Майский жук. Постскриптум
Одна моя подруга, прочитав «Жука», решила, что автора надо вытаскивать из глубокой депресии. В ответ на протесты со стороны автора, мол, «Ну что ты, это же все о любви и об освобождении!», подруга сказала: не верю. Неужели так неправдоподобно?
Некоторые спрашивают: почему события развиваются так быстро? На этот вопрос есть один короткий ответ: А разве не быстро развиваются события, когда влюбляешься с первого взгляда? Но есть также и другой, длинный ответ. У героев нет времени на раздумья. Судьба выделила им один день, подталкивая их и говоря «Меняйтесь сейчас, потому что завтра будет поздно!» Когда вам сообщают о смерти вашего друга коротким телефонным звонком, у вас нет времени поразмыслить о том, готовы вы к этому или нет. Нет возможности сказать, мол, подожди, давай не сегодня.
Случайных встреч не бывает, не так ли? Рина и Антон являются катализаторами изменений друг для друга. У каждого из них есть своя основная жизненная задача для проработки, и ее решение является ключом к полной трансформации личности и выходу на следующий уровень. Исходная ситуация Антона – это неудачная карьера артиста и, как следствие эмоциональной перегрузки – неизлечимая болезнь. Часто мы виним себя в том, в чем нашей вины нет. Еще чаще мы виним других - но и они не виноваты. Многие забывают о том, что вместо того, чтобы искать виноватых, единственное, что в данной ситуации было бы конструктивным – это сделать личный выбор. Иными словами: «Я знаю, что скоро умру. Это неизбежно, но у меня есть выбор: уйти обиженным на весь белый свет или уйти с чувством благодарности и улыбкой на лице.» В этом и заключается финальная трансформация личности – важнейший пункт во многих философских учениях и не только.
Что же касается Рины, то ее ситуация вовсе не так критична. У нее есть семья и здоровье, но что-то не в порядке с эмоциональными привязанностями. Внезапно рухнувшая эмоциональная опора ее личности вызвала на поверхность нерешенные жизненные задачи. Герои не случайно говорят о сових «заветных мечтах» - в них содержатся ответы на их самые главные вопросы. Человек всегда подсознательно знает, что должен проработать в этой жизни, но не всегда это подсознательное знание выходит не поверхность. Для этого нужен катализатор. Порой судьба поступает с нами жестоко и грубо, но нежным шепотом глубоко спящего человека не разбудить. Рина видит в Антоне воплощение новой эмоциональной опоры и пытается закрепиться на этой позиции, не подозревая о том, что судьба готовит следующий удар. Некоторые читатели не верят мне, что Рина была готова бросить семью и ребенка, чтобы остаться с Антоном. На это я скажу, что такие ситуации в жизни отнюдь не редки. Рина признает, что у нее проблемы с внутренней честностью, с гранью между правдой и ложью. У такой личности есть непреодолимая потребность постоянно соизмерять эти два понятия. Она часто сталкивается с ситуациями, когда вынуждена обманывать либо себя либо других. Вспомним монолог Фентона, который Антон произносит в финале «Жука»: Что было делать Анне? Таким образом, мы видим, что тонко чувствующий и проницательный Антон проблему Рины распознал. Но что послужило толчком к кардинальному повороту в ходе его собственных мыслей? Каким образом ему помогла Рина, сама того не подозревая? И вообще, причем здсь огонь в камине?
Огонь – это символ очень объемный. С одной стороны – это сплавление и переплавка, это алхимическое преобразование. С другой стороны – это магия. Антон учит Рину зажигать огонь самостоятельно, иными словами, он помогает ей в осуществлении ее заветной мечты. Она принимает это знание, которое является для нее, человека, всю жизнь боявшегося обжечься, чем-то на уровне таинства или ритуала. Таким образом, она становится преемником, а он чувствует себя учителем. Между ними образуется еще одна связь: учитель – ученик. А такие связи бывают намного крепче, чем связь любовных партнеров. И в этой точке Антон делает важный шаг к своему освобождению.
Антон видит, что Рина меняется, и причиной этих изменений является он. В этот момент он хочет уйти, потому что знает, что причинит ей боль, если позволит ситуации зайти слишком далеко. Потому что ему придется сказать ей о болезни. Но нить между ними уже протянулась, и становиться крепче с каждой минутой. Так что уже слишком поздно, если ее оборвать – больно будет в любом случае. Значит ли это, что он упустил момент, совершил ошибку? Нет. Не было никакой ошибки. Слишком поздно было уже в ту самую секунду, когда их взгляды впервые встретились. Вот так судьба и сводит нас друг с другом, и у нее есть на то причины. За этим кроется механизм гораздо более сложный, чем мы можем понять.
Антону осталось примириться с этой мыслью, и Рина помогает ему своими метафорами. Тогда он понимает суть катализаторов, говоря о познании любви и смерти, как ключей к исполнению заветной мечты. И через секунду он уже готов к полету – трансформация произошла. Дальше, как говорится, дело техники. Старый театр – еще один символ преображения... И мы видим, что Антон все сделал правильно. Он переписал свою судьбу.
А Рина осталась сидеть на скамейке в вестибюле больницы. Ее жизнь продолжается. Ей еще не раз предстоит очнуться над бездною. Но дух Антона всегда будет рядом.
С любовью,
Лия Лемберг
Свидетельство о публикации №213051401676