Путешествие в Гарлем
ПУТЕШЕСТВИЕ В... ГАРЛЕМ
Господа, я вчера совершил... путешествие в Гарлем!
Как это? Да, очень просто. Перескакивая через лужи и грязь от задворков автовокзала вышел к новому крытому пешеходному мосту через железную дорогу и прошел на Можайского...
К слову, старый мост - металлический, дощатый, открытый, не похожий на вот эту утробу пластикового червя был, по моему, все таки лучше, и идти по нему над путями (раньше летом, когда выключали горячую воду, регулярно ходил по нему в баню в Завокзальный микрорайон) было несравненно веселее, чем по этому железобетонному, новому. Можно было наблюдать поезда и вообще всю техническую, экзотическую железнодорожную жизнь, ну а тут – просто, как в прямой кишке находишься у какого-то странного зверя... Думаю, что посредством подобного рода изоляции человека от железнодорожного транспорта новоявленные путинские "мудрецы" решили побороться в очередной раз с “международным терроризмом”. И то – верно. Раз состава из "прямой кишки" не видать – значит никакие экстремисты его век не взорвут - ясен пень?
Да, зачем я пошел то? Ну, вот так,.. не зачем. Просто захотелось мне после долгой зимы подышать свежим (относительно – в городе), весенним воздухом. Ну, вот так что ли?
Кстати, в воздухе стойко порою по маршруту всего моего неблизкого пути ощущался запах экскрементов. Но вот это ж - уже ерунда. Главное - дышать и дышать. Полной, полною грудью... – весну!
* * *
Вышел я на Можайского и пошел по направлению к улице Конева... И что сказать? Дорога была прямо таки ужасна. Глядя и ощущая ногами асфальт, а вернее – дорогу без оного, ощущение у меня создавалось почему то такое, что асфальт этот самый на тех городских тротуарах в раз последний клали в тех же давних 1960-х годах, когда строили близлежащие пятиэтажки. Лужи, грязь то почти непролазная, отвратительные кучи мусора - везде. "Гарлем" - вот как сказали бы про "такое" люди моего поколения, еще помнящие советские пропагандистские телепрограммы о тяжелой и безрадостной жизни трудящихся в капиталистическом мире. В те далекие годы на советском телевидении очень - очень любили показывать нам ну, довольно похожие картинки из жизни негритянского, по своему преимуществу бедняцкого района Нью-Йорка - легендарного "Гарлема". Кстати, там у них, в той далекой Америке и какой - нибудь Южный Бронкс, населенный по - преимуществу представителями национальных диаспор - эмигрантами "первой волны" да еще своими же американскими безработными – ничуть не краше... Вот скачу через лужи и вспоминаю старые, “еще те” журналистские штампы про “известный бедняцкий квартал”, про “влачащих свое жалкое существование” и про “обездоленных миром наживы”. Ну, и классику жанра, конечно же про “два мира – два детства”. Но все это там - у них, в страшном "городе Желтого Дьявола"... А у нас?
И у нас - почти тоже, видать. Так сказать, дожили. Только вот небольшая поправочка. На Можайского да на улице Конева в нашем городе, по преимуществу, отнюдь не безработные живут, а простые трудящиеся граждане - россияне. Не какие – нибудь приживалки и захребетники, а налогоплательщики вполне добросовестные. Почему же ровно так эта улица выглядит?.. Для России вопрос это - чисто риторический.
К своему удивлению обнаружил, что во дворах между улицами Мишкольцкой и Можайского асфальт все таки есть, и как будто бы даже относительно новый. Только тротуаров вот на той же Мишкольцкой нет уже под чистую давно. От 1960-х годов - все поистерлись, в чистую?
Кстати, там же, на Мишкольцкой, недалеко от водонапорной башни увидал я посреди бездорожного а верней безтротуарного мрака и ужаса, края облупившихся пятиэтажек и переполненных свальных контейнеров опорный пункт родной полиции.
– Неужели – думаю – ну, хоть этим разбитая в хлам дорога и никакие давно тротуары не "по барабану"? Любят наши господа полицейские ноги по кочкам зря ломать? Или просто так, пешком нынешние блюстители порядка по почти что трущобному району не ходят? Все у них теперь, как в далекой Америке? И то верно - у полиции машина есть казенная. Не своя - ее ничуть не жалко?
Перескакивая через почти что бездонные лужи и через жирно чавкающую грязь вышел на пешеходный мостик над рекой Шограш, откуда открывался живописный вид на окрестные помойки и на ржавые трубы в нечистой, почти что канализационной воде.
- Ну, - вот думаю – отсюда то до улицы Конева уже и рукой подать. Что ж там? – думаю.
Вышел на Конева к девятиэтажке с “Алладином” (это – местный магазин - салон по продаже паласов). Возле “чудного джинна” - новый памятник маршалу Коневу. Хищно - черная голова на высоком столбе сложенного из огромных детских кубиков. Непомерных размеров башку венчает "аэродромная" фуражка. Памятник… - ну, он просто ужасен! Можно, можно наверное издеваться над советским прошлым и круче. Но, ей богу же, совестно! Настоящий Бессмертный Кощей получился у скульптора! Вот таким то героем войны - только деток пугать! Благо бы немецких и во время войны. А то вдруг получилось – своих и много позже.
У столба с головою – венки. Только что пролетел День Победы. Кстати, некоторые из венков почему то из пластмассовых цветов, c траурными лентами, ну как на кладбище. На скамейках у памятника легендарному маршалу развалились небритые люди. Люди "празднуют праздники" ну, почти что неделю и эффект уже заметен. Виден, так сказать - на лице... Кстати, в Завокзальном районе по дороге на Конева мне подобные типы повстречались не раз и не два. Приходилось “притворяться ветошью”, проходя осторожно мимо, без лишних всяких там движений, дабы не дай бог не пробудить в традиционно веселящихся этих вот "простых россиянах" какого - нибудь весьма дикого зверя. Волка, рысь, быка, медведя или даже свинью и козла. К счастью, все обошлось. Днем они не так опасны. А ночью…
Вот, примерно неделю назад возвращался около 12 ночи возвращался домой из гостей. Шел домой – озирался. Если честно – боялся, что мне по пути где - нибудь проломят голову. Возле "Огорода" на улице Герцена видел целый молодежный "Гарлем". Сотня юных бездельников… Группировки ли, банды ли – да не все ли равно? Лоботрясы - и все на авто...
Да, на праздники народ у нас в городе и в самом деле "гуляет". У вокзала традиционно ходят типы с такими отвратительно - ужасными рожами, что и Голливуд с его “фильмами ужасов” порой "отдыхает"...
В Майские пошел в ближайший “Макси”. При выходе На крыльце ко мне стали приставать два типа, явно то ли "под градусом", то ли “под наркотой”. Короче, эти “милые мальчики” очень уж хотели "завестись" и побить “очередного клиента”. Видимо, хотели выдрать у него кошелек - на "продолжение праздничного ужина". Пришлось “притвориться ветошью”, суметь “сделать ноги”, то есть быстро уйти не смотря на хватание за плечо и мат... И кто после этого скажет, что де "народ праздики не празднует"? Снова вопрос риторический.
Это совершенно ясно, что большинство из данных типов “далеко пойдет, пока полиция не остановит”, как говорили в народе в те годы, когда “полиция” была еще “милицией”. Гопничество и беспредал… - ими “страдает”, в основном, “молодежка”. Притом, самая что ни на есть “зеленая”. Регулярно слушаю наше местное радио. В чреде провинциальной криминальной хроники - всегда масса самых нелепых преступлений. Вот хотя бы характерный пример: "В районном центре С молодой человек вошел в продовольственный магазин и путем открытого доступа похитил бутылку спиртного... На выходе злоумышленник был схвачен охранником торгового зала и немедленно передан в руки работников правоохранительных органов. По факту произошедшего заведено уголовное дело..."
И что дальше будет с таким вот “героем”? - Таганка! Эх, ночи полные огня!.. Ведь навешают идиоту всего – чего было и чего не было за пятилетку. И полетит он на зону мотать срок – сизым голубем. Но, не буду о грустном.
* * *
От "Кащеевой бошки" прошел на Беляева. И там - лужи и грязь. Все традиционно – вполне. Но все это были только “цветочки”. Разорение самое полное, то есть “ягодки” ждали меня впереди.
Признаюсь - я решил чисто ради интереса к району где давно не бывал, дойти до перекрестка улицы Беляева и аллеи Текстильщиков. До того самого места, где когда - то стояли всем известные в городе стандартные статуи из чугунного литья, произведения весьма грубого заводского отлива из послевоенных времен “культа личности”. По моим воспоминаниям то был Ленин Владимир Ильич с традиционно вдаль протянутой рукой с зажатой кепкой, да еще ровно две симметричные ему фигуры, что стояли некогда на кирпичных постаментах в чахлых сквериках по сторонам аллеи. И что же?
Ильича я не нашел на месте. Его, бедного, давным - давно оттуда убрали. Дело было еще при Ельцине – в тех “лихих” 1990-х. Статуи в сквере через аллею мне тоже обнаружить, к сожалению, не удалось. Только возле дома, что стоит на Беляева 20, в позагаженном скверике до сих пор торчит чугунная статуя странная. Это баба и какой – то, то ли в испуге, то ли в сексуальном вожделении прижавшийся к этой бабе подросток. Оба изваяния были некогда крашены "сербрянкой", ныне по своему преимуществу уже облупившейся. И еще. За двусмысленность статуи титьки бабы чугунной и вообще все места расположения половых органов фигур густо вымазаны местными хулиганами темно - синей краской. С намеком, естественно...
Так я не шатко, ни валко добрался до района так - называемых "немецких домов". Почему "немецких"? Потому что их в конце 1940-х годов в нашем городе строили немецкие военнопленные... Они построили их в самом конце 1940-х, но не известно: ремонтировали ли их с тех давних пор люди русские? Все, что я увидал на Беляева 20 и 22 очень сильно заставило меня в том усомниться...
Представляете - совершенно обшарпанные, облупившиеся местами красно – кирпичные стены . Про асфальт у тех самых “немецких” домов на пешеходных дорожках я уже не говорю. Говорить там не о чем, потому что его просто нет. Как тех немцев, наверное, уже давно в природе. Те давным – давно умерли. А теперь умирают и эти дома… Многих старых массивных балконов на фасадах "немецких" домов – нет и нет. Сами ли упали вниз? Или были предусмотрительно срезаны - за ветхость? Или просто сбиты, например – экскаватором, хоть?.. Те, что пока держатся на месте по своему угрожающему виду (видны голые решетки арматур) рано, поздно ли грозят неминуемым обрушением на головы. Те места, где когда то были прежние балконные двери – косо, криво, лишь бы живо позаложены кирпичной кладкой. Старались сами жильцы?.. Захожу в некогда шикарные магазины, превращенные ныне в клетушки обшитые сайдингом. Поднимаюсь и спускаюсь по ступеням вытертым до самой арматуры. Вот уж верно говорят про такое в народе – Тут сам черт ногу сломит!.. Ладно, если “сам черт”. Ну, а если какая то бабушка?.. Без комментариев.
Подле некогда даже довольно престижных, “сталинских” зданий - кучи прелого мусора, выволоченного, наверное, по весне из подвалов. Подвал чистят от грязи.
Кучи не на асфальте, а на голой земле. Ну, асфальта то нет. Я уже говорил. Износили его под чистую…
Кстати, тут не все так грустно. В тот момент, когда я проходил мимо дома по Беляева 26, прямо из подвального окна мне под ноги выскочил зеленый детский мяч.
- Даже в выходные чистят? – думаю. – Ведь не может же быть, что б там – дети играли, ну тем более в мяч?
* * *
К слову, надо заметить, что и в лучшие свои годы те "немецкие" дома - грузные, тяжеловесные, не отличались особой красотой и изяществом форм. Но теперь они просто на глазах превращаются в самые что ни на есть руины. Как, вполне очевидно, и весь наш район Завокзальный и район Льнокомбината.
Да, "немецкие" дома очень жаль. Очень жаль, когда вещь или дом убивают, уродуют и превращают в хлам. Эти самые дома - часть истории нашего города. Ну, не самая главная – тут я согласен, но интересная же.
Но, настоящий то ужас я увидал все же не в отношении к ним, а напротив этих самых “послевоенных немцев”. Против них, чуть левее дома по Беляева 23 за забором в хорошеньком скверике некогда стояло лечебное некое заведение (“больница”, как оно было помечено на картах – схемах нашего города). Это еще совсем недавно был каменный, добротный дом, вроде даже с колоннами, то есть выстроенный в послевоенном, так называемом "сталинском" стиле. Ныне его нет на месте. Снесен начисто и неизвестно: с какой целью? Разорен и растоптан, загажен, изрыт брошенным котлованом изнасилованный строительной техникой прилежащий к той больнице сквер. Переломано и изгажено – все. Даже прочный, бетонный забор ограждавший участок зачем то частично обрушен… Но не все на улице Беляева ровно так уж и плохо. Чуть правее пятиэтажки – хрущевки вставшей по Беляева 23, как огромный офисный центр или даже клематорий (почему то именно такая ассоциация у меня родилась – за ребристые формы громады?) вознеслось над окружающим прахом и скверною бело – силикатная скала местной областной таможни.
* * *
Вышел на истертый, хлипконький бетонный мостик через "железку". О предмете том сужу чисто по внешнему виду. Кое где в покрытии моста зияют проплешины, угрожая падением вниз, все ступени вытерты и не хуже, чем в магазинах “немецких” домов… Перешел и спустился вниз к зданиям Льнокомбината. Там была заметна хоть какая то жизнь.
Невзирая на праздники, строительные рабочие мастерили дорогу на Лосту. Пыхал жаром асфальт. По нему в желтых куртках катались рабочие на заграничных желто - оранжевых катках. Пропилеи Льнокомбината манили величием форм, здание правления сияло свежей побелкой и охрой. Памятник погибшим в годы ВОВ рабочим слева от тех пропилей (двое с автоматами – все вполне по-советски, стандартно) был покрашен свежей краской - "золотинкой" и обнесен по периметру пластиковой ограждающей лентой. Сбоку от пропилей стоял черный (видимо, хозяйский?) "Ленд - Ровер". В общем, тут было пока все хорошо. Даже относительно чисто. Чего не скажешь о районе прилежащих общежитий. Там все та же грязь, те же мусорные неубранные (и не убираемые, по - видимому, ровно никогда) кучи разнообранейшей дряни и гадости... Вот он - знаменитый источник - в железной беседке. Только воду при мне почему то никто из него не берет. Кучи мусора я видел везде, где вчера проходил. Это "классика" города...
Кстати, при Советской власти, когда люди платили за квартиру свои "5 копеек" (а кое-то по абсолютной наглости годами вообще не платил - были ровно такие подонки на шее у "самого справедливого общества в мире"!), власти традиционно на 22 апреля, то есть в честь рождения в мир всем известного Владимира Ильича Ленина (того самого – с протянутой рукой и кепкой), выгоняли всех – всех – всех обывателей – трудящихся из ворот предприятий своих и учебных заведений на знаменитый "ленинский субботник" – мести улицы и разгребать нечистоты, объясняя это мероприятие тем, что де “мало Вы, дорогие товарищи, за государству квартиру платите. Потому – говорило оно - можно ж раз в году денек то и поработать задаром, в своем доме прибраться и т. д.” Сами ж помните…
Ну, не всем, если честно, это нравилось. Но ведь в общем – то, все это в те советские годы было довольно понятно. Труд дворника - есть действительно физически тяжелый труд. А прибраться раз в год – тут действительно спина не переломится… Кстати, чтобы заманить народ в дворники при той самой ныне покойной Советской то власти, дворнику без разговоров давали служебное жилье - и без всякой очереди. А то кто бы стал в том “самом справедливом” улицы, дворы мести? Вспомним, что за квартиры обыватели Страны Советов по сравнению с трудящимися капиталистических стран платили действительно мало. ЖКХ в СССР было чисто дотационной сферой "той еще" плановой экономики.
Нынче дворники есть. Это и гастарбайтеры, притом ровно без малейшего приличного жилья, есть свои же безработные граждане. И те, и другие завсегда на такую непристижную, но тяжелую работу найдутся. Но, однако невзирая на это, некоторые депутаты из представителей местного бизнеса, даже из совладельцев популярной в городе радиостанции "Ухо Устьрятина" не стесняются просить местных граждан убираться самим. Требуют самим организовывать "субботники" и т. д. И все это при том, что теперь эти самые граждане "свободной" России платят за одну лишь "коммуналку" чуть ли не половину своей месячной зарплаты! Это ли не полное бесстыдство? Нет? А, по - моему, бесстыдство - уже полное!
Вышел я на улицу Колзенскую. Над заваленным мусором Шограшем, но подле другого мостка, над каким - то снесенным строением (вроде бы гаражом?) гордо, как тот самый Буревесник из весьма пафосной песни литератора Максима Горького, гордо реет шит с синим, крупным, безапелляционным, как судебный приговор по военным преступлениям нацистским оккупантам: "ЛДПР"...
В заключение ко всему сказанному я добавлю, что, по – видимому, на основании того, что я видел в Завокзальном районе и в районе Льнокомбината и описал, как печальные факты нашей нынешней жизни, можно сделать архитектурно - научный доклад. Ну, хотя бы по теме: "Городское пространство в период деградации транспортной инфраструктуры, обветшания и трущобизации жилой среды, умирания и распада городской ткани". Ну, вот что – нибудь в этом роде.
Плохо так говорить про свой родной город? А по - моему, убей бог – лучше в данном случае при всем желании не придумаешь и по - другому - не скажешь!
Свидетельство о публикации №213051301284