Мой ответ
Добрый вечер, уважаемые друзья: благодарю Вашу отзывчивость и посильное соучастие в моей создавшейся ситуации. Простите, но у вас же есть члены Большого жюри, из числа опытных специалистов литературного мастерства, которые определяет статус того или иного художественного или какого-либо произведения?
Но всё же из знака благодарности, признательности и уважения к вам, уважаемые друзья, как будет возможность, я отправлю книги "Чудеса священного месяца Рамазан" и "Дорога к сыну, или Слово о таджикистанцах". Надеюсь, вы не станете вырывать страницы и делать из них кульки для продажи семечек, не станете растапливать свои тандыры и печь лепёшки, не станете сдавать в макулатуру и делать из книг туалетную бумагу или, хуже того, просто подтираться страницами за неимением оной.
Верую, что спустя день, месяц, год, десятилетие после поступления книг, кто-нибудь из вашей дружной команды соберётся духом и решится прочитать мои малые литературные труды, воспримет их без предубеждения и не предвзято, прочитает и осмыслит объективно, а мой горестный прах возрадуется в сырой земле - значит, когда-то он жил не зря. "Если я два дня был полезен отчизне, то жил не зря", - Колифсен (если я правильно пишу имя этого философа Древней Греции эпохи Александра Македонского). Я думаю, русские люди, живущие в России, по духу крови и истории, должны помочь русскому человеку, не столько живущему в Таджикистане, сколько творящему на русском языке, хотя бы тем, что книги будут пылиться на высокой полке или в далёком ящике стола, или лежать под сукном. Я же не прошу у вас ни ваших денег, ни вашего здоровья, а лишь вашего посильного прочтения моих «доморощенных» книг. Но они, я знаю, будут среди вас, и это станет согревать меня! Впрочем, мой Наставник как-то говорил мне: "Ничего не бойся, ничего не проси, никому не верь..."
Вас, может статься, пугают названия книг, и особенно "Чудеса священного месяца Рамазан"... Но, право, это всего лишь литературные легенды о чудесах доброты, великодушия, милосердия, любви - человечности, которые, по поверью, происходят в этот месяц в среде правоверных мира. Как вы понимаете, я никого не призываю становиться под зелёные знамёна ислама и ратовать за Пророка Мухаммеда, нет. Как человек православный, но уважающий культуру и традиции народа, среди которого живу достаточно много времени, возможными мне средствами и дарованиями я лишь в силу своего таланта и мастерства, в той или иной степени полноты, рассказываю о том, как я это вижу и понимаю. В скором времени планирую приступить к написанию других литературных легенд "Чудеса Светлой Пасхи", и в этом, надеюсь, мне помогут и настоятель Никольского собора города Душанбе и местные прихожане.
Что касается второй книги, то это героическая повесть о жителях моей страны, которые, в той или иной степени, не пошли по следам жестокости и насилия страшной братоубийственной гражданской войны, но остались верны принципам терпимости и добрососедства, сотрудничества и согласия, милосердия и великодушия, радушия и гостеприимства, доверия и уважения. Это не документальная повесть, не хроника горестных и трагических событий той поры, но авторский взгляд на эти события, где автор выступает противником всякой войны и не только гражданской... Это неустанный гимн дружбы всех народов не столько Таджикистана, России и других стран СНГ, но и всего мира, это гимн творческому созидательному согласию земных людей, населяющих счастливую планету Земля.
Неужели и сейчас, после таких слов, в вашем уме, в вашей душе не пробудится интерес к этим книгам, не потянется ваша рука, чтобы взять эти книги, не поднимется рука, чтобы перелистать страницы, не утвердится ваш глаз, чтобы из любопытства прочитать десяток страниц, не укрепится ваш разум, чтобы осмыслить и осознать прочитанное? Если этого не случится, то о какой дружбе народов может идти речь не столько в рамках всего земного мира, сколько в пределах вашей собственной страны? О каком единстве и многообразии культур и цивилизаций может идти речь? О каком позитивном, от чего прежде и следует отталкиваться, понимании и видении одного народа другим может идти речь, если народ, на который обращён ваш взгляд, представлен диким, отсталым и коварным?
Возможно, я идеализирую конкретную страну с конкретным народом; возможно, показываю своих героев слишком благородными и идеальными, которых и вовсе не может быть под горьким солнцем нашей современности? Пусть так, но я пишу о том, к чему должен стремиться любой из нас, ныне живущий на планете Земля, независимо от языка и веры, поскольку Единый Отец всех нас создал из одного и тог же праха земного и в комок глины вдохнул своё светлое дыхание жизни: Отец един, только имена разные. Я пишу о любви друг к другу без ограничений состояния здоровья, социального статуса, материальной обеспеченности, национальности и вероисповедания, ибо как можно любить Бога, когда мы не можем любить человека, когда мы отказываем в своей посильной помощи, в своём посильном участии человеку, с надеждой и доверием, прибегающему к нам? Можем ли мы после этого назваться не столько совершенными людьми, сколько просто людьми, живыми и отзывчивыми на чужую боль и просьбу? Сегодня ты откажешь постороннему, а завтра откажут тебе!
Я, как автор, отец своих выстраданных произведений, не берусь сказать, что мои книги, мои труды совершенны и блистательны. Напротив, они изобилуют досадными ошибками и огрехами, неточностями и расплывчатостью, излишним многословием и отходом от темы (или многократным повторением одной и той же мысли) - пусть так, но они написаны от всей души, от всего сердца, от всей любви к людям, которым, простите за грубость, по большому счёту, наплевать. Отнюдь, вас не запугиваю и не посылаю проклятия, а только желаю вам мира и согласия в ваших домах и душах, здоровья и счастья вам и вашим родным и близким людям. И мои пожелания останутся в силе независимо оттого, какое решение вы примите: согласитесь или не согласитесь... Просто в мире людей на две-три звезды мягкосердечности станет меньше...
И последнее: скорей всего, этот текст, написанный с болью и душевной горечью, со временем станет предисловием к пятому изданию книги "Чудеса священного месяца Рамазан" и к третьему изданию книги "Дорога к сыну, или Слово о таджикистанцах". Как ищущий человек, я обязательно найду искомое, и моим искомым будет единство и гармония с окружающим миром природы, когда мир человеческий так холоден и жесток, скуп на проявления своих искренних чувств и равнодушен к чужой душе. Правда, мы, и я, в том числе, неотрывная часть этого мира природы и, более того, мы - дети этого мира, вышедшие из его колыбели. Сегодня мой друг сказал: "Как мы можем перевернуть мир, если у нас не хватает ни сил и ума перевернуть самих себя?" Я повторил слова Архимеда: "Дайте точку опоры, и я переверну мир!" Друг ответил на это: "Никто не знает, где эта точка опоры и что это такое "точка опоры". Быть может, она сосредоточена в каждом из нас, и нам следует встать на голову, чтобы мир перевернулся. Только от этого ни мир, ни мы сами не станем лучше. Следует нам искать истину, а истина лежит на дне колодца, и о том колодце знает тот верблюд, которого никто не видел..."
С уваженнием к вам, Андрей Сметанкин,
Душанбе, Республика Таджикистан,
13.05. 2013
Свидетельство о публикации №213051302149