Книга мертвого Часть 2 Глава 5

    Весна в этом году пришла рано. Только середина апреля, а солнце уже припекало жаром. Оно вцепилось в мою левую щеку и висок, заняло половину лба и пробралось на правую сторону лица, как клещ. Я прикрыл ладонью светило, и с раскинувшегося перед окном клена спала пелена. Немного концентрации внимания, спонтанного и бесцельного, и я приметил тонкую нить, растянувшуюся по всему стволу дерева. Она заметно мерцала по всей длине коры, подвижная, как кадры кинопленки. Должно быть муравьи, живой ручеек черной крови клена. Он все равно бы не помог, даже если долго на него смотрел. Я не мог успокоиться, вот уже три дня не находил себе места. Сердце учащенно стучало, как будто выпил несколько чашек кофе. Опять эта весна, она своеобразно действовала на мой организм, только раньше не чувствовал такого волнения. По тропинке прошли, громко смеясь, две девушки в коротких юбках. Где найти то воодушевление, которое было у двух закадычных подруг, промелькнувших мимо палисадника? Что-то случилось, но я об этом еще не знал. Весна начинала пугать меня.   

   Вместительная аудитория в торце главного корпуса института была залита лучами солнца. Как назло, мое место находилось рядом с окном, с того самого края, где больше всего палило. Декоративные шторы, привязанные к стене, были безнадежны в борьбе против яркого света. Коричневый стол нагрелся, и приходилось беречь ладонь от случайного к нему прикосновения. Рядом сел Миша, недовольно морщась.
   
 - При такой погоде только врагам пожелаешь учиться. Как в микроволновой печи: духота и вредное излучение, - сказал он.
 - Точно. Все признаки заразной весенней болезни, - подтвердил я, вспомнив старые школьные разговоры на горячую тему. – Не знаешь такого недуга?
 - Нет. Что, зачем и почем?
 - Весенний синдром называется. Появляется у школьников и студентов в апреле или мае. Источник – невидимые бациллы, содержащиеся в солнечных лучах. Симптомы: когда попадаешь под пагубное воздействие, возникает сонное состояние на уроках, а также вялость и апатия. Появляется невосприимчивость к изучаемому материалу и непреодолимое желание выбраться на улицу. Лечение: надо просто выйти на улицу, и все само пройдет. Есть второй вариант: пересесть в тенек, лучше поближе к учителю, который быстро найдет противоядие.
 - Второй вариант слишком жесток, - заметил Миша.
 - Верно. Мы эту болезнь еблонитом называли, только не помню, почему, - с задней парты подключился Семен. Солнце добралось и до него.- Эх, стипендия будет только через три дня, - вздохнул он.
 - Ты же ее не получаешь, – напомнил Миша.
 - Что про меня говорить, я за тебя волнуюсь, переживаю. Как она там, родная, доберется ли до дома, - Семен с хитрецой поглядел на него.
Разразился хохот. Неожиданно перед нами появилась Надя, и смех внезапно улетучился. 
 - Привет. И как вы здесь выживаете на таком солнцепеке. Он на юмор пробивает? – она бегло посмотрела на нас и опустила глаза.
 - Да. Последствия вирусной болезни. Не бойся, иногда случаются непроизвольные припадки, это нормально, - ответил Семен. 
- На свое место приходится пробираться через ваш ряд, - объяснила Надя. Ее внимание перескакивало с одной точки на другую, не в силах выбрать цель. - Ладно, пойду проторять себе дорогу дальше,- она медленно повернулась и, с большим трудом делая каждый шаг, как бы нехотя, заставила себя идти дальше.   
- Да, друзья мои, с субботы у меня весенняя болезнь процветает, и без всяких бацилл, - продолжил разговор Семен, словно нас никто не перебивал.
- Хороший получился шаббат, по всем законам жанра, - включился Петя.
 
  Тут я вспомнил, что на даче у Семена собиралась его группа, они справляли день рождения старосты. О пикнике зашла речь только сейчас.   
- Ну и как прошел праздник? – спросил я.
- Хорошо погуляли, как еще. Во всяком случае, все добрались до дома целыми и почти невредимыми, - последние два слова Семен проговорил, отчетливо разделяя на слоги.
- Только Наде стало плохо. На обратном пути ее и вовсе несли, - пояснил Петя.
- А что случилось. Напилась? – спросил я. 
- Нет, обкурилась. Она дымила одну сигарету за другой, вот и стало хреново. Шляпников тащил ее на себе всю дорогу, а заодно облапал, чем теперь гордится: ухватит за задницу, как будто приноравливается поудобнее, и ржет без остановки.… В общем, весело было, - с каким-то смущением сказал Петя.
 
    Вдруг к нам подбежал, посмеиваясь, Шляпников. «Ну как, здорово повеселились? - залился он. - Какая все-таки она конфетка, а-а. Ее груди ровно помещались мне в ладонь, а бедра, ее бедра! И все ведь бесплатно. В следующий раз ее надо напоить, и тогда она даст», - Шляпников говорил теперь почти шепотом, нам по секрету, потирая от удовольствия руки.
   
    Я посмотрел на соседний ряд, где сидела Надя, и встретил взгляд, пронзавший  меня насквозь. Над ее большими глазами брови вытянулись в тугую дугу, а дыхание замерло. Через секунду или две, дольше не смог, я перевел внимание сначала на чью-то тетрадь, лежавшую между нами, а потом и на паркетный пол. Шляпников вдруг встрепенулся, услышав свою фамилию, доносящуюся из-за двери, и побежал прочь. Прозвенел звонок, оповестив о начале лекции, а она смотрела куда-то под стол, сомкнув кулаки между коленок в замок. В таком состоянии я заметил ее и после окончания лекции.

   

     В хорошую погоду приятно пройтись до дома пешком. Лучше там, где много народа, например по центральной улице. Прогулка займет часа полтора или два, но она лучше, чем бесконечное измерение сорока пяти квадратных метра жилплощади. Дома я был, ничего нового меня там не ждет. Последнюю неделю создается впечатление, что атмосферное давление в квартире поднимается. Может быть, комнаты плохо проветриваются, и апрельский воздух становится тяжелее, чем мартовский, или у меня появляется реакция на таинственную болезнь, провоцирующую клаустрофобию. Не знаю. Вдобавок дома мама сидит, у нее сегодня выходной. Наверно, она сильно соскучилась за шесть часов моего отсутствия.
 
    Без сомнения, хождение в потоке толпы действует благоприятнее, чем валериана или домашний покой. Идешь по проспекту, и тяжесть куда-то уходит, а ее место занимает спокойствие. Желательно не смотреть под ноги, лучше вперед, или на горизонт. Важно выбрать дорогу с сильным встречным движением. Проходящие мимо люди будто забирают у меня энергию, но она оказывается отрицательной, и я чувствую себя облегченным. Не помешает столкнуться с неприятным старичком, как бы случайно, виновато извиниться и пойти дальше. Не стоит переживать, что настроение у него скоро испортится. Это лишне. Проделать такой трюк надо два или три раза. Тогда внутри что-то екает, как будто получаешь слабый разряд, потом чувствуешь короткое замыкание и выдыхаешь дымок с накопившимся хламом. Такие же ощущения испытываешь при игре в лотерею, когда монеткой соскабливаешь тонкую полоску фольги с чудодейственными знаками. Билет показывает выигрыш в пару рублей или в цену самой лотереи. Эйфория продолжается лишь мгновение, а потом все встает на свои места. Но подпитку я уже получил, и ее достаточно, чтобы оправдать потраченные деньги. Такой способ случайного столкновения с людьми подойдет не всем, потому что требует излишней смелости и эмоциональных затрат, иногда положительных.

    Особенно ценны семейные пары, неторопливо блуждающие с маленькими детьми в одном со мной направлении. Вдвойне хорошо, когда ребенок не едет в коляске, путешествуя во сне, а идет рядом с родителем, своей крохотной ручкой едва дотягиваясь до отцовского мизинца. Тогда я автоматически сбавляю ход, практически останавливаюсь, и медленно выплываю из-за спины счастливого чада. Он сосредоточенно сосет конфету, ни о чем не подозревая, или тянет за собой машинку, ставшую ему неприятной обузой. Совет прозвучит кощунственно, но тут важно посмотреть ему в глаза и, по возможности, улыбнуться. Потом, не оборачиваясь, ускорить шаг. Ребенок начнет плакать, реветь, затем отпустит веревку любимого автомобиля и окончательно встанет. Родители будут кружить вокруг него, успокаивать и, вероятно, между ними вспыхнет ссора в поисках виновного, а я уже буду далеко, вдыхая легкий воздух.
 
    На моем пути могут повстречаться кошка или собака. Остановишься рядом с усатым созерцателем, делая вид, что намерен погладить ленивца, а сам смотришь кошке в глаза и дразнишь. Потратишь на контакт несколько секунд, и все впустую. Они равнодушны к человеческим уловкам. Такая же ситуация и с собаками: они крутятся вокруг меня, жалостливо сторонятся, а сами не прочь укусить за пятку. Сделав несколько шагов, они начнут лаять вдогонку и посылать оскорбления. В этом случае нельзя замедлять ход и смотреть на них, а лучше переключиться на себе подобного, на человека. Только с ними можно достичь равноценного обмена, пусть и не совсем этичного.

    Пешие прогулки я уже пробовал, и сегодня, несмотря на идеальную погоду, решил зайти в библиотеку. Может быть, эффективнее будет отвлечься за чтением, полистать какой-нибудь журнал или газету. Возьму несколько номеров «Вокруг света», погружусь в дикие саванны Африки или таинственный восток. Статьи с красочными фотографиями помогут выбить дурь из головы. Найду интересные факты, ухвачусь за них и буду гонять по кругу. Надеюсь, этого надолго хватит. Передо мной лежала стопка с периодическими изданиями, и я пытался сосредоточиться на какой-нибудь теме. В зале была полная тишина, только слышны потрескивания люминесцентных ламп да шорохи переворачиваемых страниц. Пальцы непроизвольно застучали по столу, а локти не смогли найти покой, протирая дырки на рубашке. Я облокотился на спинку стула и сильно зажмурил глаза. Ноги затекли. Поочередно согнул их в коленях, затем вытянул и положил одну на другую. Все к черту.
 
   Отраженье страданья на твоем лице, словно прут раскаленный скребет по спине; кто объяснит, почему так случается, если боль твоя растет, то моя умножается. Я резко вскочил и пошел к выходу. «Молодой человек, вы забыли сдать журналы», - эхом послышался голос библиотекаря. Спешно вернулся. Движение, движение, еще раз движение. 


Рецензии