Василий Колбасо

                • В а с и л и й    К о л б`а с о
                • либретто трагикомической поэтической оперы


Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а :
________________________________
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО – писатель.
КАПИТАН КОРАБЛЯ.
СТАРШИЙ ОХРАННИК.
ПИРАТЫ.
МОРСКАЯ ДЕВА.
ЛИТАГЕНТ.

В   э п и з о д а х :
_____________________
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
ДЕЛЬФИНЫ.
Вооружённые ЛЮДИ.
Огненные САЛАМАНДРЫ.


Чтобы заработать денег, непризнанный писатель Василий Колб`асо, на котором висит большой долг наркомафии, устраивается охранником на торговое судно, плывущее к берегам Африки. Торнадо уносит его с борта корабля к берегу маленького необитаемого островка в океане, дельфины выталкивают героя на сушу.
Теперь он – новый «робинзон»…



                • УВЕРТЮРА
                Голоса волн и ветра.



                • АКТ ПЕРВЫЙ
                • КАРТИНА ПЕРВАЯ
                Африканская ночь. В а с и л и й   К о л б а с о   на мостике корабля, один в карауле.


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Нелепая фамилия – Колбасо…
Мечтал я в детстве петь на сцене басом,
Потом мечтал актёром стать в кино.
Потом – любовь, два сердца как одно!
Я растворился в страстном единенье
Двух юных тел… И вдруг – разрыв, смятенье,
Запой, похмелье, армия, филфак…
И мнилось: гений я в толпе писак…

                (Пауза. Плеск волн.)

Я много сил вложил в литературу,
Писал поэмы и романы сдуру –
Но прозябал в бесславной нищете:
Поэмы – в сеть, романы всё обманы,
Трепал сквозняк дырявые карманы,
И дни терялись в тщетной суете.
Взяв денег в долг, свои издал я книги –
В пыли на полках эти книги-фиги,
Я задолжал бандитской наркоте.
И вот я здесь, на корабле охранник,
Вдоль Африки плыву, как древний странник,
Искавший путь к спасительной мечте…
Тут где-то рядом – дикие народы,
И чудеса неведомой природы –
Но что мне толку в этой красоте?
Опасно здесь – и шлюпки не спускают,
Охранников на берег не пускают:
Пираты нападают в темноте.

                (Подходит   к а п и т а н .)

КАПИТАН КОРАБЛЯ.
Всё тихо?
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Да, пока.
КАПИТАН КОРАБЛЯ.
                Помилуй боже.
Пираты тут – бессовестные рожи:
Попробуй, угляди их в этой тьме.

                (Слышен какой-то плеск за бортом.)

СТАРШИЙ ОХРАННИК
(кричит из-за сцены)
Охранники, к оружию! Пираты!
                (Вбегает.)
Колбасо, блин! Хватаем автоматы!
Стрелять готовься, коль в своём уме!
КАПИТАН КОРАБЛЯ.
Пираты-суки! –
Задраить люки!
                (Убегает.)

ПИРАТЫ
(снизу).
Эй, мореход –
Тормози пароход!
Стой, никшни –
Деньга гони,
Гони товар –
Хотим навар!
Бабки на бочку:
Замочим – и точка!
Был твой товар –
Стал наш навар!

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
(вскидывая автомат)
Пираты?! Неужели?! Как в романе…
ПИРАТЫ
(снизу).
Ау, матроса! Мани-мани-мани!
СТАРШИЙ ОХРАННИК.
Огонь!

                (За сценой стреляют охранники.)

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
(стреляя в воздух, с восхищением)
                Стреляю!
ПИРАТЫ
(снизу).
                А-а-а-а! Убойно тут.
                (Стремительно уплывают.)
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Мы победили!
СТАРШИЙ ОХРАННИК.
                Молодцы ребята!
Мы славно страху задали пиратам –
Теперь на милю к нам не подойдут. *
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
(опуская автомат)
Светает… Солнце мирное восходит…
СТАРШИЙ ОХРАННИК
(озираясь)
Не доверяйся тутошней природе:
Блин, от неё всегда подлянки жди.
                (Всматривается в горизонт и тычет в него автоматом.)
Вон! Там вдали – чернеется!
КАПИТАН
(вбегая)
                Торнадо!
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Торнадо?

                (Налетает смерч и поднимает Василия в воздух.)

                Нет, не надо!
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
                …надо, надо…

                (Василия уносит прочь.)

СТАРШИЙ ОХРАННИК
(снимая бейсболку)
Снесло парнишку…
                (Печально даёт автоматную очередь над волнами.)
КАПИТАН КОРАБЛЯ
(снимая фуражку)
                Господи, прости….

                (Голоса волн и ветра.)



___________________________
* Этот эпизод (до появления торнадо) навеян живым рассказом писателя , поэта и художника Юрия Зверлина, реального борца с сомалийскими пиратами в Индийском океане.
___________________________





                • КАРТИНА ВТОРАЯ
                В а с и л и я   К о л б а с о   несёт над волнами.
                Вспышки молний, гром. Яростно кипит океан.


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Мне жутко!
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
                ….утка, утка, утка, утка…
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Лечу!… Меня колбасит не на шутку.
Один погибну в  страшной глубине.
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
…не, не, не, не…
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Судьба моя несчастна…
Я жил и умер к счастью непричастно.
Смешались мысли, голова в огне…
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
…не, не, не, не…
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Не будет утешенья,
Пришло моё последнее мгновенье:
Зачем я жил? Зачем весь этот страх?
ЭХО-над-ВОЛНАМИ.
…ах, ах, ах, ах…
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Я жизнь угробил сдуру
На жалкую  свою литературу.
Редакторы кровавые в глазах…
ЭХО-над-ВОЛНАМИ
(протяжно).
А-а-а – а-ах….
                (Герой падает в воду.)



                • АКТ ВТОРОЙ
                • КАРТИНА ПЕРВАЯ
                В темноте слышен ласковый плеск волн.
                Восходит солнце – и прорисовывается песчаный берег пальмового острова.
                Нарастает какой-то звук – это ультразвуковой   х о р   д е л ь ф и н о в :   
                они поют о радости бытия.
                Дельфины выталкивают    В а с и л и я   К о л б а с о   на берег.


ДЕЛЬФИНЫ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
(приподнимая голову).
В раю я, что ли? Я не верил в бога –
И в рай попал, проживший жизнь убого?
                (Садится.)
ДЕЛЬФИНЫ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Дельфины, да… Я вспомнил! Я живу!
Я жив, я здрав! Меня нашли дельфины,
Подставили спасительные спины –
И вынесли на берег наяву.
ДЕЛЬФИНЫ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Спасибо вам, прекрасные созданья!
Не человек корона мирозданья –
А вы, дельфины!
                (Машет дельфинам, те уплывают. Осматривается.)
                Я на острову…
                (Бегает по острову, залезает на скалы.)
Он маленький такой – кругом лишь волны,
И голубой водой лагуны полны –
Но нет людей. Безлюдье… Тишина…
Я здесь один – ужасное прозренье:
Необитаем островок спасенья…
Я – робинзон… Реальность, ты страшна…

                (В бессилии опускается на песок.)



                • КАРТИНА ВТОРАЯ
                Пальмовая рощица. Сбоку стоит неприметная хижина, почти скрытая кустарником.
                Вход в неё завешен плетёным пологом.
                Появляется   В а с и л и й   К о л б а с о .


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Один весь день по острову брожу –
                Но смысла в жизни я не нахожу…
                Ушло, пропало всё, чем дорожу.
Мне повезло – взамен небесной манны
Кругом растут кокосы и бананы,
Моллюсков к берегам несёт волна.
Могу рыбачить, на песке валяться,
У родников – цветами любоваться…
Здесь райский сад, здесь мир и тишина.
Здесь нет людей – коррупции, законов,
Налогов, обязательств и препонов –
Но грустно… Тяга к обществу сильна…
                Бесцельно день по острову брожу –
                Но смысла в жизни я не нахожу…
                Ушло, пропало всё, чем дорожу.
Компьютер, интернет – теперь фантомы.
Отшельник я, оторванный от дома,
От близких,  от друзей. Себя занять
Не знаю, чем… Я мог бы сочинять –
Но для чего? Долбить стихи на скалах
Для диких птиц? Судьба девятым валом
Снесла мой мир – и вместе с суетой
Исчез я прежний… Кто же я такой?
                Ушло, пропало всё, чем дорожу.
                Один весь день по острову брожу –
                Но смысла в жизни я не нахожу…

                (Замечает хижину.)

Как? Хижина?! Здесь люди?
                (Бросается к хижине – и откидывает полог.
                (Внутри – скелет хозяина, умершего за столом.)
                Всё напрасно…
Здесь только смерть. Мертвец. Один. Ужасно
Так умереть – безвестно, вдалеке
От милых, от родных. Семья не знает,
Что сталось с ним. И вряд ли вспоминает
О нём хоть кто-то в дальнем уголке…
И я так сгину… Комп снесут на свалку –
Компы стареют быстро, их не жалко –
И все мои романы пропадут.
На биты распадутся мысли, грёзы…
И лишь дождя бесчувственные слёзы
Оплачут мой напрасный скорбный труд…
Что человек? Он мечется в затменье,
Томим заботой всякое мгновенье
О пище, о здоровье. О деньгах.
Весь мир его безвидно обтекает! –
Но жизнь его вслепую протекает.
Мы –  карлики на глиняных ногах…
                (Оглядывается на мертвеца.)
А в горе вспоминаем о богах…
Похороню покойника.
                (Сдёргивает полог и перетаскивает на него мертвеца.
                На столе становится виден радиоприёмник.)
                О чудо!
Здесь радио! Внезапно, ниоткуда –
Такой подарок!
(Осматривает радио.)
                Сломано оно…
Скорей, чинить! Нет, хоронить сначала…
Вдруг столько дел! Судьба не подкачала,
Надеждой опьяниться мне дано…

                (Утаскивает мертвеца прочь.)



                • КАРТИНА ТРЕТЬЯ
                В а с и л и й   К о л б а с о в   в  хижине,
                склонился над радиоприёмником, из которого доносятся слабые звуки.


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
Я радио нашёл. Ещё – бумагу,
И ручку, и чернил отличных флягу –
У мертвеца изрядный был запас.
И погреб винный – но пусты бутыли:
В тоске, ища забвения от были,
Он выпил всё один – и так угас…
                (Крутит ручки настройки.)
Ну-ну! Давай! Штуковина смешная,
Старинная. Но я не променяю
Тебя на все земные чудеса.
Я слышу мир! Я часть его, я снова
Собрат всего сообщества земного,
Хоть не могу ни с кем связаться сам.

Голос ДИКТОРА
(из радиоприёмника, с перерывами).
Бомбёжки Лондона продолжаются… хррр… количество жертв растёт… хррррр… Адольф Гитлер заявил… ш-ш-ш…

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Бомбёжки? Гитлер? Нет, не в этом мире.
Волна военной хроники в эфире?
Чего бы поновее мне поймать…
                (Крутит ручку настройки.)

Голос ДИКТОРА
(из радиоприёмника, с перерывами).
Хлеборобы страны дали на гор`а тысячи тонн зерна… хррр… советского народа… тррр…. девиз трудящихся – «Пятилетка в четыре го…» – шшшшш….

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Народ советский? Снова? Что за штуки?
В эфире кто-то вытворяет трюки?
Я в прошлое попал? Сошёл с ума?
                (Крутит ручку настройки.)

Голос ДИКТОРА
(из радиоприёмника, с перерывами).
Коммунизм… тррр… власть плюс электрификация всей страны… шшшшш…. лампочка Ильича войдёт в каждый дом… хррр…

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Ильич? План ГОЭЛРО? С чего, не знаю,
В динамике история сплошная.
Где новости? Мне б новостей узнать…
                (Крутит ручку настройки: из радиоприёмника доносится латынь.)
Латынь? Взялись учёные трепаться?
Или врачи… или… не знаю, братцы,
Кто на латыни так горазд чесать…
                (Крутит ручку настройки: из з радиоприёмника доносится какие-то восточные песнопения, голоса толпы.)
Что, мусульмане? Вроде – не похоже…
Язык какой-то древний. (Пауза.) Боже, боже…
Догадка странная… Но может быть – я прав?
И радио, попавшее на остров,
Здесь ловит волны прошлого? Так просто?!
Фантастика, вломившаяся в явь…


                Василий крутит ручку настройки.
                Доносится историческое попурри из коротких обрывков речей 
                короля Георга, Сталина, Брежнева, Мао, отрывков музыки, смеха,
                собачьего лая, молитв, лотерейных розыгрышей, кулинарных рецептов
                и сводок погоды – в любом произвольном сочетании.



                • АКТ ТРЕТИЙ
                • КАРТИНА ПЕРВАЯ
                Закат. В а с и л и й   К о л б а с о   сидит на берегу, недалеко от хижины.
                Слышен плеск волн и шум радиоприёмника.


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Я слушаю историю живую,
Я слушаю времён ушедших звуки,
Народов мёртвых слышу голоса.
И о себе я больше не тоскую,
Когда поют сражений древних луки,
И острых копий шелестят леса.
                Война и мир проходят чередою,
                Любовь и кровь, надежды и обман.
                Я – точно дух, парящий над водою –
                А подо мною – времени туман.
Я вижу зиккураты Вавилона,
Я вижу знойных дев хмельные пляски,
И лица смуглых воинов в дыму.
Звенят мечи в ночи,  шумят знамёна,
И боль, и смерть сменяют жизни ласки…
За что мне эта ноша – не пойму…

                (Из вод выходит   М о р с к а я   Д е в а .)
                (Она прозрачна – и светится в лучах заката.)

Сгустились воды в чудное созданье,
Морскую Деву из сплошной воды.
Прекрасное виденье! Наказанье
Или награда для страдальца ты?
МОРСКАЯ ДЕВА.
Мне о тебе дельфины пели,
Спасённый странный человек.
И я явилась в водном теле.
Я – дух морей, озёр и рек.
Нас много здесь, стихийных духов,
По сказкам-снам знакомых вам,
Простому недоступных слуху
И человеческим глазам.
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Нет-нет! Ты чудишься!
МОРСКАЯ ДЕВА.
                Конечно, это чудо –
Меня увидеть, бедный человек.
Ты здесь один – и я являться буду
Тебе порой, чтоб твой короткий век
Прошёл не так печально. Иногда
Тебе я буду петь. Ты хочешь?
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Да.

                (Морская Дева танцует – и исчезает в волнах.)

Постой, вернись!
Опять приснись!
Виденье чувства спящие задело,
Смутило мой покой жемчужным телом –
Ведь я один на диком островке…
                (Мечется по  берегу.)
Охвачен я пылающим желаньем,
Охвачен страстной жаждой обладанья –
Но страсти покоряются тоске…

                (Падает на песок.)



                • КАРТИНА ВТОРАЯ
                Отлив. В а с и л и й   К о л б а с о ,  уже обросший бородой,
                у кромки воды, с запечатанной бутылкой в руках.


ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Уже в который раз свои записки
Вверяю я изменчивым волнам.
                (Бросает бутылку в воду.)
Плыви, бутылка!  Весть свою без риска
Я отправляю к дальним берегам.
Вперёд, вперёд
Пускай плывёт!
Не доплывёт –
На дно пойдёт.
Уйдёт на дно –
Мне всё равно.
Ведь лишь пытаться
Мне дано…
                (Садится на песок.)
Отправил я четырнадцать бутылок,
В ничто послал четырнадцать посылок –
И скоро выйдет малый их запас.
Что буду делать дальше – я не знаю.
Но к одинокой жизни  привыкаю.
Смирение – спасение для нас…
Мне здесь открылся целый мир былого,
Вся неохватность опыта планеты,
Истории реальный страшный лик.
Зачем бутылки отправляю снова
К далёким толпам суетного света?
Средь них был жалок я. А здесь – велик!
                (Пауза.)
Велик? Ха-ха! Бездарный ученик,
Я горше всех никчемных горемык…
Мечтал я в детстве о любви, о славе –
Величие маячило в мечтах!
Казалось, я особенный, не вправе
Никто меня учить. В моих трудах
Великие прозрения сквозят –
И с миром откровеньем говорят…
Глупец, открой глаза! Что возомнил ты?!
Из детства вспомни песенку-дразнилку:
«Катись колбаской
По Малой Спасской!»
Катись, Колбасо,
К смертному часу…
                (Плачет.)
                (К берегу подплывают   д е л ь ф и н ы   и поют о радости бытия.)

ДЕЛЬФИНЫ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                (Из вод появляется   М о р с к а я    Д е в а   и гладит Василия по голове.)

МОРСКАЯ ДЕВА.
Не плачь, дитя!
Средь, волн, шутя,
Нашли тебя,
Спасли, любя.
Пал блеск-кумир –
И в сердце мир!
Ты жив, ты здрав,
Умерь свой нрав.
Терпи, живи,
Умри в любви…
                (Уплывает.)
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Терпи, живи,
Умри в любви…
Я обречён,
Как битый чёлн…
Катись колбаской
По Малой Спасской!
Катись, Колбасо,
К смертному часу…
ДЕЛЬФИНЫ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                (Герой засыпает.)



                • АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ
                В а с и л и й   К о л б а с о   стоит у кромки вод.



ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Так много дней
Слились в один,
Былых теней
Я господин.
Я, жалкий раб
Своих страстей,
Изжил их все
В потоке дней.
Желаний нет
И нет тоски,
Я лишь трава,
Я лишь пески.
Я звук, что снится
В тишине,
Тень быстрой птицы
На волне.
Я лишь росинка
На листе,
Я – капля жизни
В пустоте.
Я с миром слился,
Как с рекой –
И наконец
Обрёл покой…

                (Шум вертолёта. Василий Колбасо прислушивается.)

Гроза грядёт. Далёкий рокот грома…
Всё ближе, ближе… Буря будет, да.
Приветствую тебя, разгул стихии!

                (Сверху спускается верёвочная лестница. На ней   л и т а г е н т .)

Ты ангел?
ЛИТАГЕНТ.
                Нет, я литагент Балбасов.
Тебя готов я представлять, Колбасо.
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Какая чушь! Я капля, я никто,
Я безымянный дух…
ЛИТАГЕНТ.
                Теперь – едва ли:
Тебя спецом со спутников искали,
И вот – нашли. Подробности – потом.
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Кому я нужен? Здесь мой дом отныне.
ЛИТАГЕНТ.
Оставь, Колбасо, комплексы в пустыне.
Летим с мной.
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Куда?
ЛИТАГЕНТ.
                В твой новый дом.
Не зря бутылки в море ты бросал,
Не зря свои записки посылал.
Твои посланья блоггеры нашли –
И в соцсетях по миру разнесли.
Ты знаменит, теперь твои романы
Читают все, везде…
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
                Небесной манной
Моим ушам такая б весть была
В той жизни, в прежней.  Но она ушла…
Чего ты хочешь?
ЛИТАГЕНТ.
                Я – твоё спасенье,
Надёжный избавитель от  забвенья.
Ты нужен нам – общенья жаждет мир!
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Нет – суета, волков кровавый пир…
ЛИТАГЕНТ.
Твои долги все отданы – свобода!
Реально, ты звезда в глазах народа,
И рейтинги неистово растут.
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Бред, бред, кошмар…
ЛИТАГЕНТ.
                Готовы договоры,
Ты книги новые напишешь скоро,
И нам доходы принесёт твой труд.
Фанатов ждёт безумная толпа!
Что говорить – удачная судьба!
ВАСИЛИЙ КОЛБАСО.
Я не хочу,
Не полечу.
ЛИТАГЕНТ.
Я так и знал!
Каков нахал?
Его спасли,
Нашли в пыли –
А он – в отказ!
                (Достаёт рацию: кому-то.)
Давай спецназ!

                (Сверху спускаются вооружённые люди на канатах и берут   В а с и л и я   К о л б а с о   в тиски.)

Не возникай. Нет выхода, Колбасо:
Летишь ты с нами, это решено.
В игре – большие деньги. Не напрасно
Тебя искали: книги и кино –
Хороший куш
Для жирных туш.
Тот, кто рулит –
Не знаменит,
Но так богат,
Что скупит ад.
Твои долги он оплатил с расчётом
Нажиться: прибыль от тебя нужна.
Так лучше в рабстве нежиться с почётом,
Чем мертвецом качаться на волнах.
(Бойцам.)
Сжигайте всё!
Его – спасём.

                (Василия связывают и поднимают вверх на канате.)
                (Вооружённые люди поджигают всё на острове из огнемётов.)

ВАСИЛИЙ КОЛБАСО
(на канате)
Я здесь провёл четыре долгих года,
Но я не понимал своей свободы,
На помощь звал далёкий чуждый мир –
И мир явился, мой покой разрушив…
Теперь на откуп забирает душу
Царящий в мире золотой кумир.
ЛИТАГЕНТ.
(Василию Колбасо.)
Твой рай сожжён, блаженный одиночка.
В твоих морских скитаньях это точка.

                (Все скрываются. Шум вертолёта.)
                (Остров пылает. В огне пляшут огненные саламандры, духи огня.)
                (К берегу подплывают дельфины и поют прощальную песню…)


                г. Санкт-Петербург,
                30 апреля 2013 г., Вальпургиева ночь


____________________________________________

  • Разрешается копировать тексты только:
                - при упоминании имени автора
                - и обязательной ссылке на первоисточник •

  • В случае некоммерческих постановок
                - убедительная просьба известить автора •

  • Любое коммерческое использование текстов
                - только по договорённости с автором •

                E-mail для связи:
                zverola(собака)mail.ru
 ____________________________________________


Рецензии