Падре, я грешил

  Дон Амилькаре Мазератти, мужчина лет сорока пяти с орлиными чертами лица, просто, но дорого одетый, вошел в церковь.
   - Отец Антонио, вы здесь? - проговорил он. В церкви не были зажжены свечи, и голос тут же потерялся в спокойном сумраке собора.
   - Сын мой, Амилькаре, и тебе здравствовать, - ответили ему. Из тени выступил высокий худой человек в черных одеждах, которому можно было дать лет шестьдесят. У него были усталые внимательные глаза, потеплевшие при виде старого друга.
   - Что привело тебя в мою скромную обитель? - не без иронии спросил священник. - Обычно мы разговариваем в более непринужденной обстановке, не так ли? Что-то с Катериной? - добавил он, заметив, как помрачнел собеседник.
   - Нет, падре, с дочкой все в порядке, что же с ней может случиться? Потащила сегодня всех домашних по магазинам. Совсем от рук отбилась, - покачал головой дон Мазератти.
   - Но что-то подсказывает мне, что не поэтому ты ко мне пришел... Что же гложет тебя, сын мой?
   - Я хочу исповедаться, падре.
   - Хорошо, следуй за мной... Я не могу отказать в этом никому, а уж тем более тебе, Амилькаре. Но помни, что исповедаться не значит плакаться...
   В исповедальне было холодно, горели две свечи и пахло пылью. Опустившись на колени, дон Мазератти долго молчал, а когда начал говорить, то обнаружил, что невыносимо тяжело перечислять все то, что до этого ровными стопками лежало в его голове. Он не запинался, слова лились и лились на каменный пол перед строгим священником, но облегчение не приходило.
   - Падре, я грешил... Я не верил в Бога и сомневался в его всемогуществе, воспринимая религию как своего рода традицию, набор символов... Я был суеверен во всем, кроме черных кошек, потому что любимица моей жены чернее дегтя. Я роптал, что Господь преподносит мне слишком много испытаний, что я не заслужил всех тягот, выпадающих на мою долю. Я чертыхался и поминал Бога всуе... Я не причащался и редко молился, я предавался чревоугодию и расточительности, я был гневлив и раздражителен... Падре, я лгал и празднословил, я убивал! - с мукой в голосе практически прокричал мафиози. Силуэт священника был неподвижен, высок и холоден, как статуя возмездия.
   - Я пытался покончить с собой, грабил и предавался блуду и прелюбодеянию... Не утешайте меня, падре, потому что я уже не искуплю свои грехи. Их слишком много, они составляют львиную долю моей жизни, и порой даже не тяготят меня. Наверное, моя душа никогда не обретет покоя, - сорвался на шепот блистательный дон Мазератти.
   - Встань, Амилькаре, - сказал отец отец Антонио. - И послушай меня как друга и духовного пастыря одновременно.
   Никто не свят. Идеально святому было бы чуждо все человеческое. И даже те, кто запечатлен на иконах, грешили и раскаивались, и грешили снова... Но я не собираюсь читать тебе жития святых, как ты понимаешь. Лучше я скажу о себе. Думаешь, если я в сутане, то безгрешен?
   Мазератти неуверенно кивнул:
   - Вы преодолели свои соблазны...
   Священник рассмеялся немного грустным смехом.
   - Конечно, мне приятно, что ты веруешь в мою безгрешность, но не стоит так мне льстить... Я верю в Бога не как в нечто конкретное и троеликое, а скорее как в слияние собственной совести с оберегающим меня духом - недаром ведь говорят, что у каждого свой Бог. Для меня он высшая сила, на которую я и сам ропщу порой. Нет ничего ужасного в том, что любой человек в тяжелой ситуации скорее запричитает "Что же делать?", чем станет молиться. Насчет чревоугодия и расточительности я могу сказать одно: надеюсь, ты пригласил меня на завтрашний обед? М-м, сицилийская кухня - это все-таки нечто.
   А кто из нас не гневается, не раздражается, не унывает порой под гнетом обстоятельств? Это естественная реакция на некоторые проявления жизни. Я лишь стараюсь не пустить эти чувства свободно овладевать мной. Что касается празднословия, то лучше посплетничать о ком-то, чем сделать ему гадость или держать в себе зло на него. Библия отрицает ложь во спасение, но я как человек отрицать ее не могу... И вообще, нет никого без недостатков, запомни это. Я знаю тебя давно, Амилькаре. Ты честный человек, и даже твой род занятий не может отнять этого у тебя.
   - Вот смотри, - Антонио подошел к маленькому окну исповедальни, - я держу здесь этот цветок, - указал он на фиалки в горшке, - это роскошь. Это грех. Вырви его из земли.
   - Зачем? Не буду... Он дорог тебе, ты заботишься о нем. Он не может быть грехом.
   - Я тоже так считаю, - кивнул Антонио. - И грешу этим. Жить надо по совести, это главное. А догмы и своды правил... Неужели ты думаешь, что если я буду молиться в четырех стенах, посыпать голову пеплом, спать на голом полу и благословлять своих врагов, то попаду в рай? Бог прежде всего есть любовь, и надо любить дарованную им жизнь. Когда ты умрешь, Бог не будет сидеть за столом небесной канцелярии, сверяясь со списком благих дел, которые ты должен был совершить. Зато ты сам должен знать, больше в твоей жизни зла или добра.
   - Скажи, убьешь ли ты свою дочь ради собственного процветания? Убьешь ли ты выпавшего из гнезда вороненка в саду или кошку, принесшую тебе на порог котят? - взгляд карих глаз священника стал особенно пристальным.
   - Нет, - сглотнул дон Мазератти, - никогда.
   - Как в таком случае ты можешь называть себя убийцей? Даже Бог должен иметь силы защитить себя, ибо непротивление злу насилием противоестественно.
   У тебя хватило сил преодолеть себя в трудную минуту и не наложить на себя руки. Блудил ты или нет, сейчас ты счастливо живешь с женой. Думаешь, я до принятия сана был свят, как ягненок?
   Я понимаю, почему ты решил исповедаться. Пусть ты и не сожалеешь о своих грехах, сын мой, я отпускаю их тебе. Живи так, чтобы посмотрев на себя со стороны, не ощутить омерзения. Не разрушай свою семью, не лицемерь и не предавай. Не будь ханжой, прячущим зло за маской благих намерений, и не наживайся на горе ближнего твоего. Остальное все поправимо.
   - Спасибо вам, падре, - сказал Амилькаре, прикрыв глаза и потирая лоб. - Только вам я могу доверить свои переживания, и только вы можете меня успокоить...
   Отец Антонио стал собирать какие-то вещи в объемный черный саквояж. Он снял сутану, облачившись в обычный темный костюм. Последними в саквояж отправились бумаги, на которых были церковные печати.
   - Вы уезжаете, падре? - с удивлением спросил Мазератти.
   - Как сказать... Нет, я не уезжаю, просто сегодня последний день моего пребывания в сане священнослужителя, - ответил тот, передернув плечами и поджав губы. - Думаю, вы слышали о новых порядках Ватикана... Тайна исповеди больше не существует, друг мой. Завтра на мое место прибудет другой святой отец, который согласен сотрудничать с полицией.
   Мафиози не мог найти слов.
   - То есть вы больше не мой духовник? - проговорил наконец он. - И ходить в церковь станет опасно?
   - В церковь ходить тебе больше нельзя, Амилькаре, как и всей твоей семье, по крайней мере на исповеди. Не советую это делать... Но я по-прежнему останусь твоим духовником. В конце концов, сан лишь формальность, и отсутствие таковой не помешает мне молиться за тебя.
   - Я провожу вас до машины, Антонио, - предложил преступник, когда мужчины вышли из церкви.
   - Не стоит, мой любезный друг, - улыбнулся падре, - я сегодня заказал такси. Меня ждут кое-какие дела в Риме, и я не хотел бы опоздать на рейс. Следующий будет только послезавтра, а я планирую к завтрашнему дню со всем управиться и отведать замечательной стряпни вашей супруги.
   Засим бывший священник и мафиози распрощались.

***

   - Утренние газеты, дон Мазератти, - старый слуга Джузеппе подал Амилькаре стопку прессы.
   - Спасибо, - рассеянно произнес мужчина. - Вряд ли там есть что-то интересное... Хотя... Бог мой!
   - Что такое? - спросила его жена, Аннет.
   - Папа Римский мертв, - пораженно ответил дон Мазератти. - Вчера вечером убит в собственном доме стилетом... Интересно, кто добрался до этой гадины? И изменится ли теперь политика церкви?
   Кто-то позвонил в дверь.
   - Джузеппе, открой, - бросил Амилькаре, погруженный в размышления о новостях.
   Вошел отец Антонио.
   - Вы рановато, святой отец, - мягко пожурила его Аннет. - Я еще не закончила с хозяйственными хлопотами.
   - О, сеньора, не стоит беспокоиться, - сказал тот. - Я пока поговорю с доном Амилькаре кое о каких делах.
   В своем кабинете дон Мазератти только было собрался расспросить обо всем духовника, как тот опередил его:
   - Я догадываюсь, какими вопросами ты сейчас задаешься, друг мой, - поднятой рукой остановил его Антонио, - и я могу лишь сказать, что моя поездка в Рим прошла успешно.
   С этими словами он выложил на стол тонкий четырехгранный стилет, на котором были заметны пятна крови.
   - Понимаешь ли, Амилькаре, - задумчиво добавил святой отец, - моя молодость была достаточно буйной и чрезвычайно далекой от праведности... Вот я и вспомнил некоторые старые навыки. Не думаю, что случившееся повлияет на политику Ватикана, но мне нужно было сделать это ради морального удовлетворения. И я отпустил себе этот грех, - произнес он.
   Дон Мазератти отлично умел сопоставлять факты. Ему был знаком стиль совершенного накануне убийства.
   - Ты - Сеньор Ястреб? - неверяще выдохнул он прозвище неуловимого убийцы, много лет назад исчезнувшего из мафиозной среды, глядя на своего духовного наставника, отпускавшего ему грехи и успокаивавшего его душу своими словами, всегда находившими путь к сердцу дона Амилькаре.
   - Много лет назад я был известен под этим именем, - невозмутимо кивнул падре. - Но сейчас я просто сложивший сан отец Антонио. Пойдем уже в гостиную, друг мой, невежливо оставлять дам одних.
   - Конечно, падре, - склонил голову дон Мазератти.


Рецензии
Что сказать?.. Круто замешано, уважаемый Герр!

Означает ли, однако, эта история, что вы более оправдываете мафию и убийства, ею творимые, чем лживого священнослужителя?

Всеволод Шипунский   16.05.2013 21:51     Заявить о нарушении
Естественно, означает.

Герр Кайзер   16.05.2013 21:29   Заявить о нарушении
Но ведь это нарушение главной заповедь "Не убий!"

Всеволод Шипунский   16.05.2013 21:50   Заявить о нарушении
И что с того? Кажется, все мое произведение говорит, что заповеди относительны.

Герр Кайзер   17.05.2013 23:13   Заявить о нарушении
Так это же и неправильно!

Всеволод Шипунский   17.05.2013 23:42   Заявить о нарушении
Ну, для кого как. Неправильно то, что не по совести, а не нарушение каких-либо догм.

Герр Кайзер   19.05.2013 02:09   Заявить о нарушении
А что такое совесть?.. Выстроенные в душе некие правила и догмы.

Всеволод Шипунский   19.05.2013 10:42   Заявить о нарушении
Совесть - не догмы, а их интерпретация.

Герр Кайзер   19.05.2013 19:18   Заявить о нарушении
А какая разница?.. Если правило однозначно (не убий!), то и интерпретация его не может быть двоякой.

Всеволод Шипунский   19.05.2013 20:17   Заявить о нарушении
Я о том и говорю, что оно неоднозначно, что глупо слепо следовать предписаниям. Что иногда лучше убить.

Герр Кайзер   19.05.2013 23:01   Заявить о нарушении
Иногда хочется убить!.. Но лучше ли, это вопрос...

Всеволод Шипунский   20.05.2013 00:48   Заявить о нарушении
Ну, иногда хочется, а иногда и правда лучше.

Герр Кайзер   22.05.2013 17:20   Заявить о нарушении
Не иногда, а всегда. Лучше поубивать всех плохих парней, и останутся одни хорошие. И будет рай на земле!

Всеволод Шипунский   22.05.2013 20:21   Заявить о нарушении