Фрагменты из утерянных и незавершённых пьес

ФРАГМЕНТЫ ИЗ УТЕРЯННЫХ И НЕЗАВЕРШЁННЫХ ПЬЕС

Сцены у метро
Глубокие сумерки. У входа в вестибюль метро толпятся юноши и девушки. Появляется Саша с подругой. У Саши бледное пудреное лицо, короткая модная причёска, стройная фигура. Во внешности подруги нет ничего примечательного.
Подруга: «Так куда же ты едешь?»
Саша: «Я уже приехала».
Подруга: «Свидание, да? Здесь у метро?»
Саша: «Да, здесь».
Подруга: «С кем же ты должна встретиться, если не секрет?»
Саша: «С мужчиной, конечно!»
Подруга: «Можно, я взгляну на твоего красавца? Ты не бойся! Я вам не помешаю: я только посмотрю и сразу уйду!»
Саша: «Чего мне бояться? Смотри, если хочешь!»
(Ждут. Некоторое время молчат).
Подруга: «Где же ты с ним познакомилась?»
Саша: «В центральном клубе».
Подруга: «Как же это случилось?»
Саша: «Да он сам ко мне подошёл!»
Подруга: «Ну, и что? Танцевали?»
Саша: «Да, танцевали».
Подруга: «Так вы и познакомились?»
Саша: «Так вот и познакомились».
Подруга: «Тебе он понравился?»
Саша: «Не знаю... По-моему, он симпатичный... Наши девчонки глазели на него до неприличия!»
Подруга: «А ты произвела на него впечатление?»
Саша: «Может быть... Сколько сейчас времени?»
Подруга (смотрит на часы): Уже шесть часов. На сколько назначена ваша встреча?»
Саша: «На полседьмого».
Подруга: «Зачем же ты пришла почти на сорок минут раньше?»
Саша: «Ну и что?»
Подруга: «Дурочка! Надо приходить всегда позже назначенного времени... Надо, чтобы он подождал, поволновался! На то он и парень. Парень всегда должен приходить первым! Времени у нас ещё много — пойдём... погуляем!»
Саша: «А если мы опоздаем?»
Подруга: «Тем лучше! Пойдём!»
(Уходят. Слышен голос подруги: «Как его зовут?»)
Саша: «Владимир!»
(То же самое место рядом со входом в метро. Владимир со своим товарищем).
Владимир: «Вот здесь, как раз напротив входа в метро, она должна меня ждать!»
Товарищ: «Говоришь, она красавица?»
Владимир: «Да, именно красавица! И, кажется, именно та девушка, которая мне теперь нужна!»
Товарищ: «Однако, я не вижу никакой красавицы... Она, наверное, не пришла!»
Владимир: «Или ты не знаешь женщин? Они всегда опаздывают».
(Мимо проходит очень красивая девушка. Владимир внимательно смотрит на неё. Девушка останавливается недалеко от мужчин и бросает на Владимира любопытный взгляд).
Владимир: «Смотри!»
Товарищ: «Что? Куда?»
Владимир: «Видишь ту блондинку в светлом костюме? Какой у неё чудный профиль!»
(Оба смотрят на девушку с нескрываемым интересом).
Владимир: «Хороша! Познакомиться бы с ней!»
Товарищ: «Очень... очень не дурна!»
Владимир: «Какие роскошные волосы! Какая нежная кожа — не с чем сравнить!»
Товарищ: «Кожа чистая, гладкая и холодная, похожа на лак посольской машины!»
Владимир: «Всегда ты циник!»
Товарищ: «Всегда ты донжуан!»
Владимир: «Оставим это... Ты лучше скажи мне, сколько времени?!»
Товарищ: «Полседьмого».
Владимир: «Похоже на то, что Саша не придёт на своё первое свидание со мной... Видно, чего-нибудь испугалась. А эта симпатичная незнакомка — хорошая ей замена. Давай подойдём к ней!»
Товарищ: «Не люблю подходить к девушкам на улице»,
Владимир: «Ты прав... Однако, Саши всё нет и нет...».
Товарищ: «До свиданья! Мне пора!»
Владимир: «Пока!»
(Товарищ уходит. Владимир медленно, как бы в нерешительности, приближается к девушке).
Владимир: «Не рассердитесь, если спрошу, как Вас зовут?»
Девушка: «Нина!»
Владимир « Какое красивое имя! Вы, скорее всего, кого-нибудь ждёте...».
Девушка: «Да, жду! И как Вы думаете, кого?»
Владимир: «Думаю, своего кавалера»,
Девушка: «А вот и не угадали! Я жду... Вас!»
Владимир: «Как?..  Вы, наверное, смеётесь?! Я был бы рад с Вами познакомиться, но?!..»
Девушка: «Я не смеюсь!.. Я серьёзно...».
Владимир: «В таком случае я также должен признаться, что ждал именно Вас!»
(Удаляются в сторону гостиницы «Москва». Возвращается Саша со своей подругой).
Саша: «Его нет... А всё из-за тебя!»
Подруга: «Из-за меня?»
Саша: «Наверное, ждал... ждал и, не дождавшись, ушёл. Какая же я дурочка, что послушалась тебя!»
Подруга: «Ну и не слушалась бы! Поедем лучше ко мне домой — у меня новые пластинки!»
Саша: «Что же ты сразу не сказала?»
(Быстро удаляются. Владимир и очень красивая девушка подходят в это время к метро и останавливаются у входа в вестибюль.)
Девушка:: «А куда делся Ваш товарищ?»
Владимир: «Трудно сказать... Может быть, поехал к своему другу смотреть телевизионную передачу».
Девушка: «А он неплохо выглядит — симпатяжный юноша! Я могла бы познакомить его с моей лучшей подругой».
Владимир: «Это не трудно сделать, но сначала покажите вашу подругу мне: хочу посмотреть, насколько она красива».
Девушка: «Вот Вы какой!»
Владимир: «Не бойтесь, я Вам не изменю!»


МАТЕРИАЛ К КИНОСЦЕНАРИЮ "СТУДЕНТЫ"

«1. Субботний день в медицинском институте. Последние два часа занятий — лекция по биологии. Лектор (профессор) рисует на доске мелом. Ассистент помогает ему: стирает грязным белым полотенцем ненужные тексты и схемы. Студенты наполовину слушают, наполовину переговариваются друг с другом почти в полный голос. Чтобы навести порядок, профессор время от времени поднимает нарушителей дисциплины и просит их пересесть на передний, «позорный», ряд. Когда наказывают таким образом очередного провинившегося студента, вся аудитория громко хохочет. Среди общего гула особенно выделяется грубый бас Лёвы Люликова. Профессор смущённо покашливает, объявляет перерыв. Студенты дружно аплодируют. Профессор культурно улыбается и покидает кафедру. Лёва тут же занимает лекторское место и начинает передразнивать профессора. Все корчатся от смеха. За рояль садится известный на потоке музыкант-джазист Ваня Чулков.
2. Главный герой, Лертов, во всех этих забавах не участвует. Он приходит только на второй час лекции, да и то с опозданием. Проходя мимо профессора, делает лёгкий поклон, за что получает в ответ дежурную улыбку. Лертов смотрит сразу на всех и ни на кого в отдельности, неспешно проходит на своё излюбленное место в третьем ряду, На последнем, самом верхнем ряду Люликов, увидев своего кумира, вместе со своим соседом Андреем Лебедевым пишет Лертову записку. На втором ряду, прямо на глазах профессора двое студентов откровенно спят: кивками сонных голов как бы соглашаются с лектором; иногда же их головы заваливаются набок, что производит впечатление того, что они категорически ни с кем не согласны. Одна из смазливых студенток получает записку, прочитывает её и вся вспыхивает от возмущения. Институтский поэт, Лёня Коган, сочиняет эпиграмму на самую красивую студентку, Зою Абельманову, в которую страстно влюблён. Лертову передают записку от Люликова, в которой крупно и размашисто написано:
«Глубокоуважаемый председатель! Приглашаем Вас на кир, который по решению корпорации должен состояться сегодня вечером сразу после занятий. Вакханки уже задействованы. Можно приходить и со своей чувихой. Члены корпорации Люликов и Лебедев».
(Кир, от слова кирять, пить).
3. Перерыв. Преддверие института. Люликов, Лебедев, Чулков, Коган и другие. Подходит Лертов.
- Как ты смотришь на наше предложение? ; спрашивает Люликов.
- Одобряю. А как хата, большая?
- Двухкомнатная квартира.
- А большая будет компания?
- Восемь молокососов!
- Условия подходящие... Деньги?
- Маловато. Сейчас произведём внеочередной налоговый сбор... Эй, Зоя?
- Да?
- Одолжи пять рублей... Спасибо!
- Лида! Соня! Поля! Галя! Спасибо!.. Спасибо!..
Лертов стоит в стороне с сигаретой в руке.
- Сколько собрали?
- Сто рублей с лишним!
- Хорошо, я добавлю ещё от себя... Едем!
- Едем!!!
Одеваются и уходят».


ИЗ НАБРОСКА К КИНОСЦЕНАРИЮ №3

- Держись за ванту! — приказывает капитан яхты.
Матрос держится за ванту и смотрит на капитана с озадаченным видом. Капитан бьёт матроса по лицу. Матрос повисает за бортом яхты, но в воду не падает.
- Держись, да крепче!
Матрос, растерявшись, держится..., и получает ещё один удар.
- Так-то, салага! – сказал капитан спокойным голосом.


СОХРАНИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ ИЗ ДРАМЫ "ГЕРОИ"

Акт І. Сцена І. Бал героев — дикий разгул. В течение нескольких минут полуголые мужчины и женщины пьют, хохочут, танцуют-пляшут.
Один из героев: А не сыграть ли нам?
Другой герой: Можно и сыграть... Только что-нибудь весёленькое!
Третий герой: Старое надоело, а нового ничего нет.
Четвёртый герой (хочет поцеловать партнёршу, но, услыхав последнюю реплику, грубо отталкивает женщину): Да, я совсем забыл сказать вам: среди нас молодой поэт, недавно он с очинил забавную вещь... Эй, поэт!
Через несколько секунд из другой комнаты выходит поэт. За его спиной через открытую дверь видно скомканную постель, а на ней полуобнажённую женщину.
Поэт (хриплым голосом): Кто меня звал?
Четвёртый герой: Давай сюда твою новую штуку!
Поэт: Что, тебе нужен текст?
Четвёртый герой: Сейчас мы будем играть! Ты не уходи — будешь смотреть!
Голоса..., крики — идёт распределение ролей.
Один из героев: Роль злодея моя!
Второй герой: Насмешника сыграю я!
Третий герой: Я — Донжуан!
Четвёртый герой: А я сыграю роль главного чёрта!
Одна из героинь: А мне подойдёт роль молодой распутницы!
Начинают играть.



ФРАГМЕНТЫ ИЗ УТЕРЯННОЙ ПЬЕСЫ

фрагмент 1 Разочарованный

1-й студент (с радостью в голосе): «У меня есть биография Есенина! Хочешь почитать?»
2-й студенеет: «Для меня это совсем неинтересная биография… Ну что там? — стихи, пьянство, самоубийство!..».
1-й студент: «Стихи у него неплохие!»
2-й студент: «А что стихи?! Я спрашиваю, что стихи?»
1-й студент: «Как что? Поэзия!..»
2-й студент: «К чёрту поэзию! К чёрту всё поэтическое и вообще всё художественное! Всё это мне надоело... Все союзы нужно распустить, а все театры закрыть!»
1-й студент: «Что ты говоришь? Ты, конечно, шутишь?»
2-й студент: «Да, разумеется... Но мне действительно всё надоело».


Фрагмент 2 Муж и жена (выяснение отношений)

Жена: «Опять я видела тебя с этой противной женщиной!»
Муж: «Ну так что же?»
Жена: «Я твоя жена, кажется!»
Муж: «Я это знаю, можешь не напоминать».
Жена: «Так зачем тогда тебе нужна эта мерзавка?»
Муж: «А ты хочешь, чтобы я только с тобой проводил время?»
Жена: «Да, хочу! А ты думал как?»
Муж: «Ты просто эгоистка... Не я ли посвятил тебе свои лучшие годы?!»
Жена (плачет): «Ты меня не любишь!»
Муж: «Жена все равно, что мать!»
Жена: «Ты хочешь сказать, что я тебе как женщина больше не интересна?»
Муж: «Я тебя люблю теперь совсем по-другому...».
Жена: «Конечно, какая теперь я женщина?!.. (плачет)».


Кто кого побеждает
Он (спрашивает у своего друга): «Тебе трудно давались победы над женщинами?»
Друг: «Право, не знаю».
Он: «Не понимаю... Через твои руки прошло столько грешниц?»
Друг: «Спроси лучше у красавиц: им виднее. Это они одерживали победы надо мной! А победить меня, как и многих других мужчин, совсем не трудно».
Разрыв
; Ты мне оставишь почитать эти стихи?
; Нет, не могу.
;Почему?
; Чтобы больше не приходить к тебе...
; Как ты сказал?
; Комедия окончена! – сказал он жёстко.
Любовники
Он (мрачный): Здравствуй!
Она: Здравствуй! Какой угрюмый вид! Что с тобой?
Он: Я?.. А знаешь ли ты, что мы теперь долго не увидимся?
Она: Что за фантазии? Мы сможем, если захотим, видеться чуть ли не каждый день.
Он: Не могу! Ты меня измучила своими капризами.
Она: Ах, оставь это! Тебе ещё не надоело говорить об одном и том же?
Он: От меня ничего уже не осталось... Я теперь похож на догорающий костёр. Ну что я теперь? – тлеющие угли в горячей золе. Я тебя уже не столько люблю, сколько ненавижу.
Она: Не понимаю... Всё это красивые слова.
Он: Ты просто не хочешь понимать.
Она: Может быть, и не хочу!
(Начинается музыка... Играют вальс. Он смотрит на её подругу).
Он (про себя): Вот лекарство, которое может мне помочь!
(Приглашает подругу на танцы).

Семейный план
(Маленькая сатирическая комедия в жанре капустника)
Действующие лица:
Он
Она
Его отец и мать
Её отец и мать
Его и её родственники
Его и её друзья
Парторг
Комсорг
Действие происходит в Москве.
Действие первое
Он и Она гуляют по бульвару.
Он: «Жизнь сознательного человека не должна идти самотёком, стихийно, так сказать. Сознательный человек должен жить по определённому плану: он обязан знать, в частности, когда родиться, когда умереть... и вообще».
Она: «Ты прав. Действительно, современный человек, если он только образован, не может жить без плана, также как он не может появляться без платья в общественных местах».
Он (обрадовавшись): «Так, значит, ты разделяешь мои взгляды?» (В сторону: Какая она у меня умная!)
Она: «Ну, конечно!» (В сторону: Какой он дурак, однако!)
Он: «Вот я, например... Мой план утверждён на расширенном заседании комитета комсомола. Теперь я знаю, что буду делать через пять или семь лет, через десять или двадцать лет, и даже через сто лет!»
Она: «А ты знаешь, что ты будешь делать или что с тобой будут делать завтра?»
Он: «Что значит завтра, когда вся моя жизнь-судьба как на ладони? Полная ясность, никаких тебе белых пятен. Так сказать, вперёд, моя история! План — это сила. Ты, что, же не согласна?»
Она: «О, как я тебя понимаю! Мы ведь не дикари какие-нибудь... вроде американцев. Там, в Америке, и понятия, наверное, не имеют о планах. Бедняги, как они только живут там?»
Он: «Какое там живут!.. Так, существуют..., прозябают. Да ты не переживай: мы их ещё научим, как планы составлять!»
Она: (смеётся-хихикает).
Он: «Ты чего?»
Она: «Вспомнила, как наш профессор о тебе сказал, что ты очень способный молодой человек и что из тебя вышел бы хороший плановик».
Он: «Гм... Да, далеко не у каждого такие способности, как у меня. Однако ж пора перейти к делу... Я назначил тебе свидание с тем, чтобы обсудить для начала наш совместный план на будущее».
Она: «Ой, мне что-то не хочется! Ты лучше сам...
Он: «Дело это серьёзное и решать его нужно коллегиально... Ясно?»
Она (уныло): «Ясно... Но ты же утвердил свой план, сколько же можно?..»
Он: «Эх, ты! Так это же мой личный план, а теперь нужно составить ещё и совместный!»
Она: «Ну ладно, начнём».
(Садятся на уединённую скамейку. Она хочет его поцеловать)
Он: «Нет, нет! Это не по плану!»
Она: «Какие пустяки! Пусть будет не по плану, а-а-а?» Теперь это в моде — вне плана и сверх плана!»
Он: «Да, да... Я читал... Так и быть...»
(Она закрывает ему рот поцелуем)

Действие второе
(Обстановка средней московской семьи. На сцене все действующие лица)
Он: «Согласно моему плану через год я делаю тебе признание в любви, так сказать».
Она: «Нетушки. Нетушки! Слишком долго ждать... Признайся мне в любви хотя бы через полгода!»
Он: «Через полгода? Нет, не пойдёт!»
Все её родственники и друзья: «Какой старомодный молодой человек! По теперешним временам признание в любви лучше сделать прямо через месяц!»
Она (хлопает в ладоши): «Браво! Браво!» (целует мать)
Он: «Должен же я немного походить на воле?»
Она: «Ты что же, идёшь из-за меня в неволю?»
Он: «Ну ладно, так и быть... Я согласен. Через месяц после признания в любви идём в ЗАГС».
Она: «Поправочка! Твой план не учитывает особенностей женской души! ЗАГС — сразу же на другой день  после признания в любви!»
Его и её родственники, особенно его и её матери, друзья: «Что за черепашьи темпы? Чего ждать? Главное — не планы составлять, а дело делать... и как можно быстрей! Женись ты, парень, без всякого плана!»
Он: «Хорошо! Ладно! Голос масс для меня закон... Дальше, я думаю, будет у нас медовый месяц, может быть, даже два месяца, сверх плана, так сказать!»
Она: «Конечно, два! Два, два! Никак не меньше двух месяцев!»
Его и её отцы и матери: «Два месяца?! Чего захотели! Это нам не по карману, кишка тонка для двух-то месяцев! На одну свадьбу сколько деньжищ уйдёт! Уйма!»
Она (плачущим голосом): «Ну, мамочка! Ну, папочка!»
Он: «Ну, мам! Ну, пап!»
Папы и мамы: «Что ж с вами делать? Как-нибудь сведём концы с концами... Небось, с голоду не умрём, хотя ремни придётся затянуть потуже».
Он: «Потом ты родишь мне сына!»
Его и её отцы: «Гениальный пункт плана, сынок!»
Она: «Что же здесь гениального? Сначала у нас появится дочь!»
Его и её матери: «Да, да! Непременно дочь! Молодец, доченька, ну, что за умница!»
Все сразу (расходятся во мнении, слышны отдельные слова): «Сын! Дочь! Внук! Внучка!»
Она (обращается к нему): «Пойдём!»
Он: «Куда?»
Она: «В ЗАГС, конечно».
Он: «Нот ведь мы запланировали!..
Она (берёт его за руку и выталкивает из квартиры): «Пойдём, не то передумаю!»
Парторг и комсорг (входят с цветами): «Поздравляем вас с огромным событием! Каждый брак — это большой вклад в наше общее дело! Каждый брак — это ещё один шаг, приближающий нас всех к коммунизму! Наши дети будут жить при коммунизме, да, будут. Да здравствует наша родная коммунистическая партия! Да здравствует наш любимый вождь и учитель!.. У-р-р-а!»
Все: «Ур-ра! У-рр-а! У-р-р-а!»
Парторг: «Товарищи! У нас общество плановое. Как известно всему миру, у нас всё закономерно и планомерно. Прошу вас всех пройти в Красный уголок: будем обсуждать семилетний план развития страны».
(Все уходят. В комнате остаётся один его отец, у которого длинная почти до колен борода и львиная грива волос)
Его отец (выходит на середину комнаты, останавливается перед зеркалом): «Бородища-то какая отросла!.. Гм..., да и волосы плечи уже закрывают. В парикмахерскую бы сходить, да всё некогда. Планы не успеваем обсуждать и принимать — тут уж не до парикмахерской! Э-хе-хе!..»
(Уходит. Занавес)

Из старины
«(Он и она. Гостиная. Он обнимает её.)
Она: я к Вашей чести прибегаю!
Он: О, за себя я не ручаюсь.
Она: Ах, гибну я!
Он (усмехаясь): В который раз?
Она падает в обморок.

Сохранившийся Фрагмент Либретто оперы (балета)
Два молодых дворянина клянутся в верности и дружбе. Оба влюбляются в одну и ту же девушку. Дело доходит до дуэли. Победитель оплакивает убитого. (Погибла дружба). Девушка уверена в том, что рисковавший жизнью из-за любви к ней красавец непременно женится на ней, и поэтому отдаётся ему до свадьбы. Но он по настоянию отца неожиданно меняет решение и берёт замуж дочь богатого помещика. (Погибла любовь).
Первая картина
Парк. В беседке молодой денди в красном и девушка в белом. Целуются. В конце аллеи показывается второй дворянин в чёрном. Поражённый увиденным, он сбавляет шаг… Произносит:
Ах, это друг мой и она,
Которая вчера клялась
В любви мне вечной!.. А теперь
Она уже другого любит?!
Глазам своим не верю я.
«Твоя, навеки я твоя!» ;
Сама вчера мне говорила.
И что ж я вижу? О, мой друг,
Тебя ль убить или её оставить
В покое? Нет, брат, ни за что!
Уж лучше честный поединок,
Чем подлость и обман.

(Повышает голос): Привет вам!
(Вынимает шпагу)
Она: Боже…, Боже мой!
(Дворянин в красном выпускает из рук красавицу, также берётся за шпагу. Начинают драться. Девушка заламывает руки. Пронзённый шпагой, дворянин в красном падает).
Дворянин в чёрном победно восклицает:
Я победил! Я победил!
Убил я друга своего
Из-за тебя... Ты мне по праву
Досталась... Ты теперь моя!

Она: Ах, боже мой! (Падает в обморок. Он уносит её в беседку)
Вторая картина
Отец: Мальчик мой, забудь её скорее
И думать ты о ней не смей!
Сын: Но я люблю её!
Отец. Она
Моя любовница!
Сын: Не может быть!
Отец: Отец не станет врать тебе.
Ты молод, ты не знаешь женщин.
Сын: Да будь я проклят!..
Отец: Я тебе
Нашёл хорошую невесту.
Она не так красива, но зато
Она богата.
Сын: Я убийца!
Отец: Я всё улажу!..

Фрагмент (эскиз к драме)
Славин, входя в кабинет с озабоченным видом: Твой отец умер...
Дождичь, встав из-за стола, не успев положить ручку на стол, спокойно : Кто там умер?
Славин: (повысив голос) Твой отец умер!
Дождичь: Мой отец? Да, знаю... Он болел... Спасибо!
Славин: (холодно) Не за что! (себе под нос) Истукан! Настоящий истукан! Я говорю, отец умер, а он — спасибо!
Дождичь (стоит спиной к залу) Ладно, иди! Не мешай мне!
Дождичь остаётся один, вслух: Так проходим мы свой путь... Скоро и ко мне пожалует последний посетитель — моя смерть.
Смерть: Уже пожаловала! Вот я!
Дождичь: Какая ты нетерпеливая! Моя жена тоже была такой!
Смерть: Несчастный, ты ещё осмеливаешься шутить!
Дождичь: Как раз время для шуток... Я могу теперь считать, что ничего не было, а главное, ничего и не будет.
Смерть: И тебе не жаль расставаться с жизнью?
Дождичь: Да что мне эта жизнь?
Смерть: И ты не боишься меня..., смерти?
Дождичь: Кажется, не боюсь.
Смерть: Но всё же, наверное, умирать не хочется?
Дождич: Я бы хотел ещё пожить...
Смерть: Ну, так умри!»
Прикасается к Дождичу — тот окаменевает. Ручка выскальзывает из пальцев правой руки и с глухим звуком падает на пол.

Сохранившийся фрагмент драмы в стихах «Онегин и Пушкин».
«Хмурый летний день. Набережная Невы. Онегин один, облокотившись о гранит.
Онегин:
Тебя я, свет, узнал.
Но не священный трепет
Я испытал,
И детский лепет
Тебе в хвалу не рассыпал!
Как раньше я попасть мечтал
На твой весёлый карнавал!
Но сквозь веселье я узнал:
О, нет, не мой ты идеал!
Подходит Пушкин, слегка опираясь на трость. Замечает Онегина.
Пушкин:
Онегин, здравствуй!
Онегин:
Здравствуй, друг!
Пушкин:
Опять, Онегин, Петербург
Тебя и Ларину Татьяну
Язвит...
Онегин:
Я обращать не стану
Внимания на то, как змеи
Шипят и что твердят пигмеи...
Но почему так смотришь хмуро?
Аль снова царь? Али амуры?
А мне, друг, всё здесь надоело!
Я уезжаю...
Пушкин:
Это дело!..
Мне стал тюрьмою этот город...
Онегин:
Он душит словно тесный ворот!
Ах, надоело мне зевать,
Носить в душу всё ту же скуку!
Подай мне на прощанье руку…
Здесь воздух сам, и тот тяжёл!
Вскачу в кибитку и — пошёл!
Пушкин:
Как он спокоен! Как я зол!
Устал по воле я вздыхать.
Мне б вслед за денди ускакать!
Но светской я хлебнул заразы...
И что ж, мне жаль столичной грязи?!
Без Света жить я не могу?!
Я должен отомстить врагу!
Я план вынашиваю мести —
Нет ничего дороже чести!

Добро и зло (фрагмент-эскиз к трагедии)
Толпа и пророк (блаженный)
«Толпа: Сколько мы будем терпеть этого сумасшедшего? Давно пора избавиться от него!
Пророк: О, люди, люди? Разве я сделал вам что-нибудь плохое? Вы все — как слепые кроты. Зло исходит не от меня, а от вас самих! Вы даже не замечаете, что вы и есть само зло. Вы сами себе во всём вредите, потому что живёте по законам зла!
Толпа: Слыхали? Заткните ему рот! Этот юродивый невыносим! Самое лучшее — убить его!
Пророк: убейте лучше в себе ваши гнусные пороки! Встаньте, пока не поздно, на путь спасения!
Толпа: Что? Что он говорит? Какую чушь он несёт? Он просто невыносим! Прикончим этого дурака, и никто не будет упрекать нас в пьянстве, разврате и алчности!
Пророк: О, люди, люди! Как же могло так случиться, что вы убили в себе человека? Я не сумасшедший, просто я предвижу беды, которые в скором времени обрушатся на вас, если вы не одумаетесь и не перестанете гневить богов! О, если бы вы могли видеть своё падение, вы не стали бы желать моей смерти, а скорее сами захотели бы умереть!
Толпа: Зачем нам спорить с сумасшедшим? Неужели нельзя его повесить просто, без лишних разговоров, без этой дурацкой болтовни? Мы ведь не сенаторы, не брюхатые трепачи! Давайте, тащите верёвку! Сейчас этот вшивый пророк попляшет у нас в воздухе!
Приносят верёвку, хватают пророка и вешают его на суке дерева. Пророк «пляшет» в воздухе — толпа заливается весёлым смехом. Показывается учёный в чёрном плаще.
Учёный: Эй, вы, пьяницы проклятые! Что вы наделали?! Скоты, вы убили человека!
Вынимает скальпель и перерезает верёвку. Пророк падает на землю.
Толпа: Кто просил тебя вмешиваться, падаль ты несчастная, крыса ты вонючая? Сейчас мы и тебя заодно подвесим!
Учёный: Вы, что? До того допились, что полностью забыли законы нашего государства? Только верховный правитель имеет право давать разрешение на казнь!
Толпа: Чего там, хватай его, ребята! Потешимся малость!
Учёный: Тише!.. Вы же прекрасно знаете, кто я! Десница Правителя вас не пугает? Вот мои знаки отличия!
В толпе досада и разочарование. Площадь пустеет.
Учёный: Бедняга! (Берёт пророка за руку). Ещё немного, и было бы De Homine actum est. А может быть, бедняжка, ты действительно уже готов? (Щупает пульс). Да, да, готов. (Вынимает из кармана аппарат, подносит ко рту и говорит в микрофон). Срочно один транспорт! Я нахожусь на центральной площади. (Кладёт аппарат обратно в карман). Бедняга... Сколько раз ты говорил людям правду, резкую, колючую, никем не любимую правду! Толпа — эта чернь, эти праздные горожане, они ненавидят правду. И этот самосуд — лишнее тому доказательство. Он не умел молчать — вот и вся его вина. Толпа — это дикое необузданное животное вроде испанского быка, а он был как бы тореадором, постоянно дразнившим это чудовище. Но он был слишком неловким, неумелым, и они убили его.
Подъезжает транспорт.
Учёный: Перенесите его в кабину!
Первый санитар: Фу!.. Эта собака!
Второй санитар: Пророк!.. Проповедник!
Первый санитар: Больше не услышим его болтовни!
Второй санитар: Не сегодня, так завтра его всё равно бы прикончили! Посмотри, какой дурак нескладный! Тоже мне пророк!
Учёный: Вас вызвали не для разговоров – делайте своё дело!
Сани тары грубо хватают пророка и бросают его на пол кабины, а сами усаживаются на мягкие сиденья.
Учёный: Положите его ровно, на спину, и, не мешкая, везите прямо в мой институт!
Кабинет учёного. Из окна видна центральная площадь, заполненная праздным людом. Тело пророка на столе. Учёный стоит сначала у окна, а затем медленно ходит взад-вперёд.
Учёный: И этот сброд, это стадо, эту сволочь называют почему-то людьми! Нет, это не люди, это — животные! А ведь были когда-то люди, да, были, и где ж они теперь? Во всём государстве наберётся, пожалуй, не больше десяти индивидов, которых можно называть человеком разумным. Правитель — безусловно разумен, но страшный себялюбец. Домео — блестящий изобретатель, прекрасный собеседник, но жадный собственник. Для него главное — деньги. «Как можно больше денег!» — его девиз. Он изобрёл оружие массового убиства, и за это был буквально осыпан золотом. Поэт наш, Соловьёв, властитель наших чувств, благородный, милый, но чудак и, кроме того, теперь он усыплён вниманием женщин. Кто же ещё? Да вот он, несомненно, он! (Оборачивается к пророку). Человек, которого называют то сумасшедшим, то пророком. Он-то как раз, пожалуй, один, единственный, у нас человек, которым могли бы гордиться наши предки. Изаслав Васильев! Они тебя убили. К счастью, я давно уже владею искусством оживления. Я не отдам тебя смерти, ты снова будешь жить и говорить всем нам правду! (Подходит к окну. На площади бой гладиаторов. Один боец падает, зажав рану рукой. Толпа рукоплещет). И это люди?! Наши предки не признали бы в них человека. Обжоры, пьяницы! Вот скоро будет готов мой лабораторный человек. Я сам его воспитаю, я сделаю из него образец для подражания. (Подходит к огромной стеклянной банке, отодвигает покрывало. Через стекло смутно видны очертания человеческой фигуры). Последние усилия —– и он будет жить! (Нажимает на ряд кнопок. Слышится гудение. Человек в банке двигается). Ожил! Он живёт! Теперь я уверен в том, что смогу улучшить человеческую природу!
Искусственный человек выходит из своей купели. Учёный помогает ему одеться).
Учёный: Здравствуй, Homo! Как ты себя чувствуешь?
Homo: Неплохо. Но мне всё здесь незнакомо!
Учёный: У тебя всё впереди. У тебя не было ни отца, ни матери, и вовсе не было детства? Ты спал и всё воспринимал подсознательно. Ты помнишь имя, которое я тебе дал?
Homo: Я всё помню. Мне как будто снился сон, и во сне меня называли Homo.
Учёный: Да, тебя зовут Homo.
Homo: Мне нравится это имя!
Учёный: Я рад, что оно пришлось тебе по вкусу... Хотя о твоём вкусе говорить ещё рано.
Homo: Кто этот человек? (Показывает на пророка).
Учёный: Это человек, который хотел видеть свой народ благородным и красивым. Поэтому он говорил людям правду, чтобы помочь им побороть в себе зло. Но они убили его, так как не хотят отказываться от своих дурных привычек. Сейчас я оживлю его! (Подходит к Васильеву). Смотри, Homo! (Оживляет пророка).
Пророк: Что со мной? Я на земле или в загробном мире?
Учёный: Теперь ты жив, но только что был мёртв. Расскажи нам, как там, в гостях у смерти?
Пророк: Рад бы рассказать, дружище, да, видно, память отшибло!
Учёный: Ладно, мы попросим об этом Данте... Смотри, Изаслав, вот человек, у которого нет и, главное, не было никаких родителей. Его создал я сам.
Пророк: Ты?
Учёный: Да, именно я. Это искусственный человек. Это воск, из которого можно лепить по своему подобию. И я сделаю из него человека! Да, сделаю, поверь мне, и не хуже, чем мы с тобой!
Пророк: Хорошая..., прекрасная идея! Сомневаюсь только в том, что ты сам будешь его воспитывать и обучать.
Учёный: Ты будешь мне помогать... Ведь никто не сможет нам помешать: никто и слыхом не слыхивал о моём Homo.
Входят офицеры во главе с шефом службы разгадывания.
Шеф: (Обращаясь к учёному) Я полностью с тобой согласен, Леандр, что никто о нём не слыхал, если не считать, конечно, меня.
Учёный: Как?
Шеф: Сам знаешь как... Волею Правителя мы лишаем тебя прав на это живое существо, которое ты называешь Homo, а тебя самого подвергаем аресту с заключением в секретную тюрьму!
Учёного и Homo уводят.
Пророк: Теперь моя очередь помочь ему! Но как?..».


Рецензии