из листьев и веток. Галина Николаевна одобряет мой выбор:
- Только они не очень практичные, у меня такие разлезлись после стирки.
Я слегка озадачена:
- А сколько же они до стирки висели?
- Ну, лет восемь.
Вот это да! За восемь лет только от пыли точно разлезутся! У меня они, к слову сказать, лет двадцать прослужили, заменила потому,  что выгорели, а не разлезлись.

Получаю от Риты несколько посылок. Она выкраивает для меня из всего, что ей с трудом удается доставать: кусочек мыла, баночка кофе, стиральный порошок – в дефиците все.

Встречаемся еще, когда Рита приезжает на юбилей Славы – сына Бориса Павловича и моего одноклассника. А в последний ее приезд нам не удается встретиться. Моя мать умудрилась второй раз заболеть опоясывающим лишаем. Заболевание считается инфекционным.  Написано, что может заразиться  только тот, кто не болел ветряной оспой, но кто его знает. Рита себя плохо чувствует и Слава категорически против ее визита к нам и моего прихода к ним. Тем более у Риты внук очень подвержен всем инфекциям и аллергии.

А сейчас  смс  почему-то  не  проходят, звонить по телефону дорого, компьютера у Риты нет. Письма писать она не любит, да и кто сейчас пользуется таким старым способом связи? Почтового ящика поблизости не найдешь. Увижу еще ее влюбленный взгляд, который она устремляет на своего Леню, услышу смех – колокольчик? Хочется верить, что услышу.


Рецензии
С интересом прочитал, Галина Павловна, про Вашу подругу Риту - Маргариту. Показалось, что даже голос и особенно смех КОЛОКОЛЬЧИКОМ её услышал. Спасибо! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   16.09.2023 11:03     Заявить о нарушении
Колокольчик я, кажется, уже не услышу, связь потеряна окончательно. В нашем возрасте это часто.

Галина Вольская   16.09.2023 16:46   Заявить о нарушении
Тяжело всё это... Мы ЭТО всё ожидаем, наверное. В наших воспоминаниях - или в мечтах - о НЕСБЫТОЧНОМ БУДУЩЕМ! Живём.... С теплом и уважением,

Николай Кирюшов   16.09.2023 18:37   Заявить о нарушении
У нас теплое, солнечное бабье лето, вчера пели на Дне города. Живём!

Галина Вольская   17.09.2023 06:34   Заявить о нарушении
И у нас сегодня в Питере без дождя. Доброго Вам воскресного дня, Галина Павловна! С теплом к Вам,

Николай Кирюшов   17.09.2023 06:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.