О неушедшем времени

Увидела в букинистической сети обложку книги "Тебе, моя жизнь" Михаила Молочко и Анны Моловой, которая повлияла на мое мировоззрение ещё в сопливом возрасте. Купила её шестиклассницей в газетном киоске лично, на собственные двадцать (или около того) копеек. Прочитала и хранила очень долго, пока в конце восьмидесятых она не сгинула в разросшейся библиотеке.
Но помню как сейчас бедный картонный переплёт, сероватую бумагу.

http://artrussian.com/book_2176.html

Михаил Молочко был ИФЛИец, погибший на фронте - а я знала, что и бабушкин троюродный брат, тогда ещё  просто чёрный монах, а  впоследствии Патриарх Всея  Руси Пимен, там учился.
Одним из однокашников М. Молочко, попавшим в гребёнку репрессий, был Наум Коржавин, о судьбе которого я до того ничего не знала. А тогда нашла у кого-то его  стихи. И ещё Иосифа  Уткина.
Сейчас, может быть, ничего особенного в той книге не увидела бы, а тогда вместе  с ней у меня было всего три книги, которые  я  прочитала МЕЖДУ СТРОК - вишнёвый том трудов Сталина и том речей Вышинского, из которых я сделала собственные выводы: что оба они - преступники, и мы живём в страшной стране.
И была эта вот книга М. Молочко - "Тебе, моя жизнь".
В четырнадцать лет я объявила бабушке (с родителями на эти темы почему-то не говорила), каковы мои взгляды, и неожиданно получила в подарок маленький потрёпанный томик Евангелия на старославянском, с карандашными пометками на полях.
Оказалось, что это - единственная вещь, которую вернули прабабушке в кабинете НКВД-шного начальника г. Иваново, где её муж, а мой прадед Иван Иванович Плохов*, находился в то время на поселении с поражением в правах и запретом жить в Москве. . Он был застрелен в кабинете дежурного следователя "по ошибке", а, точнее, за дерзость и нежелание терпеть хамство из уст едва оперившегося НКВДшника.
Со словами "А разве у вас не бывает ошибок?" в качестве извинения, тот начальник и протянул помертвевшей вдове этот томик. Думаю, в противном случае у нас не осталось бы и этой последней реликвии.
--------------------------------------------
--------------------------------------------
* - подробнее о судьбе И.И.Плохова в повести моей тётушки
Александры Плоховой здесь и в последущих главах

http://www.proza.ru/2010/03/20/774
Прошу мне не тыкать! Часть 1 - рассказы, 20.03.2010 13:46
Прошу мне не тыкать! Часть 2 - рассказы, 20.03.2010 13:59
Прошу мне не тыкать! Часть 3 - рассказы, 20.03.2010 16:00
Прошу мне не тыкать! Часть 4 - рассказы, 20.03.2010 16:12


Рецензии
Спасибо,Лара Вам за рассказ и за ссылки на повесть тетушки! Все очень волнует, все должно сохраниться в СЛОВЕ!

Варвара Оленина   22.04.2017 01:47     Заявить о нарушении
Да, Варенька, мы только это и можем, только это и должны им, ушедшим - оставить непрекращающуюся нить памяти. Дети сами решат, кто они и как жить, держась за эту ниточку.

Лариса Морозова Цырлина 2   23.04.2017 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.