Косой взгляд Вселенной

- Я ничего не понимаю в этих рисунках!
- Это не рисунки, это картины!
- А где люди?
- Зачем люди?
- Если это картины – должны быть и люди!
- Не обязательно.
- Это не картины – мазня. Так и я ляпать умею. Вот, посмотри на Это! По-твоему это картина?
- Ну…
- Вот видишь, ты уже сама сомневаешься.
- Нет, ты не права. Это революционный шаг, направление – абстракционизм, кубизм, футуризм. Это не всем дано понять, осмыслить, увидеть…
- Ой, перестань. Не говори глупости. Нас никто не слышит. Что здесь намалёвано? Кружок, три мазка разными красками и в середине, … - она задумалась, - в середине… да это ягодицы самого художника! – осенило её. – Он намазал свой зад красками и припечатал  в середине картины.
- Боже, какой ужас! Что ты мелишь, нас могут услышать!
Женщины переходили от картины к картине. Одна – молча, другая – возмущаясь.
- Мазанина! Мой сын, в свои четыре года, рисует куда лучше, - не унималась та же. – И это выставка авангардистского, изобразительного искусства. Что здесь выставляют? В чём заключается искусство и где оно?
- Тогда зачем пошла?
- Ты сама и потащила: "пойдём смотреть, ах, искусство, ах. Это не Эрмитаж, - бессмыслица, безвкусица полная.
- Я и предположить не могла, что ты, Этого, не поймёшь. Ни за что бы тебя не позвала. Как ты не видишь, в этом есть Идея, Смысл, прелесть, наконец!
Вторая, будто её не слышала.
- И не жаль этому рисовальщику красок и кистей? Интересно бы было посмотреть на него. У него явно не "все дома". Зачем устраивать эти выставки. На них никто не ходит. Пять дураков во всём зале и две из них – мы. Она замолчала и с интересом посмотрела на мужчину, застывшего подле следующей картины. Его взгляд пылал огнём, руки нервно подрагивали. Во всём теле ощущалось беспокойство, напряжение, нервозность и восторг.
- Интересно, что он там увидел? – спросила всё та же, - и подошла к картине.
Оттуда на неё смотрели два глаза, не то кошачьи, не то совиные. А может и не глаза вовсе. Две окружности, не совсем правильной формы, с точечками-зрачками разных цветов и оттенков.
- Ше-де-в-р, - тихо произнёс мужчина.
- Это?! – не то спросила – не то удивилась она.
Он  не оглянулся и не ответил.
- Шедевр, - повторил он и схватился за жиденькую бородку, которую, почти оторвал, в порыве чёрт знает чего.
- Что вы здесь увидели? – спросила она полушёпотом.
- Глаза! – ответил он, не оборачиваясь. – Глаза её так прекрасны.
- А чьи глаза-то? Вы полагаете женские? – уточнила она, всматриваясь в яркие кружки.
Он оглянулся.
- Что? – спросил он, будто минуту назад не говорил с ней, будто, само привидение стояло  перед ним.
- Глаза! Шедевр! А чьи они, глаза эти? Ничего не понимаю!
На неё смотрели глаза художника. Она поняла это в тот момент, когда их взгляды встретились.
- Да, глаза, глаза Вселенной, Разума, Вечности.
Он обратил к ней свой взор… косой. Его глаза, то сходились на переносице, то – разлетались  к ушам.
- Вы художник!? Это ваши рисунки!? – ахнула она.
- Рисунки????
Она почувствовала, как его передёрнуло, как по его "оголённым нервам" пробежал ток в тысячу вольт. Голова дёрнулась. Рот искривило. Две жидких кучеряшки, перекинутые с затылка на лоб, встали дыбом и выпрямились, а выщипанная бородка, повисла, как подтаявшая сосулина.
- Рисунки!????? – вскрикнул он. – Эти холсты бесценны, как холсты Ван Гога, Поля Гогена. Они вечны! Вы не видите этот взгляд????
- Нет, - вырвалось у неё.
Её за рукав дёргала подруга.
- Пошли отсюда, быстро, пока не разгорелся скандал. Это – сам Шизов!
Шизов ещё долго возмущался, выдёргивая несчастную бородку, будто она была причиной всех его бед и несчастий.
- Как можно не понять художника? Она не видит глаз!!! Слепота съедает людей, разум гибнет!
Ему принесли воды. Он ещё долго "булькал", "трепыхался", а потом затих перед картиной Вечности, откуда на него смотрели его глаза, так как он ими видел и  воспринимал мир.
- Боже мой, как я испугалась, увидя его безумное лицо, - призналась вторая, нервно закуривая сигарету. – Ты бы видела его глаза! Он косой! Как косой может писать картины?
- Точно так же, как глухой Людвиг ван Бетховен писал волшебную музыку, - возразила подруга.
- Что ты сравниваешь, какого-то косоглазого  Шизова с  Бетховеным? Бетховен - классика, а этот? Я согласна, есть разные авангардистские направления в искусстве, но этот!!! У него, по-моему, ярко выраженный идиотизм или "шизизм", - с горечью поизнесла она и бросив на тротуар недокуренную сигарету и ...нервно застучала каблучками в противоположном направление. Она,  быстро удаляясь от злополучной выставки, где только что побывала, в "шкуре" одного из героев Чеховского рассказа "Палата номер шесть", так ей казалось. Взгляд Вечности, Вселенной, в её понимании, – должен был выглядеть иначе, впрочем, как и художник.

* картинка из Интернета


Рецензии
Здесь красива не картина, о которой рассуждают героини рассказа, здесь прелесть сам рассказ, раскрывающий сущность мышления многих знатоков творчества современных художников, как они далеко ушли от реальности. Как эти художники мне напоминают современное украинское государственное руководство. Тоже абстрактное понимание реальностей политики, та же оторванность от действительности. Их меньшинство, но они склоняют чашу весов в свою сторону. Вот такое ощущение появилось после прочтения этого рассказ. С уважением.

Владимир Голдин   21.10.2014 09:06     Заявить о нарушении
Владимир, Вы правы, наверное рассказ подойдёт ко всему, что выходит за рамки понятия "что такое перед нами", включая искусство, политику и разное всякое....
С уважением
Инна

Инна Рогачевская   21.10.2014 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.