Алексей Андреевич Дивин

        Приятно в московской толчее неожиданно выцепить взглядом родное, богородицкое лицо, обнаружить себя радостным: «Привет!», - и, посетовав на превратности судьбы, позволяющей встретить друга из соседнего дома лишь в столице, продолжить бег. И мало кто в этом вечном беге успевает заметить земляков, больше семидесяти лет назад обосновавшихся в самом центре московского метро. Родились они, правда, в столице. Но отец у них – наш, богородицкий.

        Советский скульптор Алексей Андреевич Дивин – сегодня не очень хорошо известен на своей малой родине в городке Богородицк Тульской области. Большая часть его жизни прошла в Ленинграде, а самые известные работы украшают Москву. Тем не менее, сам художник всю жизнь ощущал себя богородчанином, ежегодно приезжая в родной город вплоть до самой смерти.

        Будущий скульптор родился 23 февраля 1912 года (по старому стилю) в уездном городе Богородицке Тульской губернии. Его отец - талантливый ветеринарный врач Андрей Захарович. Порой ему хватало одного взгляда, брошенного на походку животного, чтобы поставить диагноз. В доме Дивиных почти постоянно находились мохнатые и хвостатые пациенты, не считая коров, которых держали во дворе в хлеву. Супруга богородицкого Айболита Акулина Яковлевна понимала увлеченность мужа профессией, а потому не ропща обихаживала всех постояльцев: кормила, поила, убирала, помогала в перевязках и небольших операциях.

        Из 12 детей, родившихся у Дивиных, в живых осталось двое: Мария и самый младший Алексей. Брат и сестра всю жизнь нежно заботились друг о друге. Мария Андреевна выучилась на учительницу, и преподавала в местной школе.
Алексей еще ребенком обнаружил художественные способности, развивать которые начал его учитель, легендарный богородицкий художник довоенной поры Константин Михайлович Юрьев (1895 - 1955).В 1920 – 1929гг. Алексей Дивин учится в школе-девятилетке и посещает изокружок под руководством Юрьева.

        1 июля 1927 года семнадцатилетнему выпускнику школы Алексею Дивину в Богородицком ЗАГСе на основании церковной записи о рождении 23 февраля 1912 года, выдали свидетельство о рождении, закрепившее дату рождения юноши по новому стилю - 8 марта 1912 года. Эту дату он всю жизнь и отмечал, как свой день рождения. Однако, работник ЗАГСа обсчитался.

        Обнаружилось это совсем недавно. Дочь Алексея Андреевича – Надежда Алексеевна, кстати, театральный художник, обнаружила, что в Википедии в качестве даты рождения ее отца по старому стилю указано 24 февраля 1912 года. Дочь знала, что по старому стилю ее отец родился 23 февраля. Она даже подняла соответствующую справку из семейного архива. С этим вопросом она и обратилась ко мне. Не сразу, но нам удалось прояснить ситуацию.

        До 1917 года Российская империя жила по юлианскому календарю, не совпадавшему с европейским григорианским. 24 января 1918 года Ленин подписал декрет, установивший одинаковое с большинством стран мира летоисчисление, по которому за 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Не все знают, что разница в днях между юлианским и григорианским календарем увеличивалась каждое столетие на один день из-за разного способа вычисления високосных годов. Поэтому, пересчитывая даты XVIII века на новый манер, нужно прибавлять 11 дней, XIX века – 12 дней и только в ХХ веке – 13 дней. Так октябрьская революция переехала в ноябрь. Так же возник и самый странный российский праздник – Старый Новый год, отмечаемый в ночь с 13 на 14 января.

        Особенность 1912 года в том, что он был високосным, то есть имел в феврале 29 дней. Это нужно было учесть работнику богородицкого ЗАГСа при пересчете даты на новый стиль. Он же просто приплюсовал к 23 февраля 13 дней. В результате 23 февраля обернулось 8 марта. Составители Википедии, пересчитывая официальную дату рождения 8 марта на старый стиль, учли високосность 1912 года и вывели дату 24 февраля, чем довершили путаницу.

        На самом деле если от 23 февраля отсчитать вперед 13 дней с учетом високосного года, то получится 7 марта. Тем не менее, ошибка с датой рождения была узаконена, так что официальной датой рождения Алексея Андреевича Дивина навсегда останется 8 марта.

        В 1933 году Алексей приезжает в Ленинград, где поступает во Всероссийскую Академию Художеств. По примеру своего учителя К.М. Юрьева, Дивин собирался стать живописцем. Все решил случай. Однажды к ним на курс пришел знаменитый советский скульптор Матвей Генрихович Манизер (1891 – 1966), прославившийся многочисленными памятниками российским и советским деятелям в духе академической традиции ХIХ века. После войны он почти двадцать лет занимал пост вице-президента Академии Художеств СССР. Он и уговорил начинающего живописца заняться скульптурой.

        Занятия были успешными. Дивин быстро выделяется среди учеников мастера. Его учебные работы поражали педагогов и студентов высочайшим мастерством исполнения, за что Алексей получает прозвище «Фидий».

        В середине 1930-х годов Манизер получает заказ на создание галереи образов революции и «нового мира» для строящейся станции Московского метрополитена «Площадь Революции». Художественное решение станции должно было соответствовать ее почетному имени и готовить людей к … восприятию «важнейшего из искусств». Напомню, что, по выражению В.И.Ленина, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Предполагалось, что северный вестибюль подземки будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали соорудить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва».

        Архитектору Алексею Душкину пришлось во многом уступить Матвею Манизеру, решившему сделать из интерьера станции прежде всего обрамление для восьмидесяти полноценных бронзовых скульптур, представляющих историю СССР от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.
Естественно, что создать такое количество монументов в ограниченные сроки одному человеку не под силу, и Манизер привлек к работе всю свою мастерскую: Г.Ф. Ветютнева, М.А. Владимирскую, А.И. Денисова, Л.К. Жданова, И.П. Иванова, А.А. Пликайса, В.А. Пузеревского, Е.Г. Фалько и, конечно же, А.А. Дивина.
Задачу немного облегчало то, что каждый скульптурный образ повторялась четырежды. Это, кстати, помогло в 1944 году, когда вернувшихся из эвакуации в Среднюю Азию жильцов «Площади Революции», попавших под артобстрел, пришлось восстанавливать по разрозненным головам, туловищам, рукам, оружию и другим деталям.

        Алексею Дивину в этой революционной галерее принадлежат скульптуры двух матросов: революционного с наганом и сигнальщика с линкора «Марат». По стечению обстоятельств из всех скульптур, созданных классом Манизера для «Площади Революции», именно у прототипов этих матросов сложились интересные судьбы.

        Курсант Ленинградского высшего военно–морского училища имени М.В.Фрунзе Алексей Никитенко, позировавший А.А. Дивину для образа революционного матроса, впоследствии за бои с Японией получил звание Героя Советского Союза.

        Прототипом матроса–сигнальщика стал курсант Олимпий Рудаков. В 1953 году в чине капитана 1 ранга он присутствовал на коронации королевы Великобритании Елизаветы II, и даже танцевал с ней вальс.

        Однако и матросы А.А.Дивина, и все фигуры, за исключением детских, для того, чтобы уместиться в ограниченный сводом арки объём, вылеплены либо припавшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. Одни шутили: «После революции весь народ или сидит, или стоит на коленях», другие угрожали художникам расправой за оскорбление облика советского человека. По легенде ситуацию разрядил сам Сталин, воскликнувший 13 марта 1938 года во время приемки станции: «Как живые!» Станция открылась, а ее авторы удостоились премии. Эта работа стала звездным часом и Алексея Дивина, и его однокашников.

        В 1938 году Дивин на «хорошо» защищает дипломную работу - скульптуру В.И. Ленина. В 1939 году Алексей вступает в ряды ВКП(б). Это был сознательный и очень важный для него шаг. Увлеченный революционной романтикой, скульптор всю жизнь верил в высокое призвание советских людей построить светлое, справедливое общество. Он стремилсяопоэтизировать действительность, внести в свои работы идеи свободы, равенства, братства, любви ко всему миру.

        В 1939 году А.А. Дивин закончил скульптурный факультет с присвоением квалификации художника-скульптора и остался в качестве преподавателя в Академии художеств. Перед Великой Отечественной войны участвовал в нескольких всесоюзных конкурсах проектов памятников Низами в Баку (1940), Навои в Ташкенте (1940), Валерию Чкалову в Москве (1941).

        Довольно скоро, уже в 1940 году, молодого скульптора принимают в Союз Художников СССР. При этом Алексей Дивин всю жизнь оставался скромным, застенчивым человеком, никогда не выпячивавшим своих регалий. Он никогда надолго не отрывался от родины. При первой же возможности приезжал к родителям, сестре, любил бывать у своего первого учителя К.М.Юрьева.
В первые дни войны Дивин уходит добровольцем на фронт. Он вполне мог остаться при Академии художеств в Ленинграде или уехать в эвакуацию, заниматься искусством и карьерой. Не захотел.

        Воевал на Северо-Кавказском фронте, командовал маскировочной ротой. Маскировать приходилось боевые самолеты, танки, создавал липовые аэродромы и танковые полки. Позже в звании старшего лейтенанта, служил полковым инженером 779 стрелкового полка 227 Темрюкской Краснознаменной стрелковой дивизии 16 стрелкового корпуса Отдельной Приморской амии. Участвовал в боях за Керчь, в Крымской наступательной операции, освобождал Севастополь. За мастерство, проявленное при организации разведки инженерных сооружений противника, награжден орденом Красной Звезды. Только за время штурма Севастополя, с 7 по 20 мая 1944 года саперы под началом Дивина обезвредили более 500 мин и проделали более 20 проходов в проволочных заграждениях противника. Войну окончил в звании капитана.

        Вспоминать войну не любил. Правда, до конца 1940-х годов не мог расстаться с военной шинелью. В самом конце войны он встретил свою любовь – серьёзную красивую девушку Аделаиду, инженера-химика, родители которой волею судьбы оказались с детьми в Краснодаре. Мгновенно влюбился, сделал предложение и увёз любимую в Ленинград. Аделаида Ивановна прекрасно разбиравшаяся в искусстве, приняла на себя заботу о доме, позволив мужу вернуться к творчеству.

        В Академии Художеств молодого преподавателя скульптуры сразу заметили взял к себе в ассистенты один из лучших скульпторов своего времени, действительный член Академии Художеств СССР, профессор Всеволод Всеволодович Лишев. Интеллигентные, простые и порядочные художники, увлеченные искусством, несмотря на 35-летнюю разницу в возрасте, стали соратниками большими друзьями. Смерть В.В. Лишева в 1960 году стала серьезным ударом для Дивина. Он увековечил образ друга, создав памятник на его могиле.

        С 1954 года А.А. Дивин - доцент кафедры скульптуры. Неоднократно избирался депутатом в Василеостровский районный Совет депутатов трудящихся, помогал нуждающимся.

        Мнение Алексея Андреевича высоко ценил один из ведущих советских скульпторов Е.В. Вучетич, специализировавшийся на грандиозных проектах. Несколько лет по его просьбе Дивин ездил в Волгоград для консультаций над знаменитым мемориалом «Мамаев курган».

        Алексей Андреевич любил родной Богородицк, куда до самой кончины приезжал каждое лето во время каникул в Академии Художеств. До 1965 года вместе с женой и тремя дочерьми ездил к сестре Марии Андреевне, позже к своему другу Сергею и родственникам в село Михайловское. Дивин никогда не расставался с этюдником, карандашом и красками. Все его работы наполнены мастерством и гармонией. Упражнялся в живописи Дивин и в Богородицке.

        В один из таких летних приездов скульптор уговорил своего первого учителя позировать. Результатом стал бюст К.М. Юрьева. Позже к нему добавился бюст его супруги Марии Ивановны. Поначалу бюсты украшали квартиру Юрьевых, а после их смерти переселились на их могилы (соответственно в 1955 и 1990 годах), где и стояли до 1912 года. Сегодня они сняты наследниками. Планируется после реставрации установить их в музыкальной школе Богородицка.

        Более 40 лет Алексей Андреевич провел в стенах Академии, где воспитал множество учеников, приезжавших к нему со всего мира. Тогда в Академии Художеств училось много иностранцев, которые продолжали писать педагогу о своих успехах даже после его кончины.

        Алексей Андреевич Дивин прожил 68 лет, всего себя до последнего дня отдавая искусству, которое живёт в его работах, памяти учеников и близких. После смерти скульптора стал вопрос об освобождении мастерской. В результате немало скульптурных и живописных работ в 1981 году отправилось в богородицкий музей, где и хранится до сих пор. В свое время обсуждался вопрос о создании зала Дивина, однако этот проект не реализован.

        Самой известной работой скульптора остались матросы «Площади Революции». Шло время. В 1947 году в связи со строительство второго выхода на «Площадь Революции» демонтировали 4 скульптуры и барельеф Сталина с Конституцией СССР в руке. Революционное значение созданных в классической манере фигур давно забылось. Теперь они - главное украшение одной из самых эффектных станций Московского метро и персонажи городских легенд.

        Самая курьезная родилась в 1940-е годы. Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.

        Самая популярная легенда студенческая. Считается, что для успешной сдачи экзамена нужно потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». В результате у всех собак до блеска натерта половина морды.

        Среди народных любимчиков прежде всего работы А.А. Дивина. Если с самого утра прикоснуться к флажку, который держит матрос, день сложится очень удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне. Запутавшись в моряках, народ перенес это же поверье и на наган в руках революционного матроса. Кстати, этот наган кто-то постоянно ворует…

        И ни при каких обстоятельствах нельзя трогать петуха у бронзовой птичницы, особенно за клюв, ибо с нарушителем запрета случится страшное.
Ежедневно почти 33 тысячи человек спускается на 33 метра под землю, чтобы пройти мимо бронзовых жильцов «Площади Революции». Будете в столице, не сочтите за труд, передайте привет нашим землякам – дивинским матросам. Может они увенчают ваш вечный бег удачей? Ведь приметы на ровном месте не появляются.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.