Энтероколит болтливости

Воспалительные болезни желудочно-кишечного тракта характеризуются коликами в животе, тошнотой, рвотой, поносом, то есть повышенной перистальтикой кишечника.
О людях, склонных к сплетням и клевете, Писание говорит, что они «бывают не только праздны, но и болтливы» (1Тим. 5:13). Этот недуг или духовный порок принято относить к числу опасных, но, к сожалению, самим болтунам никогда не хватает воображения представить себе губительные последствия собственной болтливости. Болтун — находка для шпиона! Так говорили в недобрые сталинские времена. «Слово — серебро, а молчание — золото». Принимая сплетни как немытую клубничку, люди, заражаясь злоречием, начинают сами страдать от тошнотворной клеветы, откровенно говоря, словесным «поносом».
Симптоматика болтливости является отражением интеллектуальной деградации: «Болтливы те, кто не умеют думать»,  — твердил Ричард Шеридан.
Болтливость — пустословие, склонность к пустопорожним разговорам вследствие распущенности языка. Этот орган речи подобен рулевому управлению в автомобиле и в случае превышения допустимого люфта может привести к духовной аварии. Болтливость реализуется в неудержимом стремлении много и легкомысленно говорить,  в неумении хранить тайну.
«В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков», — утверждал Михаил Салтыков-Щедрин.
«Сплетника и болтуна гони прочь, даже если это твой брат», — советовал Эзоп. Ему же принадлежит с дальновидным прицелом рекомендация: «Когда ты при царском дворе, то все, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, дабы самому не пришлось безвременно умереть».
«Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда», — заметил мудрый Соломон. «Язык голову бережет», — вторит ему Балтасар Грасиан.
«Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть», — писал Пьер Буаст.
«Кто выбалтывает, что знает, будет говорить и о том, чего не знает», — пролагал Френсис Бэкон. Он же утверждал, что «чрезмерная откровенность столько же неблагоприлична, как совершенная нагота».
«Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык», — говорил Мохандас Ганди. «Чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать», — подметил Томас Карлейль.
Более того, «кто много говорит, тот говорит много глупостей», — вторит ему Пьер Корнель, перефразировавший библейское выражение: «При многословии не миновать греха».
«Одна из примет посредственности ума есть желание постоянно рассказывать», — добавляет Жан Лабрюйер. Он же подытоживает горький опыт: «Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная, и всеми обыкновенно забывается». «Словоохотливость — один из признаков ограниченности», — тоже афоризм Жана Лабрюйера. «Острый язык — дарование, длинный язык — наказание», — по словам Дмитрия Минаева. «У кого тощее тело, тот натягивает на себя много одёжек; у кого скудная мысль, тот раздувает её словами»,  — таково мнение Мишеля Монтеня. «Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь». Это слова Шарля Монтескье.
«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало», — другими словами о том же сказал Жан Жак Руссо.
«Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать», — заметил наблюдательный Плутарх.

С воротами рот болтуна
Сравнить, пожалуй, можно.
Хоть есть и разница одна:
Ворота запереть несложно.

Так характеризует болтуна Бахар, подмечая:

По бороде и речи никогда
Суть не оценишь человечью.
И у козла бывает борода,
И попугай владеет речью.

«Держать язык за зубами», — такой вывод следует из моей старой басни, написанной для профилактики болтливости, пустословия и злоречия.

Язык и Зубы

Однажды Язык — чересчур распоясанный —
С Зубами затеял конфликт.
Его ущемили. И вопль его явственный
Публично раздался: "Болит!"
Я — нежный и воспринимаю болезненно
Свое ущемленье в правах,
Когда эти Зубы как острое лезвие,
Мои обрезают слова.
И Зубы сказали: «Напрасно обиделся.
Хоть гибок ты, словно Лоза,
Но Мозг как верховное наше "правительство"
Тебя обуздать приказал.
Ведь ты повышением голоса зычного,
Взметая словесную пыль,
Владельца — хозяина сделал "язычником",
Чтоб он ограниченным был!
А ложь, клевету, пустословие лестное
Ты нёс, всё круша и губя.
Скажи нам "спасибо" за дело полезное,
За то, что прижали тебя!»

Чтоб люди от слов наших резких не плакали,
И в душах дышала любовь,
Нам нужен Язык, ограниченный рамками
Таких благородных Зубов!

И ещё один совет:

Пред тем, как выпустить слова
Из нижней части головы,
Вверху их отфильтруй сперва:
Бог благосклонен к таковым!

Чтоб запоздало не жалеть,
Чрез мозг все мысли пропусти.
Слова без дел звучат, как медь
И тают как вода в горсти.

Не попадайся в плен греху,
Следи за речью, и слова
Сперва просеивай вверху,
А после — клапан открывай.

И стой на страже языка!
Противник ходит вроде льва.
Чрез фильтр сознанья пропускай
Благочестивые слова!

(Из авторской книги «Размышления христианского врача», Библия для всех, СПб, 2011).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.