Любви и Красоты мотив

      Люди могут слушать самые возвышенные слова и не прилагать их к жизни. Мы говорили о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные путь сумеют открыть восприятие красоты.
      Мыслитель говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам Божественным»
   Учение Живой Этики: Надземное, § 426

      (Гуру – Н.К.Рерих). Наличие трех миров позволяет мысленно устремляться в каждый из них по желанию. Живым людям нечего устремляться в мир плотный, ибо они и без того крепко привязаны к нему, но в Миры Тонкий и Огненный стремиться полезно. Конечно, не в низшие слои Надземного Мира надо стремиться, ибо они ничего хорошего не дадут, но к Высшим. Если устремление идет под знаком Красоты, то Красотою оно охранено в достаточной мере, но лучше развивать устремление к Высшим Мирам. Мысль о них начнет наращивать их познавание и установит с ними магнитную связь. Слишком уж невысоки объекты устремлений даже недурных людей. Поэтому «рулить надо выше», чтобы пристать уже выше отправной точки. Направление утверждается мыслью. Это можно делать сознательно.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. § 412. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.

      Истинное устремление к красоте приведёт нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном сердце.
   Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. 1, стр. 176.

      Можно только определённо сказать, что моя любовь к природе, к искусству, изучение философии и внутреннее устремление к духовному миру давали мне самое большое вдохновение, являясь путеводными звёздами и создали самые бесценные сокровища моей жизни.   С.Н.Рерих


                ЛЮБВИ И КРАСОТЫ МОТИВ (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Не запрещается ни страдать, ни переживать, ни ощущать ярое отягчение обстоятельствами, ни чуять тьмы беспросветность, ни видеть всю силу ее, но при условии напряженного единения со Мною. Еще и еще надо усилить объединение в духе сознания с миром Моим. Мир ваш – мир внешний. В нем плач и скрежет зубовный, в нем тяжко духу томиться. Но есть выход в мир Мой, мир Света, гармонии и красоты. И за Меня надо держаться всею силою духа, иначе они оторвут, они, ненавистники Света. И Свет Мой, который есть в вас, им столь ненавистен, что пока он в вас есть и пока на Земле, вас не оставят в покое. Будут меняться лишь формы подхода и методы злоухищрений, но под всеми увидите тьму и тех, кто ей служит. Они избирают каналами приближения к вам людей, которые являются сознательными и бессознательными их помощниками, и тщательно прячутся за ними. Особенно опасны сознательные. Ведь это уже явные служители темных. Надо оборонить и защитить близких. Нападки на всех, кто принял Меня. Как же усилить объединение? Памятованием постоянным и постоянным Изображением в третьем глазу. Можно обычные мысли отбросить, сосредоточившись на одном. От них толку мало и много среди них ненужных. Их заменить мыслью о Высшем будет полезно всегда. Лишь единением устоите. Видите сами, что творится вокруг. Видим и Мы и Оберегаем по степени преданности вашей, устремленности вашей, вашей любви и бесповоротности решения вашего с Нами идти до конца.

      Непререкаемо Говорю: Близости большой можно добиться полнотою самоотдачи. Что же надо отдать? Рой мелких мыслей, случайных, ненужных и связанных с вещами, без которых можно легко обойтись. Лишний балласт, тянущий сознание на дно, надо выбросить без всякой жалости. Можно представить себе, что допущены только полезные мысли, что исключено все, что не имеет отношения к Делу Служения Свету и что не вызывается неизбежным обиходом жизни. Земное – земному, но лишь в размере необходимой неизбежности. Надо одеться и обуться, надо иметь кров над головой и все прочее, без чего жить нельзя, но лишнее все исключается, как преграда, отделяющая Мир Мой от мира внутри. Когда сознание облекается в непрестанную молитву, оно разрушает стены личной тюрьмы и сферу личного мышления. Именно пространственным становится мышление освобожденного от личного элемента сознания. Трудно усвоить, что целый ряд личных чувствований и переживаний никому не нужен и нет никакой пользы останавливаться на них, а тем более обременять ими чужое сознание или даже пространство.

      Обычно все люди, огромное их большинство, стремятся перекладывать то, что их обременяет, на других, отягощая этим окружающих и пространство. Но первое условие освобождения от этого груза – это не перекладывать его на чужие плечи. Второе – не загружать им пространство, и третье – когда первые два выполнены, не засорять им свое собственное сознание. Освобождения надо достигнуть любою ценой. Все говорят о своем, о том, что их тяготит или интересует. А вы говорите о чем угодно, но не о тягостях, трудностях и переживаниях своих. Лучше слушать чужие сетования, чем сетовать самому. Лучше чужую тягость взять на свои плечи, чем на них возложить свою. Лучше, лучше о себе позабыть и с собой не носиться ни перед людьми, ни наедине.

      Мало придается значения тому, как поступает и ведет себя человек наедине. А между тем только в этом поведении, не перед людьми, но перед ликом пространства выявляется истинное понимание Основ. Если на незримых свитках Акаши запечатлевается все, каждое движение и каждая мысль человека; если аура Земли насыщена узорами движений человеческого духа и тела, то можно понять, сколь же важно для очищения пространства, чтобы эти узоры соответствовали достоинству духа и украшали, но не обезображивали ауру Земли. Конвейер сознания насыщает пространство образами мысли, далеко не соответствующими принципу Красоты. Не соответствуют ему дела и поступки людей и творчество рук человеческих. Но надо, чтобы соответствие было. Потому выдвигается призыв к Красоте. Потому Красотою достигнут. Мир Новый строится на принципе Красоты. И Красота, войдя во внутренний мир человека и наполнив его и озарив его мысли, поступки и чувства, освободит сознание от личного сора, от мыслей случайных и мелких, от всего того, что порождается отсутствием Красоты, то есть безобразием. И когда поведение перед ликом пространства, поведение наедине будет озарено присутствием Красоты, путь к Свету кратчайший будет найден.

       (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Каждым взглядом своим человек постоянно переводит плотные формы в тонкие и наполняет ими Мир Тонкий. Этот процесс происходит постоянно в сознании всех людей, каждый из которых является трансформатором плотных явлений в тонкие. Надо отдать себе ясный отчет в происходящем процессе, чтобы представить, чем же наполнен Мир Тонкий, какими образами и формами, если помимо этого, чисто механического, репродуктивного процесса сознание человека, вдобавок к нему, обладает еще и творческой силой, способностью творить из имеющегося у него материала новые тонкие формы, уже независимо от наличия плотных. Таким образом, связь человека с Миром Незримым настолько сильна и постоянна, что отделить их, эти два мира, один от другого уже невозможно. И хорошо, когда взор человека обращен на Красоту мира земного и все прекрасное, что создано в нем также и рукой человеческой, и хорошо, когда формами красоты наполняет он Мир Тонкий и насыщает ими пространство, ибо, будучи органически связанным со своими порождениями, вступает он в их сферу, освобожденный от тела. И когда все они пронизаны Красотою и ею звучат, пребывает он в Мире Тонком в его высших слоях. Порождения и порождающий связаны незримою нитью, и хорошо, когда эта сияющая связь от Красоты и связует его с Красотою во всех ее формах, с Красотою Незримого Мира.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Сокровища энергии – так Сам Владыка Назвал, Говоря о накоплениях Агни. Собиратели все. Все собирают. Вопрос только в том, что собирают и как. Может ли быть что-либо бессмысленнее собирания предметов земных? Чудовищно безумие скупого рыцаря, сидящего над своим сундуком с золотом. Ведь так он и будет сидеть над ним после смерти. Сокровища земные свободы ему не дадут, но зато дадут рабство, ибо будет в плену у каждой монеты, которую считает своей. Свобода в собирании сокровищ на «небесах», то есть предметов нематериальных. Этим сокровищем и будет огонь, собираемый в Чаше в кристаллах. Это будет сокровищем на «небесах», то есть не уничтожаемым одновременно с телом или оставляемым человеком на Земле, ибо земные сокровища взять с собою на небо, то есть в Мир Надземный, нельзя. Агни – это действительно сокровище, ибо дает человеку свободу движения и полетов в пространствах Тонкого Мира. Да и кроме полетов – он дает очень много. Чем больше огня в человеке, тем более ярко и сильно он может творить. Огненное творчество в отличие от обычного, то есть от творчества обычных развоплощенцев, обладает очень устойчивыми формами. И когда они насыщены Красотою, истинно украшается тогда аура планеты нетленными сокровищами творчества духа. Без огня нет творчества, без Красоты оно лишено смысла. Так огонь сочетается с Красотою в красоте создаваемых форм. Накопления Агни не столько нужны на Земле, сколько в Мире Надземном, ибо на Земле люди, даже почти без огня, все же ухитряются как-то жить, вернее, прозябать, но там без огня не прожить. Неподвижные истуканы, являющие собой подобие людей, отолпляют низины Тонкого Мира – это они, это люди, лишенные Агни, огонь расточившие свой при жизни своей на Земле.

      Там, где видите внешние отличия, там не ищите Света – его там нет. Так было всегда. Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Потому и цепляются люди за букву и догмат, чтобы прикрыть отсутствие содержания. Его надо иметь. А если его нет, как же тогда? Вот тогда-то и начинается прикрытие пустоты внешностью. Чем она блестяще и наряднее, тем пустее внутри. Великолепие одежд и храмов будет ярким свидетельством бессодержательности того, что прикрывается ими. Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности. Простота – великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. За сложностями построений можно совсем утратить внутреннее содержание. Чем выше, тем проще. Простота может служить критерием при определении сущности явления, почитающего себя высоким или почитаемого таковым. Также и жизнь усложнилась ненужными подробностями, отягощая сознание. Много ненужного в жизни людей. Не нужна мода на одежду и вещи. Одежда должна быть простой, прочной, удобной и гигиеничной. Сколько ненужного в обиходе! Роскошь – антипод красоты. Красота и простота должны стать основами жизни.

      Хорошо еще на Земле приучать себя к условиям Тонкого Мира, представляя мысленно себе свое пребывание там. Нелегко освободиться от привычек земных и привычных движений тела. Ведь там тонкое тело следует за движениями мысли. Здесь двигают тело мускулы, там – мысль. Проницаемость предметов Надземного Мира – свойство, с которым трудно освоиться сразу. Именно приходится учиться преодолевать обычные представления. Близость или дальность вещей, предметов, людей и окружения обуславливается мыслью. Стоит представить себе что-либо, как оно становится реальностью для сознания. Но и помимо созданий собственного воображения Мир Тонкий наполнен тем, что составляет сущность его видимости. Но видимость эта по сознанию.

      Хотящий видеть видит. Сознание должно быть подготовлено, прежде чем увидеть. Отрицание делает человека слепым. Надо понять, что признание красоты и богатства того мира будет основным условием видимости. Вдумавшись, можно понять, что даже и представления земного мира в значительной степени зависят от сознания. Для поэта, художника, палача и прокаженного мир выглядит совершенно различно. Так же отличен он для ребенка и старца. Это мир плотный. Каков же мир тот, где все движется мыслью? Служитель красоты увидит все в прекрасных обликах, ибо мысли его насыщены красотою. Зеркало сознания отразит и увидит ее, Красоту. Не позавидуем служителю тьмы, служителю безобразия, в зеркале сознания которого будут отражаться низшие слои астрала, насыщенные безобразием и соответствующими ему формами. Подробности жизни земной и окружения человека, если они с красотою созвучны, имеют очень большое влияние на послесмертное состояние человека. Красота превыше бедности и богатства. Бедная хижина может поразить иногда чистотой и порядком, а хоромы богатства – безвкусием и аляповатостью роскоши. И бедная, но чистая одежда может поспорить с неудобством кринолинов, корсетов и тугого накрахмаленного белья и галстучных удавок. Простое и чистое белое одеяние не нарушит обстановки Тонкого Мира, но нелеп будет фрак и вычурность моднейших нарядов. Так, нужно учиться освобождать сознание от земных пережитков и бесполезных и вредных нагромождений. Красоту, простоту и бесстрашие перед неожиданностями Надземного Мира можно спокойно взять на вооружение сознания и с ними идти в Мир Тонкий, прекрасный.

      (Гуру). Служитель искусства наполняет сознание свое образами Красоты и тем благодетельствует и пространство, и людей, и окружающее. С конвейера его мысли текут прекрасные формы, которые пульсируют и живут в ауре планеты. Благодетелями человечества можно назвать истинных тружеников искусства. Говорю «тружеников», ибо служение искусству есть труд. Тропа искусства ведет прямо с Земли к Небу, так как произведения чистого искусства наполняют Высшие Слои Надземного Мира. Истинное искусство сверхлично, хотя и индивидуально в своем выражении. Сверхлично, ибо служит всем. Индивидуально, ибо несет на себе печать духа своего творца. Не подражание кому-то, но песнь творческих полетов воображения, неповторимых и своеобразных в своем выражении. Дух выражает себя в творчестве, в симфонии цветов и красок. Это узор духа, который оставляет он на Земле и в пространстве после себя.

                Полюбить  красоту  нам,
                в  своих  мыслях  нести,
                и  – любви  в сердце больше,
                и  светлее  огни.

                Красотою   творится –
                мир  в  глубинах,  во  вне,
                и  –  иные  к  нам  будни,
                и  сиянье  –  везде.

                Везде  синтеза  зёрна,
                где  любовь,  красота,
                и  в  земном,  и  в  Надземном –
                к  нам  прекрасное  в  днях...
                Владислав Стадольник 20.5.2008

       (Гуру). Что из того, что большинство людей ведет себя безобразно и отравляет окружающее и атмосферу Земли, насыщая ее соответствующими этому эманациями. Вы Красотою идите. Вы ею будете побеждать тьму. Красота – это понятие. На смене двух Эпох она дается как Знамя ведущее, как основа строительства Нового Мира, как безошибочный критерий, позволяющий отделить мир старый от Нового, чтобы этот последний созидался на принципе Красоты. Ее утверждая, выполняете Волю Владыки.

      Мы Говорим о Красоте потому, что антиподом ее будет безобразие. Высшие слои Тонкого Мира насыщены Красотою и ее образами. Низшие, наоборот – образами безобразными и отталкивающими. Служение прекрасному создает вокруг человека и соответствующие мысленные образования, и магнитное притяжение к созвучным им сферам пространства. Зло, как таковое, безобразно, и злое мышление обезображивает своими формами те сферы, в которых оно проявляется. Внешне ложь и лицемерие могут сопровождаться фальшивой улыбкой, но тонкие образы их будут весьма непривлекательны. Их творец окажется в их окружении, когда попадет в мир этих образований. Служение прекрасному выгодно для самого служителя, ибо связывает его со Светом. Хотим научить людей изъять из жизни всякое безобразие: и в мыслях, и в чувствах, и в делах, и поступках, и в том, что они создают своими руками. Хотим, чтобы Красота стала ведущим принципом жизни. Хотим, чтобы отношения между людьми стали тоже прекрасными. Разве насилия, убийства, преступления и пороки сочетаются с Красотою? Но подвиг быть может прекрасным. Красота духа будет высшим достижением человека. На ступени завершения красота духа сочетается с красотою тела. И плотная, и тонкая формы становятся поистине прекрасными. На Высоких Планетах люди очень красивы, красиво их окружение: жилища, одежда, предметы обихода. Все это соответствует ступени красоты духа. Красота там является выражением сущности человека. И нет там болезней, терзающих и обезображивающих тело. Трудно даже представить себе, какие изменения произойдут на Земле, когда люди устремятся утвердить Красоту в жизни. Обитатели городских трущоб, окруженные безобразием, грязью и смрадом, являются позором на совести тех, кто допускает такие явления. Ответственны за них все, кто живет в лучших условиях. Наступает время необходимости преображения безобразных условий жизни земной.

      При каждой более или менее значительной перемене в жизни человек перестраивает свое мышление, приноравливаясь к новому положению. В детстве, юношестве, зрелом возрасте думает он по-разному. На войне или в мирной обстановке мышление идет по-разному. В путешествии или дома мысли текут не одинаково. Так и при переходе Великих Границ изменяется мышление людское. Отсутствуют мозг и тело, а человек продолжает мыслить и создавать мысленные образы. Творческая способность мыслей усиливается во много раз и приобретает новый аспект. В том мире, где все движется мыслью, приобретает она и особое значение, очень отличающееся от земного. Для пытливого ума поле исследований расширяется, и самый процесс познания того мира становится захватывающим и интересным, если к этому проявляется склонность. Все ново, все необычно, все иначе, чем на Земле. Отсутствует перспектива в ее земном выражении. Вещи видны со всех сторон: и изнутри, и снаружи. Проницаемость предметов совершенно иного порядка. Близость и дальность людей и явлений обуславливаются магнитностью мыслей. Познавание явлений и соприкасание с ними идут по созвучию или сродству. Учиться легко, и нетрудно иметь наставников, соответствующих запросам духа. Для того, кто любит красоты природы, есть чем наслаждаться. Удивительный мир, интересный, захватывающий, привлекательный и прекрасный, если сознание позволяет и может звучать на волне Красоты.

      Относительность человеческих представлений окружающего людей мира поражающая. Все зависит от широты и ступени развития сознания. Обычно даже не понимают, насколько могут разниться эти представления у двух рядом сидящих землян. Чтобы хоть как-то разобраться в этом, необходима какая-то степень самоотрешенности. Но все наполнены только собой и только своим. Где уж тут думать об особенностях чужого сознания. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Сколько голов, столько и миров». Проникать в чужое сознание можно, можно являть понимание, но требуется тонкий подход, который обуславливается любовью, то есть сердцем. Любящее сердце прекрасно чувствует особенности и своеобразие любимого человека. Сердце – ведун, сердцем легко проникнуть в сознание другого человека. Познание разнообразия душ человеческих достигается сердцем. Каждое сознание окружено мыслеобразами, которые оно создает.

      Мыслящий о Красоте создает и прекрасные образы. Сущность узора каждого духа, оставляемого им в пространстве, определяется принципом Красоты. Породители безобразия действуют по принципу, диаметрально противоположному. Каждый может оглянуться назад и посмотреть мысленно, какой узор мысленных образований оставил он после себя, какой мир представлений окружал его в течение его жизни. Этот мир последует за ним и дальше, и каждый мыслеобраз, созданный им, предстанет перед ним, чтобы получить окончательную оценку, получить либо признание, либо отрицание. При признании мыслеобраз остается с человеком, который берет его дальше с собою и использует его для жизни в Надземном, варьируя его на всевозможные лады. При отрицании человек должен от него освободиться и нейтрализовать вложенные в него им самим энергии, то есть его победить или разрушить, чтобы он не сопутствовал ему дальше. Это касается, прежде всего, мыслеобразов, несущих на себе печать безобразия. Встреча со стражами Порога включает в себя также и этот процесс. Тот, кто при жизни земной порождал безобразие, должен встретиться лицом к лицу с объективными видимыми формами своего творчества и или преодолеть их, отбросить и разрушить, потушив пульсирующие в них энергии, или войти с ними в сочетание и погрузиться в них. Если они сохранили для него привлекательность и притягательную силу, борьба трудна. Если он их изжил и перерос, встреча будет победной. Все люди постоянно творят различного вида мыслеобразы. Очень важно, чтобы они не были безобразны, но чтобы соответствовали принципам Красоты. Контроль над мыслью следует направить на это. Сила мыслеобраза обуславливается чувством. Даже малое сознание, вдохновленное чувством самоотвержения, творит прекрасные формы в пространстве. Это его будущие друзья и сопутники. Процесс искупления, то есть нейтрализации и погашения безобразных мысленных форм и в них заключенных энергий, неизбежен, если узор духа не соответствует принципам Красоты.

                В меня вместилось много жизней,
                и даже в нынешней  –  их не одна:
                по  возрастам,  по  созреванью,
                по  постижению  Творца…

                Везде – любовь, но в спектр разный,
                ступень  какую  бы  ни  взять:
                наполненность – иным, и разным,
                и  в  один  день  –  не  рассказать.

                Не  передать  –  что  за  словами,
                оттенки,  спектров  колорит,
                и  всё  же  –  главная  там  нота –
                Любви  и  Красоты  мотив.
                Владислав Стадольник 10.8.2001

      Видите, как против величия и красоты будущего восстает низшая природа человека, все темное, злобное, эгоистическое, что в нем есть. Атомная энергия могла бы быть благословением для человечества, но устремлена людьми на разрушение и уничтожение. И так же точно почти все лучшие начинания и изобретения. Вместо того чтобы облагодетельствовать людей, они обращаются во зло. Благоденствие утвердилось бы на планете, если бы не злое начало, лишающее людей плодов науки и культуры. Представьте себе, что было бы на Земле, если бы все, что тратится на вооружение, было направлено на строительство и устроение сада земного! Уходящая Кали Юга еще крепко держит дух человеческий под своими воздействиями. Но кончается злой век тьмы, крови и насилий. Впереди Свет, Свет новой Юги.

       Служение Красоте может быть сознательным, постоянным и углубленным. Прежде всего – Красота в мыслях. Мало кто не постыдится мыслей своих, если сделать их доступными для лицезрения. А надо, чтобы не постыдились. Ведь когда-то все же придется столкнуться с отсутствием тайны, и к этому сознание должно быть готово. Пока же можно упражняться в таком мышлении упорно, настойчиво и целеустремленно, насыщая образы мыслей своих Красотою. Ни раздражение, ни зависть, ни ложь, ни лесть, ни страх, ни все прочие отрицательные качества духа не согласуются с Красотою. Только насыщенная Красотою мысль может быть ясносияющей. Реакция такой мысли на сознание благотворна и возвышающа. Она как бы поднимает сознание над суетой и сутолокой жизни. В ней Свет. Не войти в Царство Света с неочищенной мыслью. Крылатые, чистые, пронизанные Красотою мысли возносят дух в Высшие Сферы. Скажите тем, кто хочет быть с Нами, чтобы соблюли мысль.

       С.Н.Рерих, обращаясь к Ассоциации изящных искусств в январе 1968 года, говорил:
       – Искусство всегда признавалось и ценилось как великий магнит, действующий на человека, и религия легко использовала в своих интересах это бесконечное поле человеческих чувств. Лучшие мастера нанимались, чтобы строить красивые храмы, создавать знаменитые скульптуры, изображения и произведения на религиозные сюжеты, которые, пробуждая чувство прекрасного, привлекали бы внимание массы людей, входящих в соприкосновение с этими творениями искусства. Всё это делалось во имя религии. Но власть подлинного искусства поистине велика – спустя многие столетия и даже тысячелетия, когда сила религиозного чувства, во власти которой некогда находилось всё человечество, постепенно начала ослабевать, на передний план выступили огромные художественные достоинства этих храмов и изображений. Они стали ценится и признаваться каждым, независимо от его веры. Эти здания, изображения и скульптуры привлекают нас теперь возможно даже больше, но, не столько вызывая к нашим религиозным чувствам, сколько воздействуют на нас великой силой искусства.

      Для меня совершенно реально и очевидно, – сказал Святослав Николаевич, – что в Искусстве и Красоте заключены сверхъестественные силы (Искусство – великий магнит. Из книги: С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М.: МЦР, 1993, с. 36-370).

     «Урусвати знает, что мощь чувств является возбудителем психической энергии. Особенно сильна любовь, но почти так же сильна и ненависть.

      Спросят – значит, можно прожить и ненавистью? – Можно, но не выгодно. Ненависть не только развивает империл и сокращает жизнь в болезнях, но главное – ужасно значение ненависти в Тонком Мире. Вы уже знаете, что в Тонком Мире все чувства усиливаются и также последствия. Теперь представим себе, насколько трудно ненавидящему оторваться от пагубной страсти. Не только он попадает в окружение зла, но все существо его наполняется ядом зла. Он страдает, ибо сам вызвал это мучение. Так скажем – выгодно жить в добре и любви. Такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет источником счастья.

      Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждавшие, что красота есть добро, и добро прекрасно.

      Конечно, многие сочтут такие формулы отвлеченными и не приложимыми в жизни земной. Но много раз отрицатели должны будут испытать условия Тонкого Мира, чтобы в сознании закрепить Истину. Можно жалеть людей, которые, научившись грамоте, воображают, что они уже постигли Учение Жизни.

      Не будем судить незнание, но сурово осудим невежество. Надо понять, где граница незнания и невежества. Одно излечимо, но другое часто уже неисправимо. Невежда всегда самомнителен и напыщен. Так по признакам обиходным можно ощущать сущность человека.

      Мыслитель говорил: «Можно простить незнание, но невежество негодно для сотрудничества».

      Урусвати знает огненность всего сущего. Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучениями человека; она утвердит огненное начало, проникающее все.

     Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины и следствия их. Не скоро наука поймет, почему излучения иногда назывались знаменем человека. Для понимания такого определения, нужно знать и условия Надземного Мира. Человек несет свое знамя, когда живет в Надземном Мире, он не может скрыть свой свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным магнитом или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.

       Урусвати также знает, что современная Йога – связь с Высшим должна осуществляться среди обыденной жизни. Не уход от жизни, но претворение ее заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце может сотворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования. Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу.

      Мыслитель говорил: «Огненное знамя, освети Горний путь» Учение Живой Этики: Надземное, 726, 812.


                МУДРОСТЬ РАДОСТИ

      И враги будут у нас. И даже в большом количестве. Подобно древним римлянам, пусть мы скажем: скажи мне, кто твои враги, и я скажу, кто ты есть. Великий Император Акбар говорил всегда, что враги – это тень человека и что человек измеряется по количеству врагов. При этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень длинна.

      Откуда же возьмутся главным образом враги наши при нашей мирной культурной работе, которая, казалось, никого не умаляет и никого не задевает. Только ли от непонимания и от зависти? Конечно, нет. Нам придется встретиться еще с одним глубоко гнездящимся человеческим свойством, проистекающим также от невежества. Нам придется всеми способами говорить и распространять сведения о значении истинного искусства и знания. Нам придется неустанно говорить о внесении предметов искусства в обиход нашей жизни. Также придется говорить о друзьях нашей жизни, о книгах, которые находятся в пренебрежении во многих домах наших. Придется нам и обращаться к правителям и президентам целых стран, прося их считать министерство Народного Просвещения и Изящных Искусств не в конце списка их государственных учреждений. При этом нам придется встретиться со многими замечаниями, утверждающими, что эти два живейших фактора эволюции вовсе не заслуживают первых мест. Часто это будет говориться не в силу какой-либо особой ненависти к просвещению и украшению жизни, но просто в силу каких-то пережитков и окаменелых традиций. Вот это обстоятельство породит значительное количество врагов наших, но, проверяя список их, мы будем гордиться, что именно эти люди оказались врагами культуры, а не наоборот. Кроме того, как однажды я говорил в статье «Похвала Врагам» (см. книгу «Пути Благословения»): никто так не помогает нам в жизни нашей, как именно такого свойства враги. Нашей зоркости, нашей неусыпности, нашей трудоспособности мы обязаны им в большей степени. Эти враги, как вы знаете, не останавливаются на малых формулах, наоборот, именно они щедры на преувеличения. Они располагают роскошным словарем ненависти, перед которым язык друзей часто бледнеет и кажется пресным. Слишком часто в жизни нашей мы теряем словарь добра, признательности и похвалы. Мы стыдимся часто даже предположить, что кто-то может заподозрить, что мы можем быть благодарны. Часто мы боимся быть заподозренными, что почитаем Иерархию Блага, но враги, побуждая нас к неустанной деятельности, куют нам и доспехи подвига.

     Помню, как один большой художник, когда ему передавали, что кто-то поносит его, задумался и, покачав головой, сказал: «Странно, а ведь я ему ничего хорошего не сделал». В этом замечании сказалась большая житейская мудрость. Та же житейская мудрость также может подсказать нам, что, несмотря ни на что, неустанно мы должны проталкивать в жизнь простую истину об охранении и осветлении культуры.

     Опыт долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства, где владыки церкви и все руководители жизни сходились в стремлении к прекрасному, там и происходил ренессанс, то возрождение, о котором теперь пишутся такие восхищенные книги. Если мы знаем, какие именно внешние факторы способствовали искусству и знанию, то, казалось бы, легче всего во имя культуры применить те же приемы и теперь. Ведь зародыши всех этих возможностей существуют и обычно только задавлены омертвелыми традициями неудачных эпох. Но мы знаем, что действия в этом направлении являются настоящими благородными действиями, и потому с полною искренностью мы можем усилять друг друга в этом подвиге. Подумайте, какое счастье сознавать, что мы, рассеянные в разных странах, можем чувствовать невидимую дружескую руку, всегда готовую на духовную помощь и поддержку. Когда мы обращаемся во имя прекрасного, во имя культуры к главам государств и церквей, мы приносим им помощь, потому что многие из них и хотели бы оказаться Лоренцо Великолепными в лучшем смысле этого слова, но маленькие суеверия и предрассудки мешают их превосходным порывам.

      Кто-то может спросить, неужели именно теперь, во время общего материального кризиса, уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.

     Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного. Именно он окрыляет тех людей, которые иначе под неволею условностей обращаются в Панургово стадо. Словом, расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой. Как это старо, и как это нужно сейчас, когда разрушительные силы так действенны. Именно теперь ни на минуту нельзя забыть о преимуществах истинно культурных эпох, чтобы, опираясь на эти вехи прошлого, мужественно направляться в будущее.

      Можно много критиковать, но критическое разложение уже доставило много невзгод человечеству. Сейчас так повелительно нужно созидать, слагать, собираться и почерпать обоюдную бодрость в сознании, что за горами и морями всюду есть друзья наши, готовые обоюдно радоваться.
      1931
      Н.К.Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 14 мая 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии