АЛТЫнКУЛЬ Золотое Озеро Золотых ГОР АЛТАя АЛТЫнТАу

ФОТО Автора: Каменные гирЛЯНды береГОв над ВОДами АЛТЫн-КУЛя.
             Эти НИШи ВЫМыли удары штормовых ВОЛН.

АЛТЫн-КУЛЬ - Золотое Озеро АЛТЫн-ТАУ - Золотых ГОР АЛТАя!

Да, ВСЁ ВЕРНо! - По моИм впечатЛЕНиям, -
АЛТЫн-КУЛЬ (Телецкое Озеро) -
М в САМом ДЕДе - Золотое Озеро АЛТЫн-ТАУ - Золотых ГОР АЛТАя!
ПриЯтнее Озера - МНЕ - НЕ встреЧАЛось!
И ДИКой  краСотОй краСИвое,
и ДИКо грандиОзно - НЕ разМЕРами своИми,
А круТЫМи непрохоДИМыми гоРАми и лесАми,
круТЫМи неприсТУПными для лодок берегАми...

 В августе 1962-го - я (из узбекского городка Ангрен)
и мои сослуЖИВцы - из МоскОВского ВНИИ-Газ) -
 КодрЯнская ТОМа-ТАМАР и РылЕев Владимир Николаевич (ВальдемАр) -
 втроЁм - прошлИ-продрались через дикие ущелья
 Чулышманского плато - до мИни-посЁлочка Коо (<МИни> - в перевОде с ойроти) -
в срЕднем течении прилИчной речки ЧулышмАн.
Там РылЕев - НАШ <мэнеджер>-общАга (в отлИчие от меня!),
 а по совместИтельствУ - маркшЕйдер "ПодЗемГАЗа" -
 "увЁл" - по-мИни ценЕ - лодку-ЛАйбу. На ЛАйбе МЫ с комфОртои
 (не идтИ же пешком через непролАзны ГОРы и тайгУ!) проплыли
 по весьМА приЯтному (тёплая чистая вода, широкая долина в глубоком каньоне
 и прочие прелести) Чулышману и по Телецкому Озеру АлтЫн-Куль и потом -
по порогам Бии - до Бийска.
       Я ТУТ не бУду рассказывать обо ВСЁМ Этом похОде
 (кстАти, - САМом живопИсном и "везУчем"  для НАС - из ВСЕХ
 моИх похОдов!), а расскажУ только о впечатлении от плавания
 по Телецкому Озеру АЛТЫн-КУЛЬ - Золотому Озеру - до исТОка рекИ БИя.

 В долину Чулышмана бурный поток Коо-СуУ круто устремился через узкое ущелье -
 несколькими ступенями водопадов -
в 10-30 метров высотОй.
 Мы пролазили через Эти ступени - КАК моглИ, - 
 в основном - по стволам и веткам деревьев,
 лепИвшихся по скАлам.
 И перед сумерками мы выбрались из ущелья -
 в долину Чулышмана -
 и тут же - на КОНусе ВЫноса потОка - переночевАли -
 улеглись спать на плотной щебёнке - ведь с нами была моя подстилУха
 и бАйковое одеЯльце!
 А Утром мы - ужЕ через сОтню метров -
 к посёлку Коо вЫшли,
 где я на околице сфОтнул ТРОицу детей АЛТАя...

 И мы - без задЕржки в Коо,
 пошли по дороге по плоской долине
 (до 0,5-1 км ширины, с бортами до 1 км вырины,
 с рощами, лужайками и степями) -
 между почтИ отвЕсными бортами -
 высотой иестами до 1,5  км, а то и ВЫШе.

 А потОм МЫ плыли 10 дней.
 У слИва из АлтЫн-Озера в БИю -
 мы поплыли к мосту,
 перекинутому через самое узкое место,
 где вода из Озера выливается в Бию.

 Мы всегда греблИ вдвоём - вёсла же тяжёлые.
 Рылей налегает на своё, а я на моё веслО -
 и лодку течение несёт точно в середину опоры моста.
 ТОма не выдержала Этой грЕбли-Ебли,
 согнАла РылЕя:
 "- Будь вперЁд-Смотрящим и командуй нам!" -
 и сЕла за веслО
 (зАдом наперЁд!)
 и ТАК мы потом плыли до конца в Бийске.

      МНЕ заПОМнились несколько случаев из похода:
 

1) Мы гуляли по г.Барнаулу. В Хоз-Маге Тома сказала,
что хотела бы купить посуду для семьи именно в этом Магазине.
Только мы зашли в нашу двухэтажную гостиницу, сложенную в виде сруба
из брёвен, как "развезлись хляби небесные", засверкало грохотало,
полились потоки. И "свезлись хляби" к утру, когда нам надо было
уезжать в Бийск.

   2) В Горно-Алтайске в УниверМаге мы купили большой мешок
(из плёнки полиэти-лена). В нём мы спасали потом наши оба рюкзачка
от намоеания под дождём и на порогах Бии.

     3) Тут в Горно-Алтайске мы ночевали в частном доме.
Хозяюшка уложила Тому в одну комору, а Рылея и меня - в коридоре -
на одну Узенькую кровать. А среди ночи, когда я крепко спал,
Рылей внезапно резко дёрнулся, ударил в меня своей Попой и я бревном -
с ЖУТким грохотом грохнулся о пол так, что чуть не развалил дом.
А Рылей даже не проснулся!
   
      4) В устье Чулышмана ночью была супер-гроза. А утром мы из лодки
увидели на круто-отвесных бортах Озера - десятки дымящих очагов пожаров,
зажжённых молниями. А у нас не было - не то, ЧТО палАтки, а даже навеса -
для защиты от дождя, но нас с комфортом уложили спать на турбазе,
а утром Рылей по дешёвке купил у зав-хоза - всяких вкуснЯтин на поход, -
в том числЕ - печЕнья и вкусНЕйшего колбАсного ФАРШа
(консервы в жестяной банке), какИх я больше НИКОГДА НЕ встреЧАл, НЕ едАл!

     5) Одной ночью меня чуть не всего съели мошки-гнус,
особенно досталось моей дурной лохматой башке.
А мазь "Тайга" особенно поНРАВилась мошкарЕ и привлеклА стаи гнуса.
А ТЕМ же Утром за завтраком Рылей с Томой затеяли беседу о медведях,
и тут в густой чаще послышался приближающийся треск,
меж веток и  трав мелькнула большая бурая туша,
Рылей (первая раКЕтка города в пинг-понге!) -
мячиком прыгнул в лодку и оттолкнулся от берега
(а мы с Томой апатично сосём чаёк) и тут из кустов
вываливается на нашу отмель крупный мужик-лесник.
Смущённый Рылей (надо ж было ему - такому самоуверенному
так лажануться!) подгребает лодку к берегу...

  6) С алюминиевой кастрюли, как котёл подвешенной над костром,
в ЧИСТую воду Озера - с отвесного обРЫВа КАМНя-бЕрега, где МЫ ночевали,
упала белая алюминиевая крышка и плавно, покачиваясь уходит на дно.
ЕЁ хорошо видно и я ныряю за ней. Но она невероятно глубоко и я её
с трудом достаю в третьем нырке - не менее 10 метров, а кажется - ВОТ аНА!

     7) Когда МЫ плыли по речушке КамГА, - в 2 км выше ЕЁ впадения в залива Камга,
Тому, - словно метлой смелО-смахНУло с корМЫ лодки в воду -
наклонённое к воде дерево; Тома нырнула, но вынырнула без царапин
и даже очки ЕЁ уцелели!

  8). У основания залива Камга мы на обед сварили уху из хариусов
(купили у рыбаков), ухУ едим, а ТУТ вдруг с неба на нас хлынула вода, -
КАК СМЕРЧ в городе СОЧи, МЕсте жительства моЕй старшей ДОЧи!
Мы с мисками УХИ кинулись под толстую наклонённую берёзу
и почти не вымокли!

     9). В северо-восточном заливе КамгА мы ночевали в рубленом домике
Общества Естество-ИспытАтелей. И опять в ТУ бурную НОЧку - была гроза и ливень!
А утречком РылЕй рыбачил с лодки,
А МЫ с ТОМою <рыбачили>-обниМАлися - под одним Общим одеЯлом
(ТОГДА МЫ с НЕю - ЕЩЁ НЕ СЕКСовАлися; "- ЯК паЖЭНимся, -
таДЫ - вхаДИ хоч и да пязДЫ!").

    10). На ВСЁМ ПуТИ по Озеру  ("100 км) от ЧулышМАНа и до АртЫ-БАша -
МЫ встрЕтили всегО ТРЁХ мужикОв:
ТОГО <медвЕдя>, что РылЕя напуГАл,
да уже перед АртЫ-БВшем -
двух рыбакОв на лодке весловОй,
что НАМ хариусов продали! -
НЕ ТАК уж и ГУСТо люди ТУТ живут!

    11)  В посёлке АртЫ-Баш (по-ойрОтски: "Порог Головной")
мы ночевали на турбазе и туристы дали нам 2 талона на ужин.
Но это увидел директор Базы, подошёл к Рылею:
"- А ну дай, - я гляну!" - Рылей дал, а Дир сунул их себе в карман и ушёл.
А НОЧЬю - я ЛАПу ТОМину соСАЛ (СИСЬки ЕЁ были оДЕТы!).

   12). А Утром мы поплыли к мосту, перекинутому через самое
узкое место, где вода из Алтын-КУЛя выливается в Бию.
Мы всегда гребли вдвоём - вёсла тяжёлые. Рылей налегает на своЁ,
а я - на моЁ веслО и лодку течение несёт точно в середину опоры мостА.
Тома не выдержала этого, согнала РылЕя:
"- Будь вперёд-ёСмотрящим и командуй нам!" -
и СЕЛа за весло (ЗАдом напеРЁД)
и так мы потом плыли до конца в Бийске.

  13) Все 14 порогпв БИи мы прошли невероятно удачно
(как и весь поход: "- И дураКАм иногДА веЗЁТ!" ).
Тома и я греблИ вдвоём молча,
не обращая внимани на команды Рылея -
а просто держали лайбу строго против ФРОНТа стоЯчих волн.
На КАЖДОМ пороге нашу лайбу заливало доверху, но она держала нас на плаву,
словно плот. После КАЖДОГО порога мы плыли к берегу, опорожняли  нашу лайбу
и без задердек плыли дальше.

    А СВЕРху ВЕСЬ день моросило,
но мы и так уже промокли "до мозга костей" и дождь нам не мешал.
А рюкзаки тихо сидели в мешке.
А спички, деньги и паспорта - висели у меня на ремне на поясе.
Окресности были скрыты серой пеленой дождя, а Бия большей частью -
от бЕрега до бЕрега - бело пенилась стоячими волнами,
накрывавшими нас с головой...
     К ночи мы прошли все пороги и в 10 часов залеГЛИ под дождём под огромной Ёлкой,
где было совсем сухо. И даже костёр Рылей развёл из сухо-мшистого лапника.
     А возле селЕния ТурочАк НЕ оказАлось - НИ водовоРОТа, НИ порога,
которыми НАС пуГАЛи и путеводители, и местные жители!
        Крыленко Владимир 14 маЯ 2013


Рецензии