Лекция 19 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР  КРИСТИНА  ХЭЙАС:      Сегодня мы приступим к рассмотрению  некоторых   материалов   пророческой литературы шестого века,  которые борются с вопросами, поднятыми окончательным разрушением Иерусалима.
Каково было значение этого события и как его можно было примирить с концепцией избранности Израиля Богом? Как вообще Бог мог допустить такие чудовищные несчастья и страдания?
Ответы на эти вопросы мы будем находить в таких текстах, как Книга Иова и прочих пророков -мудрецов.
Дилемма заключалось в том, что если Бог есть Бог всемогущий и он позволяет происходить ужасным вещам, то здесь логично вытекают первые два предположения: либо Бог вовсе не хорош, не добр и не морален,  либо он не всемогущ.
Иезекииль был священником и был депортирован вместе с первой партией изгнанников, то есть в 597 г.
 Через десять лет, как вы знаете, произошло второе вторжение, осада, разрушение и была угнана вторая партия изгнанников. 
Хотя во время этих последних событий Иезекииль находился в Вавилонии, в его пророчествах ясно проступают его пристрастия и интересы.  Он обвиняет израильтян в нарушении культовых и ритуальных законов, и все его видения и обещания будущего восстановления тесно связаны с представлением о новом храме, храмовом комплексе в восстановленном Иерусалиме. 
 Замечается поразительное сходство в стиле и теме между писаниями Иезекииля и священнического источника, источника "H", (the Holiness code) Священнического Кодекса.
Пророческие писания Иезекииля обладают, в отличие от остальных пророков, чёткой хронологической упорядоченностью.
Первый раздел книги  включает прорицания, относящиеся к периоду до окончательного разгрома, где то между 597 и 587 годами.   Начиная с 33 главы, следуют прорицания периода после завоевания. 
 Он рассказывает о завоевании, а затем его тон и смысл послания меняются.
 Из первых 24 глав, написанных в Вавилонии до окончательного  падения Иудеи, три главы рассказывают о его вызове и предоставлении полномочий пророка.  Мы видим его инаугурационное видение - чуть позднее мы вернёмся к видениям и символам -  затем в гл. 4 - 24  мы видим  оракулы, осуждающие Иудею и Израиль.
Мы читаем описание ухода Бога, а в гл. 18 подчёркивается личная ответственность за грех.
Главы 25-32 содержат прорицания против чужеземных государств, и они очень схожи с прорицаниями Иеремии и Исайи.  По ходу текста Иезекииль  называет эти народы необрезанными.
Тон здесь очень мстительный и злорадствующий, и эти оракулы оказали очень сильное влияние на Новый Завет, в частности, на  Книгу Откровения.
Пророчества Иезекииля, относящиеся к периоду после 587г. , содержатся в последней части его книги в гл. 33 - 48.   В гл. 33 рассказывается о падении Иерусалима, с последующими прорицаниями, обещающими лучшее будущее. Главы с 40 по 48 представляют собой видения восстановления Храма и Иерусалима.
      Книга открывается  повествованием о вызове Иезекииля примерно в 593 году во время его пребывания в еврейской общине, расположенной на берегу реки Чебар ( ирригационный канал, отходящий от Евфрата в Вавилонии).  Впервые мы встречаем в тексте вызов пророка Богом вне пределов Израиля.  Это любопытное видение. Как и большинство видений в Книге Иезекииля, в этом видении сплелись сюрреалистические и  фантастические черты. 
Видение само по себе напоминает описания Баала, ханаанского бога бури.  Мы видим штормовой ветер, огромную тучу и вспышку огня. Бог мчится на колеснице в виде трона.
 Он возвышается над четырьмя величественными существами, каждое из которых имеет человеческое тело и четыре лица: человека, льва, быка и орла.
 Под троном - колесницей расположены четыре колеса, которые, как говорят, блестят как топаз под огромным и впечатляющим простором или куполом, который мерцает, словно кристалл.
 Над этим высится подобие престола цвета  сапфира, а на престоле расположено подобие человеческой фигуры, блестящей,  словно янтарь, и его огонь, заключенный в рамку, мягко освещает всё вокруг.
  Это кавод, это облако, которое содержит или скрывает огонь, который свидетельствует о присутствии Яхве - этот термин  также используется в Торе, [то есть] в Исходе и в священнических источниках для описания присутствия Бога среди Своего народа, этот огонь, заключённый в облако, обозначался словом  "кавод."
  В гл. 24 Исхода говорится, что этот кавод обосновался на горе Синай, воплощая присутствие Бога.
 В гл. 40  Исхода это облако покрывает палатку для собраний; оно наполняет святилище, и теперь, когда Иезекииль видит его,  он говорит, что  "все признаки указывали на присутствие Бога, когда я узрел их, я упал лицом в низ и услышал Его голос." 
Обратите внимание на то, что Иезекииль хочет подчеркнуть трансцендентную сущность божества.
Он видит не самого Бога, а лишь "признаки его присутствия", и эта парадоксальная способность видеть  то, чего увидеть нельзя, свойственна всем его видениям.
Человечность пророка подчёркнута, в отличие от трансцендентности божества, и это нечто такое, что присуще Иезекиилю.  Он подчёркивает свою человеческую сущность словами "сын человека", ben adam, сын Адама. Это словосочетание в еврейском означает смертное существо, то есть просто человека, в отличие от существа божественного.
Вызов Иезекииля к Богу напоминает вызовы Иеремии и Исайи.  Он послан к бунтующему народу, который не намерен слушать его.  Его миссия символизируется свитком, вручённым ему, и мы слышим в конце главы 2, что на этом свитке начертаны причитания, панихиды и плачи, и Бог повелел ему съесть этот свиток и идти говорить к Дому Израилеву.
Итак, он глотает этот свиток и все его ужасные содержание. На вкус  он кажется ему сладким, как мед, а затем его задача прописана в главе 3. Ему предписано стать сторожем, который дает предупреждение об опасности. Люди будут либо прислушиваться к нему , либо нет, но каждый из них несет полную ответственность за свою собственную судьбу.
В видении, в главе 8, ангел перевозит Иезекииля в Иерусалим и в храм, и там он видит и дает очень яркое описание шокирующих мерзостей. Они представлены как оправдание или объяснение гибели города и эти описания характеризуются большим, чем обычно, количеством пророческих гипербол.      
Во время происходивших убийств жителей и разрушения Иерусалима, Иезекииль видит кавод, обозначающий присутствие Яхве,  поднявшийся из храма и двигавшийся на восток.
Гл. 10:18-19: 
 
"... Дух Господа покинул палату  Дома и остановился над херувимами. И я видел, как херувимы подняли крылья и поднялись с земли  с колесами позади них, и они остановились у восточных ворот Палаты Господа, и Дух Бога Израиля пребывал над ними."

Гл. 11:23-25:
" Дух Господа поднялся из гущи города и стоял на восточном холме города.
Дух вознес меня и перенес меня в видении, Духом Божьим к изгнанной общине Халдейской.
 То видение, которое я видел, исчезло, и я сказал изгнанникам всё то, что Господь показал мне."
Этот образ напоминает о традициях Древнего Ближнего Востока, в которых разгневанные боги покидают свои города, оставляя их на разрушение другим богам.  Основное различие заключается в том, что здесь сам Бог, а не какой либо иной, чинит разрушения.
Более того, Бог не удаляется в небеса и не покидает людей. Он не остаётся с теми, кого оставили в Иудее, а перемещается вместе с изгнанниками.   В Книге Иезекииля те, что остались позади, не вызывают сочувствия, Бог не остаётся с ними, а отправляется на восток с изгнанниками.
В конце Книги Иезекииля мы читаем  описание видения восстановленного Храма (гл. 43: 1-6) и кавода возвращающегося  с востока  в Храм:

"... И там, с востока с рёвом, подобным рёву могучих вод, было явление Бога Израиля, и земля была освещена Его присутствием.
     ...
    Дух Господа вошёл в Храм путем ворот, которые смотрели на восток.
     ...
     ... И вот, Дух Господа наполнил весь Храм."

Поскольку Божественный дух направился на восток  с изгнанниками, то и возвратится он вместе с ними  в свой восстановленный дом - Израиль.
Обратите внимание на транслируемую здесь идею, что Бог привязан не к определённому месту, а к определённому народу, и Бог останется со своим народом, даже если он в изгнании.
Иезекииль проповедовал грядущую божью кару и гибель, подобно его предшественникам и современникам, но его обличения старались подчеркнуть идолопоклонничество людей и их моральную нечистоту, и это, конечно, придавало смысл его пророческому наследию.
Его обличения Израиля являются  одними из самых яростных и мощных нападок, которые только можно найти в Библии. 
Эти пророчества скорее всего появились на свет в период между двумя депортациями 597г. - 587г.(или 586г.)
Иезекииль утверждает, что Иерусалим падёт заслуженно. Он говорит, что восстание против Вавилонии будет изменой Богу.  Он использует различные яркие метафоры для описания ситуации, в которой находится Израиль.   
Иерусалим, говорит он, это брат Содома, даже ещё более порочный.  Иерусалим подобен дикому вину, к тому же ещё и прогорклому.
Иерусалим был полностью осквернён, и в этих главах присутствуют такие изображения, которые внушают отвращение.   Полное разрушение представлено как  единственно возможное средство.        Метафоры сексуальной распущенности встречаются на протяжении всей книги. Разрушение  Израиля Богом представляется  как гнев безумно ревнивого мужа, пришедшего в бешенство, и образы вызывают тревогу, они преследуют, словно кошмары.
Иезекииль также использует различные драматические символы или действия для передачи своих посланий.  Этот метод встречается и у других пророков, но у Иезекииля он принимает настолько экстремальный и фантастический характер, что его считают безумным.
Он готовит себе еду на костре из человеческих экскрементов, как символ того, что  осаждённые Навуходоносором будут вынуждены есть нечистое. Он не скорбит, когда умирает его жена, чтобы проиллюстрировать тот факт, что Господь не будет оплакивать потерю Своего храма.
Он связывает себя верёвками, он лежит на левом боку 390 дней, чтобы символизировать 390 лет изгнания Израиля, а затем он лежит на правом боку в течение 40 дней, чтобы символизировать срок пленения Иудеи, которые он говорит, будет 40 лет.
Эти предсказанные сроки не оправдались.   Наконец, он бреет бороду и волосы, и сжигает одну треть их, другую - поражает с мечом, и остальное рассеивает по ветру.
Некоторое количество  волос он держит связанным в своём халате.
 Это символизирует гибель трети людей от моровой язвы и голода, трети людей - от насилия, и треть людей, которые подвергнутся изгнанию в Вавилон, только немногим из них Бог разрешит спастись.
Иезекииль утверждает, что те кто будет игнорировать его прорицания, обречены на гибель, а те, кто будет внимать предсказаниям, спасутся.  Здесь звучит характерная для Иезекииля тема о персональной ответственности за свои поступки.
Попытаемся сравнить следующий отрывок с другими стихами из Торы, касающимися той же темы, и ответить на вопрос: как Иезекииль модифицирует эти ранние идеи?
   Рассмотрим подборку стихов из  18 главы:
"Слово Господне  пришло ко мне: что ты имеешь в виду, процитировав эту пословицу о земле Израиля: "Родители едят кислый виноград, а у их детей притупляются зубы?"  Покуда Я жив, - говорит Господь Бог -  это высказывание, не будет соответствовать действительности у вас в Израиле.   Посуди сам, все жизни, что ни есть на земле принадлежат Мне; жизни родителя и его ребенка находятся в Моей власти.  Только тот человек, что грешил, умрет. ... Ребенок не должен разделять бремя вины родителей, не должен родитель делить бремя вины ребенка; праведность праведного зачитывается только ему одному, и порочность порочного должна быть вменяема ему одному.
  Более того, если кто раскаивается в совершённых грехах и соблюдает Мои законы и поступает праведно и справедливо, тот не умрёт и будет жить.  Разве Мне нужно чтобы грешник умер? - говорит  Господь.  - Мне нужно чтобы он прекратил грешить и продолжал жить.
То же самое, если праведный человек отворачивается от праведности своей и поступает неправедно, делая те же мерзости, что и порочный человек вытворяет, будет ли он жив? Ни одно из праведных дел, которые он сделал, не припомнятся; из-за предательства  пути праведного, которое он совершил - из-за этого он должен умереть....
... Будь уверен, О Дом Израилев, Я буду судить каждого по делам его, - говорит Господь Бог. -  Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, пусть они не станут камнем преткновения вины для вас. Отбросьте прочь все преступления,  которыми вас обидели, и откройте в себе новое сердце и новый дух, чтобы не умирать,   О Дом Израилев.   У Меня вовсе нет желания, чтобы кто-то умирал, - говорит Господь Бог. -  И Потому  покайтесь и живите! "
Здесь Иезекииль отрицает и опровергает важную идею Торы - принцип коллективной ответственности и наказания и наказание других поколений за грехи предков.
Она нашла  своё  отражение в наиболее известной во Второй Заповеди, заявляющей, что Бог наказывает детей за грехи отцов до четвертого колена.
Надо отметить, что здесь речь идёт о божественной справедливости, а не о человеческой.  Как мы видим, в библейских (израильских) законах, касающихся сферы человеческого правосудия, наказанию подлежит только непосредственно виновный 
Зеркальное наказание отсутствует.  Это практика, при которой, если кто-то  убивает сына другого человека, то сын убийцы - подлежит смертной казни.  Этот принцип чужд библейским законам.
Бог действует, основываясь на других принципах - к примеру, принцип коллективной ответственности. Этот принцип воспринимается очень позитивно ранними источниками.
То что грехи отцов переносятся на детей представлено как выражение милосердия Бога.
 В гл. 34:6 и 7  Бог описывается как человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и изобилующий неизменной любовью и верностью и, таким образом, терпимо относящийся к греху, хотя и не полностью оправдывает виновных.    В качестве милости он распространяет наказания на три-четыре следующих поколений. Так что это понятие связано с аспектом милости Божьей.
Некоторым, вероятно, эта идея может показаться не справедливой, и следующие библейские абзацы пытаются оправдать эту не сфокусированную справедливость, подчеркивая, что третье и четвёртое поколения сами по себе такие же порочные.
Об этом говорится  в гл 20:5.
Книга Хроник, которая является воспроизведением исторического материала, исторического повествования из Книги Цар. , переписывает этот материал, не объясняя катастрофу как следствие грехов пострадавших.  Другими словами, она отвергает понятие Второзаконнического историка об отложенном наказании.  Она изменяет повествование  таким образом, что никто не страдает за преступление, совершенное кем-то другим.   Нельзя ссылаться на грех более раннего поколения, если на  голову внука или царя более позднего поколения обрушились несчастья.
Так что, похоже, что после 586 г. некоторые восприняли идею о том, что народ страдает из-за накопившейся вины предыдущих поколений, в соответствие со Второзаконием.
Но для других, как Иезекииль, идея накопленной предыдущими поколениями вины и отложенного наказания, казалась не обладающей убедительностью, возможно потому, что разрушение и изгнание было невероятно суровым наказанием, которое не соответствует степени преступления.
Так Иезекииль является одним из тех, кто отвергает понятие о коллективной ответственности в механизме божественной справедливости. В главе 18, он отвечает на идею страдания за грехи  предков, заявлением, что Бог больше не будет наказывать людей коллективно.
Каждый будет отвечать за свои грехи индивидуально. Только грешник будет наказан - и это сильно отличается от гл. 34  Исхода и даже от Второзаконнической точки зрения.
Теперь давайте вспомним о природе библейского текста.  На первой лекции я просила вас отложить в сторону определённые общепринятые  представления о Библии.
Одним из них является то, что Библия это единый или унифицированный текст с одной  определяющей доктриной или теологией.  Я сказала вам, что Библия это скорее не книга, а библиотека, включающая в себя работы, относящиеся к сильно отличающимся историческим периодам и ситуациям.
Она  откликается и отвечает на огромное многообразие меняющихся запросов, вызовов и событий, а также отражает различные восприятия  Бога и его отношения к созданию и к Израилю.
Это и не теологическое произведение,  то есть рациональная аргументация в поддержку определенных учений о Боге.   И, безусловно, это не учёный монолог о вопросах богословия или вопросах, которые представляют интерес для традиционной дисциплины богословия.
Доктрина не является её заботой. Понимание и осмысление исторической одиссеи народа Израиля в завете с Богом - вот её главная забота.
 Поэтому мы находим в Библии так много различных интерпретаций значения этой истории, природы этого Бога и значения этого договора.    И даже некоторые из самых основных пунктов соглашения не проходят без некоторого оспаривания.
Так, например, основное положение, что люди обладают свободной волей.  В большинстве книг Библии оно решительно принимается, но в некоторых абзацах  мы видим противоречие этой базовой идее.
Бог ожесточает сердце фараона. Бог запечатывает уши людей иногда так, что они не слышат послание пророка, или не понимают их  до определённого времени.
Конечно, таких противоречащих принципу свободной воли  мест в Библии немного, однако они существуют.
В период изгнания появляется серьезный сдвиг от идеи божественной справедливости, осуществлявшейся через коллективные или через поколения наказания, к идее персональной виновности ( и ответственности) человека перед Богом.
Это произошло не одним махом, но и  не в линейной прогрессии. Процесс был диалектическим.
 Разные идеи выходят в разное время и в разное время получают особенное внимание.
 Но такого рода полифонии не посягают на авторитет еврейской Библии  для народа Израилева, потому что авторитет Библии не возникает из некоторой предполагаемой согласованности или звучания в унисон.
Истина как данность в единственном числе является  понятием более современным,  оно основано на эллинистических идеалах истины.  Западная культура, под влиянием греческой философской традиции, определяет истину в монистических терминах. Только то что не содержит противоречий является истинным и только то что истинно является авторитетным и обладает властью.
Эти понятия совершенно далеки и не понятны древнему до эллинистическому миру.  Библия не стремится представить философскую истину.  В ней представлены все усилия мудрецов и пророков, книжников и мистиков ответить на вызовы времени и объяснить кризисы государства и религии в течение столетий.
И её (Библии) авторитет основан на объяснительном потенциале её проникновения и понимания власти Бога  над Миром и его планов относительно Израиля.
Эти проникновения и понимания могут меняться и даже становиться в противоречие  друг с другом,      но они не являются взаимоисключающими, и эти противоречия не влияют на их авторитет, их способность объяснить, утешить - их способность питать веру людей, убежденных, что Бог никогда не оставит их независимо от того, что очень трудно бывает понять тайный смысл его действий. 
В гл. 33 Книги Иезекииля рассказывается о беглеце из Иерусалима, принёсшем весть о его разрушении.
 Узнав об этом,  Иезекииль меняет свое прорицание гибели на прорицание надежды.
До гибели Иерусалима его задачей являлось разрушать народные иллюзии.  Он хотел встряхнуть их от их благодушия и самодовольства, но когда народ пришёл в отчаяние, испытывает угрызения совести и раскаивается, его задачей становится вселять надежду и уверенность в том, что Бог планирует  для них возрождение.
Хотя наказание было заслужено Израилем, оно, согласно Иезекиилю, ещё не означало окончательного разрыва отношений между Яхве и его народом -  наоборот, новый Израиль поднимется из остатков Иудеи и Израиля.  Эту идею возрождения Иезекииль выражает посредством большого количества метафор и видений.
Так в гл. 34 осуждаются пастухи.  Это очень распространённая в Древнем Ближнем Востоке метафора власти над людьми.   Любой царь является в некотором смысле пастухом.  Глава 34 содержит утверждение о скором воцарении одного пастуха из Дома Давида над всеми людьми. 
В гл. 36 используются метафоры чистоты и очищения. Израиль очистится от скверны прошлого, и новый договор  будет отпечатан на его сердце.  Стих 24 и 25:
"Я возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. Я буду кропить вас чистой водой, и будете чисты.  Очищу вас от всех нечистот ваших, и от всех ваших фетишей. И дам вам сердце новое, и вложу дух новый в вас: Я удалю каменное сердце из вашего тела и дам вам сердце живое, и вложу дух Мой в вас. Таким образом, Я заставлю вас следовать Моим законам и добросовестно соблюдать Мои правила  [ здесь есть нотки, схожие с Иеремией.] И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом."
  Здесь мы снова встречаем эту почти утопическую реконструкцию человеческой природы, какую мы видели у Иеремии,  согласно которой проблемы, связанные с осуществлением свободной воли, можно избежать.
  Ещё одной метафорой, подразумевающей возрождение Израиля из руин, является метафора воскресения из мёртвых, которую мы находим в гл. 37 - это очень известный абзац, в котором рассказывается о видении Иезекииля ( он видит долину высохших костей):
Рука Господня коснулась меня. Он подхватил меня Духом Господним и поставил меня в долине. Она была полна костей. Он провел меня над ними, их было очень много, рассеянных по долине, и они были сухими. Он сказал мне: "О, смертный, оживут ли кости сии снова?" Я ответил: "Господи Боже, только вы знаете." [Очень дипломатичный ответ.], И он сказал мне: "Пророчествуй над костями сиими и скажи им: кости сухие, выслушайте слово Господне: так сказал Господь Бог костям сим: Я вложу дух в вас  и вы  будете снова жить.  Я вложу в вас сухожилия,  покрою плотью и кожей.  И Я  вложу дыхание в вас, и вы будете жить снова, и узнаете, что я Господь! "
Я пророчествовал, как мне было велено.  И в то время пока я прорицал, я услышал грохот костей, собиравшихся друг с другом кость к кости. И я увидел, что на них появились сухожилия и выросла плоть и всё это покрылось кожей.  Всё это начало дышать и ожило. Они встали на свои ноги и было их огромное множество.
 И Он сказал мне: "О, смертные, эти кости весь Дом Израилев. Они говорят:" иссохли кости наши, наш дом исчез, мы обречены."  И потому  пророчествуй и скажи им: Так говорит Господь Бог: Я собираюсь открыть могилы ваши и поднять вас из гробов, О Народ Мой, и Я приведу вас в землю Израиля. Вы узнаете, народ Мой, что Я Господь, когда открою гробы ваши и подниму вас из ваших могил.  Я  вложу  Моё  дыхание в вас, и вы будете жить снова, и я верну вам  вашу собственную землю. Тогда вы узнаете, что Я Господь, сказал, и сделал - говорит Господь."
Интерпретация, следующая за видением, поясняет, что кости символизируют нынешнее положение Израиля в изгнании.  Израильтяне кричат в отчаянии: кости наши иссохли, мы мертвы, последняя надежда потеряна.  И Бог обещает поднять Израиль из могилы, которая служит метафорой для изгнания, и восстановить его на его собственной земле как единый народ с одним правителем над севером и югом.
Этот текст часто отрывали от контекста и  цитировали Ветхий Завет или еврейскую Библию как основание для доктрины буквального воскресения после смерти, как будто Библия имела в виду буквальное воскресение.
Однако, по моему мнению, исходя из контекста, становится ясно, что это одна из множества метафор, которые Иезекииль использует для обозначения  возвращения общины из ссылки на свою собственную землю.
В центре восстановленной общины, которую изображает Иезекииль, находится новый Иерусалим, а в центре его - заново отстроенный храм.  Всё это с подробными деталями описано в последних девяти главах книги.
    В утопическом представлении Иезекииля земля равно разделена и распределена между двенадцатью племенами, которые возвращены на  свою территорию.
Посреди этих земель будет стоять Иерусалим с двенадцатью воротами, окружающими его, и каждые из них предназначены  для  одного из племён.
Храм является источником бесконечного потока, фонтанирующего от него, потока, который наполнит Мёртвое море свежей водой. 
Иезекииль видит( Zadokite) священников, председательствующих в храме, им помогают левиты, которые являются просто челядью ( их значительность  сильно понижена в его видении). И он настаивает на том, чтобы ни один чужеземец не допускался внутрь. Мы увидим, что эта точка зрения  не разделялась другими в  период после разрушения.
Иезекииль утверждал, что Бог восстановит очищенный Израиль на его земле под властью царя из Давидова потомства, но вместе с тем он заявлял, что отношения Израиля с Богом возможны и во время изгнания, вдали от земли обетованной.
Еврейская диаспора была явлением новым. Прежде такие религиозно-этнические образования внутри другого государства были неизвестны.
Люди оставались верными своему Богу в отрыве от своей собственной земли  ( которая считалась Божьей) не исполняя обрядов и не принося жертвоприношений.
Единственным разрешённым местом для приношения жертвоприношений Богу и местом расположения алтаря  являлся Иерусалим.
С течением времени постепенно будет сформирован новый вид поклонения: без жертвоприношений, состоящий из молитв и исповедей и других ритуалов.
Евреи будут молиться три раза в день и исполнять это в направлении Иерусалима. В конце концов они станут молиться в синагогах и значительно вырастет значение Субботы - как памяти о договоре и как символа веры евреев.
  Начиная с этого периода, впервые, не евреи начинают присоединяться к Яхве, принимая религию Израиля из религиозных убеждений, хотя и не проживали на Божьей земле и  не должны были следовать Божьим законам. Религия перестала быть привязанной к земле. Люди добровольно примыкают к этому сообществу.
 Итак, мы видим, что, в то время как история народа Израиля подошла к концу, история иудаизма, «религия» иудаизма, только начинается.
В Книге Иезекииля мы находим один ответ на бедствия и изгнание - идею,  заключающуюся в том, что, хотя наказание полностью заслуженно, отношения с Богом остаются, потому что и сам он остаётся вместе со своим народом.
Второй ответ на завоевание и изгнание можно найти в писаниях  безвестного автора, которые были приложены к Книге Исайи.  Как я уже говорила, этот раздел принято называть Второй Исайя, и этот материал  расположен в главах с 40 по 55.    Главы с 56 по 66 мы относим к Третьему Исайе.
 Эти  главы отличаются от истинного Исайи, пророка восьмого века, во многих отношениях.
Вполне очевидно, что эти дополнительные части были написаны после изгнания.   В них упоминается о факте разрушения Иерусалима.
Текст обращён к тем, кто находится в изгнании. 
 Во времена истинного Исайи завоевателем ещё являлась  Ассирия,  а не Вавилония, а добавленный материал подразумевает уже падение последней. 
Это произойдет примерно в 539г., когда Кир Персидский победит вавилонян.  Некоторые места текста выражают нечто вроде восторженности по этому поводу, потому что Кир разрешил евреям вернуться из Вавилона в Иерусалим, чтобы восстановить свой храм.
Между  текстами Первого Исайи, Второго и Третьего Исайи существует множество стилистических различий.
Второй и Третий Исайя, например, в отличие от Первого,  не имеют никаких биографических данных.
Эти материалы имеют различную теологию истории, различное понимание истории, различное отношение к чужеземным народам и очень сильную возобновлённую приверженность к монотеизму.
Среди свитков, найденных в пещерах Кумрана вблизи Мертвого моря, имеется очень большой и очень известный свиток Исайи, который сейчас находится в музее в Иерусалиме. На свитке есть разрыв после Исайи 39, а новая колонка начинается с Исайи 40. Так что, похоже, это своего рода неявное признание или явное свидетельство того, что есть разница между этими двумя разделами. Они не из одного произведения, и, возможно, у них разные  авторы.
Рассмотрим писания Второго Исайи, потому что они полностью относятся к периоду после разрушения.
  В открывающей  40 гл. мы видим оракулу утешения.
Это оракула успокоения, и пророк видит прямую и ровную дорогу, проложенную через пустыню для драматической процессии Яхве, пастыря, который приведет свой народ обратно в Иерусалим.
Этот пассаж стал очень известным, благодаря Мессии Генделя.
Гл. 40 (выбора стихов):
   "Утешайте, о утешайте народ Мой,
     Говорит Бог твой.
     Говорит нежно Иерусалиму
     И объявляет ему
     Что срок его службы закончился,
     Беззаконие искуплено;
     Потому что он получил от руки Господа
     Вдвойне за все грехи свои.
    Голос раздается:
     "Очистить в пустыне
    Дорогу для  Господа!
     Выровнять в пустыне
    Путь Богу нашему!
     Поднимите каждую долину,
     Каждый холм и гору опустите.
     Пусть бугристая земля станет ровной
     И хребты станут равниной.
     Дух Господа явится,
     И все смертные, как один, увидят -
     Потому что Сам Господь говорил: "Провозгласи! "
     Другой голос спрашивает: "Что мне провозглашать?"
     Всякая плоть есть трава,
     Всё произрастает на ней, как цветы в поле: ... Но слово Бога нашего всегда выполняется "... Вот глядите, Господь Бог приходит в могуществе, ... Как пастырь Он пасёт стадо Свое!:
     Он собирает ягнят в Своих руках
     И несет на груди Своей;
     Нежно он управляет матерью овец."
 
 Вся топография будет выровнена, и  по образовавшейся дороге  Бог приведет изгнанников прямо в Иерусалим, как пастух ведет ягненка.  Потому что слово Господа всегда выполняется.
 Таким образом, этот голос провозглашает буквальное возвращение из ссылки.
Господь сотворит дорогу и поведёт Своё стадо домой.  Это идея о новом Исходе, по видимому, настолько важна, что она повторяется в конце раздела в гл. 55.
Вторая ключевая тема, которая звучит в начале и в конце раздела снова ( то есть в главе 40, а затем в главе 55) эта идея, что слово Бога  всегда выполняется. Или в некоторых переводах, слово Бога нашего "пребудет вечно". Эта идея является основой надежды израильтян в период плена и изгнания.  Она  красиво повторяется в последнем прорицании, гл. 55, стихи с 10 по 12:
     "Ибо, как дождь или снег падают с неба
     А возвращаются не туда,
     Но впитываются землей
     И вызывают на ней растительность,
     Приносящую семя для посева и хлеб в пищу,
     Так же и слово, которое исходит из уст Моих:
     Не вернется ко мне не исполненным,
     Но выполнит все поставленные мной задачи,
     Добьётся того, чего Я пошлю его делать.
     Да, вы должны уйти в радости и приведены домой в безопасности.
     Перед вами, гора и холм будут кричать вслух,
     И все дерева в поле будут рукоплескать вам."

Таким образом, вечное слово Господа является гарантией выполнения ( особенно там, где речь идёт о возвращении Его народа на свою землю, то есть о новом Исходе). Эти идеи образуют конверт (inclusio),  литературную структуру,  при которой что-то упоминается в начале и снова в конце, чтобы сформировать inclusio или оболочку вокруг всего раздела Второго Исайи.
 Текст Второго Исайи пропитан непримиримым монотеизмом.  Монотеизм  неявный в книге пророка Исаии становится совершенно явным у Второго Исайи.
Как мы уже видели, чтобы примириться с разрушением 587 г.  пришлось принять идею, что наказание Израиля было заслужено, а контроль Яхве над  историей означает, что он управляет не только Израилем, но и всеми другими народами, и может использовать их для своих целей, в том числе и для наказания Израиля.
 Бог всесилен, и у него нет конкурентов. Так относительно подъёму и падению государств Исайя 2 говорит в гл. 40:
" Кто сделал и добился этого?
     Тот, кто объявил  поколения  с самого начала -
     Я, Господь, кто был первым,
     И буду также с последним."

Первый и последний -  то есть, можно сказать, всеобъемлющий,  включающий в себя всё.  Исайя в гл. 44 высмеивает те народы, которые делают и поклоняются идолам, он высмеивает глупость тех, кто приписывает божественность  тем идолам, которых стругали из дерева своими собственными руками.
В книге пророка Исаии 41, Бог заявляет свои претензии в отношении этих фальшивых и бесполезных идолов. Он призывает их ответить за себя и доказать, что они боги,  показав, что они могут сотворить на самом деле. Глава 41:22-24:
" Пусть они подойдут и скажут нам, что произойдет.
     Скажите нам, что произошло,
     И мы примем это к сведению;
     Или объявите нам, что произойдёт,
     Чтобы мы могли сверить результаты.
     Предскажите, что еще должно произойти,
     И мы поверим, что вы боги!
     Сделайте что-нибудь, хорошее или плохое,
     Чтобы мы пришли в восторг, видя это.
     Да вы просто ноль без палочки.
     Жужжащий комар влияет на события гораздо более вашего,
     И тот, кто избирает вас для поклонения, просто отвратителен."

Но это ещё не вся картина, потому что дело не только в том, что объекты поклонения народов являются пустышками, но и в том, что Яхве является истинным Богом для всех народов.  Так что именно Яхве, по мнению Исайи, вознёс Кира Персидского, чтобы тот завоевал Вавилонян.  Гл. 41:



   "Я разбудил его от севера, и он пришел
     И ... Он растоптал правителей как грязь,
     Как гончар топчет глину
     ...То, что когда-то было предсказано Сиону -
     Гляди, вот оно!"
   
Таким образом, в этих отрывках, автор Второисайи делает логический вывод о том значении, к которому, вероятно, религия израильтян стремилась с момента ее создания.   Яхве, некогда божество Ханаана, затем Бог патриархов Израиля, потом Бог народа Израиля,  и наконец Господь всеобщей истории. Единственным реальным Богом, как утверждает Исайя 2, является Бог Израиля.
Второй Исаия также достаточно хорошо известен Песнями Слуги. Они  разбросаны в главах 42, 49, 50, а затем наиболее широко в гл. 52:13 до гл. 53:12, так что большая часть в 52 и 53.
Под слугой подразумевается  служитель, слуга Бога, но идентификация этого слуги была очень затруднительна, если не сказать не возможна, и эта персона являлась загадкой для библейских переводчиков на протяжении веков. Иногда слугу считают коллективной фигурой, иногда её полагают отдельной личностью.
В гл. 49 слуга представлен как пророк с посланием, предназначенным скорее всему человечеству, чем только израильтянам. Однако далее текст кажется несколько двусмысленным.   Сначала слуга (или пророк) идентифицируется как сам Израиль. В гл. 49:1-3 мы читаем:
 

"... Господь назначил меня еще до моего рождения,
     Он назвал меня, пока я был во чреве матери.
     Он  сотворил уста мои как заточенное лезвие,
     Он спрятал меня в тени Своей длани,
     Он сделал меня, как полированную стрелу;
     Он хранил меня в  Своём колчане
     И Он сказал мне: "Ты раб Мой,
     Израиль, в котором обрету Я славу свою ".

Однако, из стиха 5 вытекает, что этот слуга(пророк) имеет миссию возвратить Израиль к Богу Яхве, а стало быть, Израиль не является слугой или пророком:
   " И теперь Господь принял решение -
     Слепивший меня во чреве, чтобы быть Его
     слугой -
     Чтобы вернуть к Нему Иакова,
     Чтобы Израиль был возвращён  Ему."

Стих 6:


    "Ибо Сам сказал:
    "Этого слишком мало, чтобы быть слугой Моим
      Я восстановлю колена Иакова
     И восстановлю уцелевших сынов Израиля:
     Я сделаю Тебя  также светом народов,
     Чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. "

Глава 50  относится к слуге, как к мятежному и гонимому. Стих 6:

" Я подставил свою спину  палачам,
   А свои щёки - тем, кто вырывал мои волосы.
   Я не прятал своё лицо
   От оскорблений и плевков."


Довольно  известный и трудный отрывок из  гл. 53 пророка Исайи, которая наиболее трогательно описывает страдания и горе Божьего слуги. 53:3-11:



"... Он был презираем, мы считали его ничтожеством.
     Тем не менее, это была наша болезнь, которой он болел,
     Наши страдания, которые он пережил.
     Мы считали его зачумлённым,
     Наказанным и страдающим от Бога
     Но Он изъязвлен был за грехи наши,
     Сокрушён за наши беззакония.
     Он терпел наказание, из за которого мы стали единым целым,
     И ранами его мы исцелились.
     Все мы сбились с пути, как овцы,
     Каждый  брёл своим путем;
     И Господь возложил на него
     Всю нашу Вину .
     Хотя с ним обошлись жестоко, он был покорным,
     Он не открывал уст своих;
     Как овца,  что ведут на убой,
     Как овца, немая перед тем, кто режет её,
     Он не открывал уст своих.
     ...
     И его могила была установлена среди нечестивых,
     И с богатыми, в его смерти -
     Хотя он не творил несправедливости
     И никогда не говорил неправду.
     Но Господь решил раздавить его болезнью,
     Чтобы, если он принесёт себя в жертву за вину,
     Он мог бы увидеть потомство и иметь долгую жизнь,
      И чтобы через него цели Господа могли процветать."

Было много попыток идентифицировать этого страдальца  всевозможными видами фигур. 
 Ранние последователи Иисуса  увидели его в страдающем слуге Божьем, описанном в книге пророка Исаии. Авторы Нового Завета заимствовали отрывки из Исайи, в частности, главу 53, при написании своих рассказов об Иисусе, используя эти стихи для описания его истории. 
 Таким образом, он описывается как невинный и праведный слуга, страдающий за грехи других.
  В учении Павла, однако, мы видим другое использование этих стихов. Христиане, как правило, определяются как слуга, который страдает вместе с Иисусом и для Иисуса.
Несмотря на эти поздние теологические интерпретации, анонимный Второй Исаия писал не о далёком учителе и харизматичном целителе из Назарета, который будет жить более пяти веков спустя.
При ближайшем рассмотрении  представляется наиболее вероятным, что этот слуга всё таки сам Израиль, метафорически представленный как человек, чьи страдания и унижение связаны с грехами других народов, но чье будущее восстановление и расцвет вызовет изумление у тех народов, которые затем преклонятся перед  Яхве.
  Но есть и проблемы  даже с этой интерпретацией, и вы должны знать об этом.          Этот вопрос никогда не был решён окончательно.   Основная проблема с интерпретацией Израиля как слуги Господа  заключена в стихе, который описывает слугу как имеющего миссию относительно Израиля.   Кажется немного странным заявлять, что Израиль несет миссию по отношению к Израилю. Но эта проблема может быть решена, если мы вспомним, что Израиль часто разделяют в пророческой риторике. Так что, возможно писатель имеет в виду  миссию одной, праведной, части израильского общества к другой, той части, которая заблудилась.
  Оставляя в стороне это затруднение, отметим, что  более заметным мотивом в песне слуги Исайи является то, что этот слуга имеет миссию по отношению к миру. Это более существенный мотив, и эта роль устраивала бы Израиль достаточно хорошо. Кроме того, в тексте есть фраза: "Израиль, раб Мой," повторяющаяся в писании Второисайи примерно восемь раз. Таким образом, идея Израиля, как слуги Божьего, имеющего миссию по отношению к  другим народам, явно составляет часть концептуального мира Исаии, и так как мы имеем дело с поэзией, а не  со строго последовательным метафизическим  трактатом,то не слишком удивительно, что иногда о слуге говорится собирательно как о  группе,  а иногда как об одном человеке.  Кстати сказать,  то же самое относится и к Израилю в целом в описаниях большей части литературы. Иногда Израиль упоминается во множественном числе, а иногда, как одна персона.
Таким образом, в своем первоначальном контексте вполне вероятно, что обозначение слуга относится к Израилю.   Приняв это, мы можем увидеть, каким образом второй Исаия даёт другой ответ на события 587 г.   И это в конечном счете положительная интерпретация, положительный ответ. Наказание, которому подвергся Израиль, хотя и чрезмерное (помните Исаия 40 утверждает, что Израиль потерпел двойное наказание за ее грехи) - всё же является актом не лишённым смысла.        Оно приведет к искуплению. Израиль будет исцелён своими ранами. Слово Божье не останется невыполненным. Кроме того, страдание приводит Израиль к новой роли среди народов. Второй Исаия выражает новое самосознание, которое зародилось в изгнании. Израиль увидел себя верным  слугой Господа, верность Богу которого  в это темное время будет служить для расширения познания Бога  всеми народами.
Так что Израиль был выбран ещё  находясь в утробе, чтобы служить универсальному  Божьему замыслу. Израиль страдал безвестный для других, но в итоге это сделало  возможным признание Бога этими другими.   Когда-то Бог заключал договор с Давидом, чтобы вести свой народ, Израиль. Теперь Он заключает договор с Израилем, чтобы вести народы мира на пути Господа. Это расширение Божьего замысла, и это идея, которая появляется у Исайи в гл. 55:3-5:
"Наклоните уху и придите ко мне;
     Поверьте, и вы будете возрождены.
     И Я заключу с вами вечный завет,
     С прочной верностью, обещанной Давиду. [лояльность, которая была обещана Давиду, Я сейчас передаю вам.]
     Как я сделал его лидером народа,
    Принцем и командующим народа,
     Таким образом, вы призовёте народ, который вы не знали,
     И народ, который не знал  вас,
      Прибежит к вам -
     Ради Господа, Бога вашего,
    Святый Израилев, который прославил тебя."

 Итак, Бог заключает вечный договор с Израилем, как когда-то заключил его с Давидом.     И функция института старого порядка перекладывается на народ в целом. Что цари, священники, и пророки Израиля делали для своего народа, то теперь Израиль  будет делать для всего мира. Как посредник между  единым Богом и народами мира он является светом для них, и все будет подниматься к нему, потому что от него исходит Тора, учение(инструкция) о божественной воле и спасении. Это идея вселенской миссии, которую мы видим в тексте Второго Исайи.

На следующей лекции мы рассмотрим самое глубокое, на мой взгляд,  произведение в еврейской Библии,  Книгу Иова.

[end of transcript]


Рецензии