Диалог с читателем

За  последние годы (с 1999 года, когда стала Лауреатом третьей премии конкурса-викторины «Ай да Пушкин!» в Москве) я провела множество бесед и творческих вечеров для самой разной аудитории: школы, сузы, вузы, библиотеки, музеи, центры здоровья, ТV… Темой бесед первого постконкурсного года был в основном рассказ о самой викторине, её организации, людях, в ней участвовавших, о тематике и значении таких крупных  мероприятий.
Творческие вечера, коих было ШЕСТЬ, последовавшие после этого – тематики достаточно широкой:
 1.Болдинская осень.
2. Лики и судьбы (Чайковский – Апухтин).
3.Интересные встречи на журналистских тропах.
4.Все уйдем – не все погасят свет.
5. «Как многое вместили годы!» (презентация книги, 2002 год).
6. «Время, пером сохранённое» (презентация книги, 2008 год).
Вечера проходили в Музее искусств, Центральной городской библиотеке, малом зале Спецмузшколы. Аудитория – интеллигенция, студенчество, читающая публика города и весей.
Почти всякий раз вторая половина вечера превращалась в  «Вечер вопросов и ответов», в своеобразный диалог со слушателем.
Вопросов бывало много, среди которых весьма интересные и серьёзные. Ответить на все не получалось – не хватало времени. Они лежали, копились, и вот появилась возможность и желание ответить хотя бы на часть из них.
К сожалению, авторы многих остались анонимными, а иные ушли в мир иной. Но проблемы, затронутые в этих вопросах, кажутся мне важными и значимыми. Поэтому хотя бы на часть из них в обобщённом виде попытаюсь ответить и высказать свою точку зрения на те, или иные проблемы бытия, более духовного, нежели физического.

1.Что Вам интересно в людях и что Вы в них не приемлете?

 Поскольку я человек немного пишущий, мне интересно в людях всё, даже их недостатки и пороки. Интересно, откуда и как они возникли, как влияют на жизнь человека. Интересен человек  в целом

. Но это, так сказать, в творческом плане. А в жизни, в быту, в общении мне интересны люди, прежде всего, порядочные (а в этот термин я вкладываю очень много: умение держать слово, обязательность, совестливость, преданность, неспособность в корыстных или личных целях пойти на обман, ложь, предательство и.т.д.), умные, но не с озлобленным холодным умом нигилиста; чуткие, деликатные, с чувством такта; ироничные без сарказма, с тонким чувством юмора; рукастые и головастые – генераторы идей; добрые, но не добренькие…

Скажете, таких не бывает!

Что верно, то верно. Такое сочетание, такой набор качеств – явление редкостное.
Пусть будет хотя бы часть из них – уже хорошо. И пусть будет всегдашнее желание учиться, познавать, совершенствоваться.
Мой друг должен быть человеком, на которого можно положиться, которому можно доверять, от которого можно чему-нибудь научиться, или который хочет научиться от тебя. Человек с двойной моралью никогда не будет пользоваться моей симпатией. И ещё… Есть такое свойство – биологическая или психологическая несовместимость. Хоть и очень редко, но я встречалась с таким явлением. От таких людей интуитивно в любой момент ждешь подлости, подвоха. От подобных экземпляров у меня поднимается давление, вероятно потому, что всё время приходится быть начеку.
Игорь Губерман, хоть и с долей иронии и патетики, сказал о людях разного замеса очень точно:
На людях часто отпечатаны
Истоки, давшие им вырасти.
Есть люди, пламенем зачатые,
А есть – рожденные от сырости.

Были ли в Вашей жизни моменты, за которые Вам сегодня стыдно или, скажем так, неудобно?
 - Безусловно.
    «Бросьте камень в неё (грешницу), сказал Христос, кто безгрешен!»
Камнепада не случилось.
Из детства помню некоторые шалости. Читать и писать начала в четыре года, а вот рисование не давалось; хоть пиши под рисунком: «это слон, а не собака». А у одного мальчика (мы с ним рисовали и лепили за одним столиком) всё это здорово получалось. Так я подменила тетрадки, поменяв суперобложки. Поступок был, естественно, обнаружен, озвучен, но о наказании я ничего не помню. Видимо воспитательница сочла это достаточным уроком на всю оставшуюся жизнь. И не ошиблась. Только то; моё, что сотворено собственным мозгом и горбом – так было, так есть, так будет до конца дней.
Во взрослой жизни я особо глобально-грешных поступков не совершала. Бог миловал. Хотя, вот пример поведения, за которое мне неловко и сегодня:
60-е годы ушедшего столетия. Мы с мужем ещё достаточно молодые супруги выходим в 17-00 из дома. Лето. На соседнем балконе плачет четырехлетний Алёша.
 - Что случилось, малыш?
 - Мама ушла ещё вчера за хлебом, и всё ещё её нет. Мне скучно. Я хочу кушать.
Я останавливаюсь озабоченная, а муж:
 - Да не может быть! Мальца уложили спать после обеда, и он всё «заспал».
И уговорил меня не откладывать дело, по которому мы спешили.
 - Алёша, успокойся, мама скоро придёт.
И мы пошли
А вернувшись через полтора часа, увидели кучкующихся женщин у подъезда. Одна из них, моя соседка, выслушав Алёшу, предприняла быстрые и серьёзные шаги к поиску и нашла труп Алёшиной мамы в морге. Она действительно накануне вечером пошла за продуктами и при переходе через дорогу попала под автомобиль. (После этого случая в этом месте соорудили подземный переход).
Дома я плакала от того, что прошла мимо горя ребёнка, выговаривала мужу, без соображений которого сделала бы то же самое, что и моя соседка.
Это был жёсткий, даже жестокий урок и тоже на всю жизнь.

Прошли годы…
 
Иду как-то вечером с работы. Навстречу – шумная компания, явно «подшофе». Из рук молодой женщины, не очень твёрдой в своей походке, с рёвом и криком вырывается мальчик лет пяти-шести. Он явно может угодить на оживлённую дорогу. Останавливаю  эту «парочку». Удерживая и успокаивая мальца, узнаю;, что он не хочет идти дальше с этой шумной компанией и матерью, а хочет к бабушке, «…а мама меня не пускает». Без особого труда мать отпускает (!) ребёнка, и я веду его к бабушке. Это довольно далеко, не по пути, да и устала я после полного рабочего дня, но от своих намерений не отказываюсь. Малыш знает не только адрес, но и дорогу, и мы бодро шагаем. Я слушаю его рассказ о том, как ему надоели «эти пьянки-гулянки» и прочее. А вот и  дом бабушки. Охая и ахая, она принимает бесприютное дитя, а я возвращаюсь с горькой думой – кто же из него вырастет? 
 Знает один Бог.

 3. Что беспокоит (если беспокоит) Вас в тенденциях современной культуры?

Опрощение культуры. Из-за того, что культура в загоне, упал вкус к подлинной культуре. А так как все учреждения культуры вынуждены продавать то, что пользуется спросом, то предложение должно соответствовать вкусам, хотя бы в бо;льшей своей части. Потому сегодня живем на экологической свалке культуры, когда рождаются такие анекдоты:
 - Слушай, кто такие  Моцарт, Шопен, Чайковский?
 - А… это те парни, которые пишут музыку для наших мобильников.
Где-то прочла: Рим погиб из-за того, что певцы стали только развлекать, а должны воспитывать, обогащать душу и облагораживать нравы.
Фраза, конечно, метафорична, но в сущности своей верна.
Даже в среде тех, кому по должности полагалось бы совершенствовать культуру (и это очень печально!), считают, например, низкопробную попсу вполне приемлемой. Мол, народ понимает. Да, понимает и, к сожалению, большинство понимает именно и ТОЛЬКО это. Помните великолепный и очень поучительный фильм Данелия «Кин-дза-дза»? Как там объяснялись? «Ку»? «Ку-ку»!
Может и нам с ними по пути?
Общество движется к упрощенчеству в области культуры, морали, духовности. Это ущербно и, в конце концов, пагубно влияет и на иные, более материальные стороны жизни

Что сегодня осложняет нашу жизнь?    С чем воюем?
С коррупцией, терроризмом, убийствами, воровством, разбоем, пьянством, наркоманией…  Если обобщить – с низкой нравственностью и культурой.
Понятия: порядочность, честность, совестливость, справедливость, уважение к старшим и вообще  - к личности – забыты, всё отдано взамен на деньги.
Справедливости ради, скажем: есть понимание духовной убогости общества, есть попытки исправления, но… выросло поколение, и не одно, духовно убогих, и это в разы усложняет задачу: ПЕРЕвоспитывать всегда труднее, чем начинать с чистого листа.

4.Что для Вас есть искусство?

 - Во-первых: возможность общения без шлагбаумов.
Во-вторых: искусство питает душу, без него она медленно, но верно чахнет и, в конце концов, умирает.
В-третьих: искусство помогает поддерживать в обществе нужные нравственные нормы.
Есть, ещё,  в-четвёртых,  в-пятых, и так до бесконечности.
И, наконец, человек, знающий дорогу к роднику, не будет пить из лужи.
 Умение понимать и общаться с искусством – это огромная радость, наслаждение и удовольствие. Без общения с искусством происходит распад личности.
 
5. Как относитесь к сегодняшнему наполнению мира музыкой (радио, TV, плеер, музыка в авто, самолёте и.т.д.)?
Вспоминается выражение В. Шекспира: «И музыка, со всех звуча ветвей, привычней став, теряет обаянье».
Хочется тишины, лесного говора, щебетанья птиц и пусть «…звезда с звездою говорит».
Музыку люблю хорошую вне зависимости от жанра. Моцарта и Шопена, Чайковского и Рахманинова, оперу и балет, джаз и народное искусство, хорошую  советскую песню (а недавнее празднование 68-летия Великой ПОБЕДЫ ещё раз показало обилие прекрасных советских песен). Но музыки не должно быть слишком много. Тишина и одиночество – подруги творческого человека.

6.Если бы Вам предложили надолго покинуть планету, что бы Вы взяли с собой?

 - Поэзию Пушкина, музыку Чайковского, мудрость и юмор Омара Хайяма, фотографии близких, обрамленную лесом ленту Убы и запахи Земной природы.


7.Как Вы относитесь к понятию «Жизнь»?

Иногда мне кажется, а порою я просто уверенна, что прожила не свою жизнь.
Моя, она совсем иная, на другом уровне, в другом окружении, с нормальной, не «выщербленной» лестницей вверх. Возможно, также не лишённая проблем, но иных, не таких приземлённых и лобовых, как «выжить», «выстоять»,  «состояться». Однако, случившийся в «программе» сбой перевёл моё движение на другую орбиту, полную физических и нравственных страданий, незаслуженных обид и унижений.
На этой «другой» орбите абсолютно всё: развитие физическое и духовное, образование, нормальные человеческие отношения, любовь и дружба и даже сама жизнь доставались только с боем. Любое проявление  не то что таланта, даже намёка на способности душились и замалчивались, не получая возможностей для нормального развития.
Всё, всё приходило с опозданием (кроме вынужденного раннего взросления): образование, семья, нормальные материальные и бытовые условия…
И всё же я не ропщу. На той светлой, без порогов, орбите выстоять и состояться не составило бы особого труда. Я же должна была идти сквозь тернии, преодолевая сопротивление без конца и края. Я вынуждена была  научиться терпеть,  постоянно искать выхода из тупиков и лабиринтов, глотать обиды или вовсе их не замечать. Всю жизнь я упорно училась (и продолжаю это делать) и в помыслах, и в делах быть чистоплотной, внимательно слушать и говорить с каждым на его уровне. Удавалось ли?
Знает Бог.
 Льщу себя надеждой: возможно, что-то сделать удалось, однако и не обольщаюсь чувством собственной значимости.
 Жизнь заставила овладеть великим даром прощения, руководствуясь мудростью: «ПОДАРИ СЕБЕ РАДОСТЬ ПРОЩЕНИЕМ ОБИД».
 Я поняла, что отдавать - великое счастье, удовольствие и удовлетворение, ибо, «всё, что не отдано – потеряно» и глубоко прочувствовала, что любовь и дружба – это великий и постоянный труд души. Я научилась мыслить нестандартно и, слава Богу, умею передать эти мысли словом, умею пренебречь невниманием, неискренностью, забвением, замалчиванием, предательством (хотя тут есть нюанс: я не подставлю вторую щеку).

К полной зрелости духовной и профессиональной пришла довольно поздно, опять же из-за виражей моей жизненной орбиты, то и дело уводивших меня  с главного пути на «дозаправку», но зрелость – замечательный период, когда твердо знаешь что надо сделать и как, и сил для свершения ещё достаточно. Это дарило неповторимые минуты счастья и ощущения состоявшейся судьбы. Состоявшейся  вопреки  серьёзно  сдвинувшейся  жизненной орбите.


Жизнь – это подарок судьбы, Всевышнего. Принять его следует с радостью. Все перепетии переносить стойко, не озлобляясь, используя все шансы, даруемые судьбой. Делать как можно больше Добра. А ещё правильнее сказать – не делать зла и уйти в назначенный час, не хлопая дверью. Жизненные силы должны поддерживаться ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и ЛЮБОВЬЮ.
Не верь, что жизнь исчерпана сполна,
Пока хоть капля малая на донце.
Ведь капля малая – она
Легко вмещает и луну и солнце.


8.Вы прожили довольно большую, трудную, но  плодотворную жизнь. Как Вы относитесь к возрасту? Какой из них вам кажется ярче, интересней, богаче, наконец, счастливей? У Вас потрясающая энергетика; чем подпитываетесь?

Сложный комплекс философски-глубоких вопросов, на которые можно ответить несколькими предложениями, а можно написать книгу. Своего «Фауста», искавшего смысл жизни и счастье, Гёте писал всю жизнь. У меня в запасе такого богатства  времени уже нет, так что придётся отвечать кратко (краткость – сестра таланта, но, увы, не сам талант).

Детство…

 О нём обычно говорят с ностальгией, как о самой звонкой, счастливой, безмятежной поре. Однако у каждого оно своё… Мой ломтик детства безмятежным был разве что лет до пяти-шести; позже начала понимать, что к чему: бедность, невозможность иметь то, что имели иные (не все!) дети, необходимость смирения перед обстоятельствами. Однако и радости были: познание мира  через чтение, которое полюбила беззаветно и навсегда, музыка, театр, природа, любовь родителей.


Отрочество…

 Надо полагать, что это пора жадного  узнавания жизни и ощущение себя в ней, внутренние поиски своего пути и назначения; узнавание собственных пристрастий, интересов, первое чувство влюблённости… Так должно быть. Так – нормально. Но у меня было иначе: всем существом  владела «одна, но пламенная страсть» - ВЫЖИТЬ!!!   На это уходили все силы в течение 14-ти ссылочных лет, испоганивших и значительный период ЮНОСТИ. Всё ещё комендатура, рабская покорность, необходимость сглатывать все унижения и оскорбления.
Сердце просило любви, чувства возникали и гасились невозможностью ссылных соединять свою судьбу с вольными…Духовное (не жизненно-бытовое) созревание опаздывало…

Молодость… Есть такая пора, которую как-то не выделяют в отдельную возрастную категорию, а зря!

Это пора от двадцати до тридцати лет. Уже не юность, но ещё и не зрелость. Появляется решительность в поступках, иногда безумно смелых и рисковых, что пока не осознаётся (и, слава богу, иначе многих прекрасных свершений не было бы), позволяя смело двигаться в желаемом направлении. Молодость – время «шампанского». Кто не рискует, тот его не пьёт.
Для меня это была рисковая попытка после двухлетнего перерыва в учебе поступить в консерваторию. Причём, решение пришло в последний возможный момент. Я даже на консультации не успела. Села в поезд, поехала в Алма-Ату и…поступила. Зрелость обдумывает, взвешивает; молодость – в омут головой, но именно эта безумная решительность – автор многих состоявшихся судеб (хотя, увы, бывает и совсем наоборот).
Зрелость…
Думается, что показатель её не столько возраст, сколько постепенное накопление жизненного опыта, суммы знаний, умение оценить обстановку и себя в ней. Прекрасно, когда весь этот жизненный багаж не истребляет свежести восприятия жизни, когда человек не теряет способности удивляться, сохраняет долго, а лучше навсегда, долю детскости:

Давайте удивляться чудесам,
Распахнутого сердца не жалея.
Давайте жить по солнечным часам,
И станет на Земле ещё светлее.

Осознанность, взвешенность решений в зрелости вовсе не означает избежания ошибок, иногда весьма серьёзных, даже трагически-роковых. Но одно качество  у зрелости почти обязательно в 90 % случаев: готовность нести ответственность за свои поступки (увы, сегодня теряется и это) и сформировавшийся профессионализм в избранной специальности. Появляется твёрдая уверенность в том, ЧТО; следует сделать и КАК;. Решения приходят без особых затруднений. Однако, на мой взгляд, в высоком профессионализме тоже есть свои градации. Бывают решения правильные, но без творчества, зато иные не только правильные, но виртуозно простые, оригинальные, артистичные. Это уже признак не только профессионализма, но Высокого Мастерства.
Благо, если такая стадия достигнута.  Осознание этого дарит чувство удовлетворённости реализацией своих возможностей, о которых человек даже не всегда догадывается.
 Это – СЧАСТЬЕ.
 Хотя для полного счастья даже этого не достаточно. Ох, как много ещё нужно! Чтобы тебя понимали, ценили, любили, не исходили бы завистью. Чтобы было с кем поделиться самым сокровенным, сомнениями (не сомневаются только дураки) и разделить радость. Одним словом, нужна  ЛЮБОВЬ и ДРУЖБА! Вместо понятия «личная жизнь» ни в коем случае не должен стоять прочерк.

Счастье – понятие многогранное.

 Отсутствие каких-либо граней обедняет жизнь, делая её одномерной, как плоское изображение.
Полное счастье – явление невероятно редкое, как талант, одарённость, гениальность или  любовь. Любовь – основной движитель человека в его стремлении  к совершенству, увы, недостижимому.  Даже самореализация чаще всего свершается во имя любви, не всегда явной, но всегда имеющей место  быть в душе.
Любовь одна -  веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Это взгляд очень молодого, 17-летнего романтически настроенного поэта, который к зрелости значительно утеряет свой романтический флёр, сохраняя при этом  само чувство:
Мой идеал теперь  - хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.
 - это тоже Пушкин, только в пору окончания «Онегина».
Естественно, как у поэтов вообще, всё довольно метафоризированно, но общее настроение отражает более чем, хотя… и в 36 лет поэт пишет:
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать, уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты…

 и продолжим Тютчевым:

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
         (Карлсбад 26. 07. 1870г. Тютчеву 67 лет!)
Вот и пойми, что такое ЛЮБОВЬ!

«Упала осень на ладони…»
 - ранняя осень  - пора прекрасная, многоцветная, если есть ощущение праведно прожитых лет, если сделано что-то для людей и во имя людей, если удалось реализовать хотя бы часть задуманного, заложенного в душу. Поэтому «…осень жизни, как и осень года надо благодарно принимать…».

Ранняя осень…

 Ты ещё полон сил, жаждой жизни, силён приобретённым опытом и мастерством. Если есть дети – их удачи и успехи – твоё счастье и радость. Если ты человек публичный, вступает в силу мудрая истина: «первую половину жизни ты работаешь на имя, вторую – оно на тебя. Хотя  большинство творческих людей озабочены вовсе не этим, но это, так сказать, привходящее… И ты живешь…

Виток, виток, ещё виток,
Без слёз, без слова укоризны…
Как быстро крутится клубок
Моей быстротекущей жизни.
Всё то; я наверстать  спешу, 
Что мне былое недодало.
Я жизнь до дна испить хочу,
Я жадно пью, а мне всё мало.
Виток весны, ещё виток!
И хорошо, что я не знаю,
Когда свой жизненный клубок
Витком последним размотаю.

Эти стихи написаны поэтессой Норой Пфеффер, судьба которой в чём-то похожа на мою.
Главное в жизни: «не пережить своих желаний, не разлюбить  своей мечты…» (Пушкин, прости за перефразировку!) даже в самые преклонные годы, когда ты ещё любишь жизнь, а она тебя уже нет. Пусть до последних дней жизнь будет наполнена творческими, созидательными занятиями.
Оставьте по себе добрую память.
Пока есть память – смерти нет!
 


Рецензии
Диалог продолжается...
С самого утра листаю на странице опусы,
читаю, вспоминаю и не могу оторваться...
В октябре двенадцатого мы познакомились,
нынче октябрь девятнадцатого...
Быстротечное время...
Вечная память Нелли Ивановне Мельниковой

Зоя Чепрасова   11.10.2019 07:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.