Глава 30. Радио

   После бани, в субботу вечером, наскоро поужинав, при этом беспрестанно глядя на часы, и только услышав пиканье точного московского времени по радио, я устремлялась в кабинет и усаживалась на стул. Каждую неделю, кажется в девятнадцать часов, начиналась радиопередача «В субботу вечером». Предварялась она музыкальной заставкой, а потом были юмор, анекдотические истории, шутливые рассказы, что поднимало настроение и в постель отправлялись, я, во всяком случае, в хорошем расположении духа.
   Утром, в воскресение, по радио слышались позывные другой, любимой мною передачи: «Воскресенье, воскресенье, песни слышатся кругом, с добрым утром, с добрым утром и с хорошим днём!» пело радио вступительную песенку передачи «С добрым утром!» Его включали на полную громкость, чтобы слышно было всем домочадцам. Телевизора у нас не было и эта связь с внешним миром была единственной.
   Многие передачи начинались со слов: «Говорит Москва!» и казалось, что там, в далёкой Москве, так здорово и весело живётся людям. Рождалось чувство благодарности, что они и о нас помнят, живущих в заваленных снегом сёлах, потому, что возможность слушать радио была в основном зимой, когда рано темнеет, когда на улице мороз, а дома тепло, уютно и так не хватает положительных эмоций! Летом же радио вещало на весь центр села, в районе административных зданий, Дома культуры, площади и парка.
   Могу с уверенностью сказать, что радио сослужило для моего детского восприятия окружающего мира хорошую, просто бесценную службу. Это передачи о классической музыке, «Театр у микрофона», поэтические чтения, встречи с писателями, исторические рассказы, трансляции из Большого театра классических оперных постановок и многое другое, нужное и полезное. Часто по радио транслировались выступления членов правительства. Долго, порою не понятно для меня, говорили о рекордах, называя цифры. Перечисляя фамилии членов правительства, предваряли словами: «В зал, под продолжительные аплодисменты, переходящие в бурные овации, входят члены правительства и политбюро ЦК, делегаты встречают их стоя». Потом из радио звучали действительно бурные и очень - очень продолжительные аплодисменты. За это время я умудрялась налить себе чая и опять расположиться возле репродуктора. Кстати, фамилии членов правительства я знала наизусть, именно так, как их зачитывали, а если бы попросили меня назвать их в другом порядке, я бы сбилась. Как стишок знала.
   Так же я была осведомлена о главах других государств и даже их жёнах. Например: шахиншах Ирана Мухамед Реза Пехлеви и шахиня Ирана Парах Пехлеви, или король Эфиопии Хайли Силасий Первый, или великий король Камбоджи Преа Бат Самдех Преа Нородом Сианук, а вот ещё Урхо Калева Кекконен - руководитель Финляндии. Это развивало память, рисовало образные картинки, способствовало формированию мышления и представлений о людях и событиях, которых я не могла видеть, но услышав о них, могла себе представить.
   Я, благодаря радио полюбила классическую музыку, знала композиторов и исполнителей. Когда транслировали прямо из консерватории, включив немного раньше зал, то слышались приглушённые голоса зрителей, покашливания, стук сиденьями театральных кресел, какофония настраивающихся на увертюру инструментов, и тогда охватывало чувство сопричастности к великому действу, заставляя напрягаться и быть готовым внимать. Потом раздавалось постукивание дирижёрской палочкой, сигнал оркестру о готовности и первые аккорды. Когда же из Большого театра транслировали балет, и такое бывало, то прослушав в начале либретто, я уже не могла отойти от радио, так как терялась нить, сюжет произведения. У меня были свои предпочтения и любимые композиторы, а вот музыку Рахманинова я часто встречала слезами, так она меня трогали и бередили душу, особенно картинки природы, не в самом лучшем её состоянии, осенью, во время увядания. К тому же Рахманинов родом был из наших мест, поэтому и связь музыкальной темы с действительными образами природы, тоже была огромна. Мне слышался дождь, осеннее ненастье, гнетущее, мокрое настроение, и я заливалась слезами. Зато Римский-Корсаков, Хачатурян, Чайковский, вызывали восторг. Бах, Брамс, Моцарт, Вивальди, - музыка их трогала мою детскую душу необычайно. Я знала на слух, большинство музыкальных инструментов в симфоническом оркестре и чутко понимала настроение в музыке даже из-за того, какой инструмент включается в игру. Да и ведущий передачу о музыке, подробно объясняя внешний вид инструментов, тут же демонстрировал и звучание его. Вот вам и радио, прямо сказать, дополнительное эстетическое воспитание и образование, во всяком случае, для меня.


Рецензии
Я также любила радио!
Часто передавали песни из оперетт! Помню из "Свадьбы в Малиновке" - "Вашу руку, фрау мадам!"

Помню, читали повесть или роман "Золото".
А песни какие! Руслановой, Хиля, Пархоменко...
А детские песни!

Наталья Меркушова   10.11.2013 21:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.