Если чувствуешь себя идиотом, то ты ещё не идиот

       09.09.81 г.
       Корабельный котёл, даже вспомогательный, как на «Видяеве» - самое страшное и роковое устройство для ответственного за его безаварийное обслуживание, в моём случае – для меня лично. Потому что обслуживается он вахтенным у котла, которому свойственно иногда засыпать. И бывает, что это «иногда» совпадает с прекращением по какой-либо причине подачи воды в нагревательный контур. Чаще всего из-за питательного насоса. Проспав такое событие и потом ото сна «вздёрнувшись», моряк, пуще всего на свете боящийся втыка за свой грех, первым делом пытается этот грех покрыть и, запустив второй насос, подаёт воду. Что делать категорически запрещено!!! Трубки котла без воды моментально накаляются и, если в этот момент качнуть в них воду – деформируюся, а то и лопаются. Котёл выходит из строя, командир группы получает НСС*, все вышестоящие начальники – тоже получают кто что, а корабль может быть снят с боевой службы. Ремонт котла производится только в заводских условиях и обходится очень дорого.
       Поэтому котельным машинистам, по-старинке называемым кочегарами, чуть ли не ежедневно вдалбливается в подсознание: если упустил воду – немедленно останови горение котла и не вздумай подавать в него воду! Табличка соответствующего содержания висит на вахте перед его носом! Но у некоторых моряков подсознание находится в области «очка»**, поэтому вперёд в голову прилетает сигнал очкового свойства, отключая память и прочие мыслительные функции.
       Именно такой казус и случился в конце дня 5 сентября. В оправдание моряка можно отметить, что он забылся сном уже в конце двухчасовой вахты. Двухчасовой, а не четырёх, как обычно, потому что при температуре за бортом около плюс сорока, в котельном отделении уже около плюс шестидесяти, то есть натурально баня. К большому счастью, сработала автоматика и подача мазута на форсунки прекратилась с падением давления пара. И только через какое-то время пробудился наш вахтенный и с дури врубил питательный насос.
       «Бычок» узнал об этом вероятно из доклада дежурного механика, прилетел в котельное отделение весь на взводе. Но на удивление, то ли несмотря на жару, то ли благодаря ей, быстро «остыл». Случилось – так уже случилось.
       Котёл потом осмотрели, потихоньку запустили – вроде бы всё нормально. Уже было решили, что пронесло, но эти надежды оказались опрометчивы. Трубки стали подтекать в местах входа в нижний коллектор. Хорошо, что мне пришлось ещё на «Магомеде Гаджиеве», будучи в ремонте, присутствовать при процессе развальцовки трубок в коллекторе котла. Я сразу сообразил, что можно попытаться их таким же образом развальцевать. Сложность только в том, что нет специального инструмента, называемого, кажется, «чеканка». Но успевшая натренироваться инженерная мысль нашла простой выход. Когда вскрыли коллектор, я из хлебного мякиша сделал «колбаску» достаточной толщины, вогнал её в трубку в месте вальцовки и таким образом получил шаблон необходимого вальцевателя. Выточили его на токарном станке и принялись вальцевать, применяя вместо «чеканки» молоток.
       Кэпу пришлось что-то доложить, так как такую долбёжку не утаишь. Что и как Петя Скиба доложил, мне было неизвестно, главное – Точило (так иногда командира, Григория Точинова, уважительно величали), шкуру с нас не снимал.
       Коллектор – это труба диаметром чуть больше метра, котельных трубок - 280 штук. На вальцовку каждой уходило от 5 до 10 минут. Три-четыре трубки – и у тебя в голове сплошной звон, а под тобой – лужа пота. Стучали двое суток, больше всего настучался мой старшина команды Довгуля, вылезавший из котла только пожрать и на пару часов забыться. Он говорит, что даже во сне перед глазами видел только дырки трубок, слышал удары и даже чувствовал отдачу в коленях или в спине (потому что чеканить можно было только на карачках, а верхние трубки – лежа на спине).
       Труды не пропали даром. Вчера опробовали котёл – как новенький! Груз ответственности из тяжкого снова стал дежурно-повседневным.
       Сегодня отметил двадцать дней изменениям в своей жизни и соответственно разлуки с семьёй. Развесил по каюте фотографии жены и дочки. Иногда кажется, что вот только вчера был с ними, а другой раз – как будто уже вечность их не видел.
       Наш корабль продолжает торчать на якоре в точке. Ничего новенького, только ежедневные проблемы и возня с матчастью. Что ни день – всплывает какая-нибудь неисправность, и конца этому радостному процессу не видно.
       Днём всё такое же пекло, но по ночам уже становится свежее и к утру духота рассеивается, дышится легко. Когда выходишь на рассвете на палубу после якорной вахты в ПЭЖе, вокруг такая благодать и красота, что не хочется спускаться в каюту «на покой». Вспомнил про фотоаппарат и сделал несколько снимков. Фотоплёнки взял много, а заниматься фотографией всё некогда. И читать не получается. В начатом было «Красном и чёрном» Стендаля за всё время пройдено 30 страниц. Сегодня первый раз от начала до конца присутствовал на демонстрации команде кинофильма, а то, как усядешься на просмотр, так что-нибудь произойдёт. И фильм этот, называется «Вас ожидает гражданка Никанорова», я раньше не смотрел.

       13.09.81 г.
       По календарю сегодня воскресенье, а у нас, как всегда, рабочий день. Только вечером ожидается отдых и банька.
       Такая однообразная жизнь начинает оборачиваться тоской, а вечные проблемы вкупе с безрадостностью существования расшатывают нервишки. Не раз уже замечал, что легко «взвожусь» и начинаю орать. Орать, конечно, на подчинённых, на начальников это делать противопоказано. Но и с ними, когда достают, всё чаще прорывается лёгкое, на грани корректности, хамство. Пока что кто не замечает, а кто делает вид, что не замечает. А может, в сравнении с предшественником я выгляжу трудягой.
       Когда случается спокойно побыть в каюте, всё больше тянет погрустить и повспоминать о былом, глядя на фотографии. Интересно, готовится ли Татьяна к сессии, теперь некому её заставлять заниматься. Надо бы написать, чтобы не стеснялась моих родителей и пораньше отправлялась к ним в Белгород. Там ей будет полегче с Катюшкой, а бабушке с дедушкой – будет просто счастье повозиться с внучкой. Особенно для бабушки, которая сразу Катюху «захватит» и от себя надолго не отпустит. И всяких фруктов там сейчас навалом, и погода всяко получше, чем на Севере.

       20.09.81 г.
       Прошёл уже месяц, как мне поменяли место службы и текущую жизнь. И уже успело всё приесться. Изо дня в день возня с техникой и с горячо обожаемым личным составом, бессонные ночи, никакой возможности отвлечься. В глазах командования положение дел в моей группе хорошее, но это благополучие очень тяжко даётся.
       Достала жара, хочется прохладной погодки без нещадного солнца. Чтобы дождик моросил. За всё время в Средиземке только разок что-то сверху брызнуло и тут же испарилось на горячем железе.
       Чувство, чем-то отдалённо похожее на воодушевление, вызывает только новость о том, что скоро планируется заход в Ливию.

       25.09.81 г.
       Прошедшие четыре дня «Видяев» гоняли из точки в точку. Мои системы и устройства продолжают «сыпаться». Холодильная установка после нескольких месяцев работы на износ стала выдавать «козьи морды», а вместе с ней напрочь «накрылись» питательные насосы котла. Хорошо, что на всё нашлись комплекты ЗИПа, и на этот раз всё ввели в строй. Но поуродоваться пришлось до потери пульса. После вахты топал в котельное отделение или в рефмашину, покемарить получалось только полтора-два часа до новой вахты.
       В «беготне» по Средиземке был только один, но большой плюс – нам загрузили овощи и фрукты, теперь рубаем вместо консервов свежие помидоры, лук и капусту, к чаю – лимончик. Даже были дыни и арбузы. Все фрукты-овощи из Италии. На внешний вид – писаные красавцы, один к одному, аккуратно поштучно упакованные. И на вкус – объедение. Я уже думал, что в этом году не доведётся отведать арбузов и дынь. Как обещает эс-эс***, вскорости пойдут апельсины и бананы. Понятно, что животные это радости, но других здесь нет.

       27.09.81 г.
       Очередное воскресенье, а отдыха не будет, предстоят разгрузки-перегрузки. Однако сегодня это не огорчает, так как к нам должна подойти плавбаза, на которой служит мой однокашник – Саша Гонтарь. Они возвращаются в Союз после десяти месяцев боевой. С Сашкой я встречался летом прошлого года на Перевалке под Мурманском, когда получал там углекислотные баллоны ещё до ремонта в Югославии.
       Вчерашний день ознаменовался очередной поломкой котельной установки, на этот раз – топливной системы. «Бабахались» с ней со старшиной команды по переменке, чтобы охладиться после 60-градусной «бани» и хоть ненадолго вытянуть ноги. Закончили около двух часов ночи, а в четыре часа – мне на вахту. Что удивительно, уже привык спать урывками, часа по два, и чувствую себя вполне сносно. Иногда даже сразу не могу заснуть, лежу с открытыми глазами и, главное дело, ещё и рассуждаю.
       Ну что ещё? Была первая почта из Союза, но письма получили только те, у кого семья была в Севастополе или кому сразу писали на «Севастополь «Ю-Я» (южный ящик). Следующая почта может быть только недели через две. Арбузы с дынями, помидоры съели, а подвезли огурцы, апельсины и виноград. От винограда можно обалдеть, каждая ягода размером со сливу, вкус и аромат какой-то особый. Может, потому что уже забыл, когда хороший виноград ел.
       Сейчас краем уха слушаю «С добрым утром», передачу пустили по корабельной трансляции для подъёма духа. Здесь очень хорошо ловится радиостанция «Атлантика» для судов загранплавания. Между передачами передают песни по заявкам, заявки разные, а песни одни и те же.

       28.09.81 г.
       Сейчас отходим от ПБ-32. Встретился с Гонтарем, сначала посидели у меня в каюте, потом, пока передавали им топливо, сидели у него. Сашок намного больше меня знает об однокашниках. Кое-кто уже пристроился на тёплые места. Само собой, через своих папочек. Но подавляющее большинство ещё мыкается по флотам.
       Плавбаза идёт на Севера и конечно я вручил Сане свои письма для жёнушки. Ловлю себя на мысли, что завидую ему чрезмерно и ужасно. Он уже почти отмучился, а у меня ещё долгая боевая впереди.

       01.10.81 г.
       Пришёл октябрь. В ноль часов переставили стрелки на час назад. Выходит, на целый час жизнь прибавилась. Но весной этот час отнимут. Попользовались – и хватит.
       Бросаю курить и второй день по утрам делаю несколько йоговских упражнений. В здоровом теле – здоровый дух. Ежели тело в загоне, да ещё и с духом плоховатенько – совсем труба.
       Вчера к нам швартовался кораблик, пришедший из Севастополя, перегружали почту. Я было воспрянул с надеждой получить весточку, но напрасно. Ничего нет.
       Ночью не мог заснуть, больше часа просидел наверху. Жара немного спала, подул ветерок, небо заволакивает тучками, но дождя нет.

       05.10.81 г.
       Сегодня явственно ощутил, как всё надоело, значит …устал. Есть другое слово, более точно передающее моё состояние, но оно ненормативное. Всё делаешь как робот. Иногда ненадолго появляется своеобразный интерес, скорее рабочий азарт, а как сделал – тут же уходит и даже не успеваешь почувствовать удовлетворения от очередной такой «победы». Каждый божий день что-нибудь ломается и никакого просвета даже в большом отдалении не видать. И действительно, «Фёдор Видяев» какой-то несчастливый, об этом многие говорят.
       Мой бычок объясняет это тем, что наши жёны неустанно его проклинают. Продолжая развивать эту теорию, Петя сокрушается, что дуры-бабы не понимают своего рокового воздействия на несчастный «пароход». Лучше бы они слали проклятия, когда корабль ненадолго бывает у причала. Но когда мужья на берегу, бабы довольны и все довольны, и на корабле ничего не ломается. А как уходит в море – снова начинают крыть «Фёдора» на чём свет стоит, вот он и разваливается. Это, конечно, грустная шутка человека, который из более чем четырёх лет службы был на берегу в общей сложности менее года.
       На этот раз, судя по тому, как мы замечательно плаваем, можно надеться, что это последняя боевая служба «Фёдора» в ближайшие 2-3 года. До прохождения очередного текущего ремонта – как минимум.
       Не дают покоя мысли о том, как поживают мои девчонки. Уже прошло полтора месяца, а никаких известий нет. Бог мой, что бы я только сейчас не отдал, чтобы получить хотя бы письмецо в конверте! Ведь одолевают всякие беспокойства: может какая-нибудь загвоздка с получением квартиры, или деньги не выплачивают по оставленной мной доверенности?
       И уже несколько дней подряд мне снятся сны про то, как я ухожу в отпуск. Места отпуска каждый раз меняются. Первый раз отдыхал на родине в Белгороде, второй – непонятно где, совершенно незнакомая местность. Третий раз снилось, что мы с Таней стоим на смотровой площадке Исаакиевского собора, смотрим на город, а погода – чисто питерская, небо в тучах и мелкий дождик.
       А на Средиземном опять печёт солнце. К полудню железо нагревается и начинается «разложение» от духоты. Преследует лень, руки-ноги ворочаться не желают. Когда более-менее прохладно, то совсем другое дело, можно выползти на палубу, освежиться, взбодриться – и с матюками снова падать в свои трюма.
       ПБ-32 всё ещё болтается невдалеке от нас и, говорят, двинется домой только через неделю. А я-то надеялся, что моё письмо, которое я вручил Саше Гонтарю, дойдёт быстрее всех.

       11.10.81 г.
       Ночью должен был подойти танкер с почтой из Севастополя, но где-то подзадержался. Народ маринуется в ожидании, на мордах одновременно и задумчивость, и одухотворение предвкушения. И я тоже думаю, что на этот раз всё-таки будет мне хоть одно письмецо. Душонка прямо-таки визжит и трепещет.
       Немного воодушевило так же объявление командира о том, что в этой точке нам осталось стоять всего три дня, после чего выдвигаемся к Ливийскому берегу. На следующей неделе будем разгуливать под пальмами и глазеть на жизнь наших развивающихся друзей. Но почему-то верится с трудом, корабельная жизнь учит доверять только свершившимся фактам.

       13.10.81 г.
       Почта вчера наконец приплыла, большинство мужиков что-то получили, а мне писем нет. В провокаторе – уме уже стали отслеживаться всякие версии. Например, что с квартирой нас с Татьяной надурили, а теперь письма жены перехватывают, чтобы я об этом не узнал. Но потом сообразил, что и от родителей писем нет, а они-то живут всяко ближе к Севастополю, чем моё семейство. Тем не менее, от наступившего расстройства меня обуяла бессонница. Дважды ночью вылазил наверх подышать и развеяться, но не получалось унять озноб беспокойства на душе. Заснул уже с началом рассвета, а по подъёму сразу впал снова в какое-то дурацкое возбуждённое состояние, и спать не хочется, только голова – как бубен.
       Следующая почта ожидается только к ноябрю. Надо как-то успокоиться, всё равно уж делать нечего, окромя как ждать.
       Сегодня снялись с якоря и пошли в другую точку на проверку перед заходом в инопорт штабом эскадры. По дороге планируется ещё передавать полученные с танкера ГСМ, воду и почту на несколько наших кораблей.

       17.10.81 г.
       Прошедшие трое суток занял переход к порту Тобрук в Ливии. Сейчас стоим недалеко от берега, вылизываем и красим корабль. Штаб оперативной Средиземноморской эскадры нас с пристрастием проверять не стал, просто четверо начальников во главе с заместителем командира эскадры переселились к нам на борт.
       Непосредственно перед их прибытием с корабля-флагмана привозили ансамбль ЧФ «Волна», они дали большой концерт. И пели, и плясали, даже был артист оригинального жанра, проще сказать – фокусник.
       Завтра утром должны двинуться к берегу. Уже ознакомили нас с программой визита. Планируются экскурсии, причём в разные места. И каждый день – выход в город. Будут соревнования по плаванию и футбольный матч с ливийскими моряками, а также отдых на пляже.
       Надо отметить, что у меня стало появляться свободное время. Может быть потому, что более-менее наладил своё «хозяйство». Заканчиваю читать третью книжку, после Стендаля прочёл «Жду и надеюсь» и «Тревожный месяц вересень» про войну. Мечта идиота начинает сбываться? Однако, теперь уже думается, что совсем не в этом мечта, даже идиота.  Если нет работы и если себя чем-нибудь не занимать, то наезжает лирическое настроение, становится себя жалко, начинаются сожаления и воспоминания. Взгляд падает на полотенце – и вот уже вспоминаю, как мы вместе с Танькой купили его в Полярнинском Доме торговли. Беру шариковую ручку, которую приобрёл в Белгороде – мыслями возвращаюсь в отпуск, встречаю Татьяну после занятий в пединституте, а потом мы заходим в кафе «Бригантина», в котором превосходное мороженое со взбитыми сливками и шоколадной крошкой. Или гуляю с дочкой и чуть не наяву вижу, как она идёт по дорожке парка, притопывая и размахивая ручонками.
       Утешение одно: если чувствуешь себя идиотом, значит ты ещё не идиот.   

*     неполное служебное соответствие, самое строгое взыскание до снятия с должности
**   распространённое название заднепроходного отверстия
*** службы снабжения


Рецензии
Прочитала Ваш рассказ "Если чувствуешь себя идиотом, то ты еще не идиот". Очень впечатляет и радует, что на флоте служат сильные и закаленные духом, выдержанные, терпеливые и стойкие люди. Эти качества характера не у всех и не всем даны, поэтому я считаю, что не каждый может стать моряком. Морская служба это хорошая школа взаимной поддержки и сплоченности, ведь без них не получится выполнять ни сложные, ни простые задачи. Гордость за наших моряков переполняет чувства. Спасибо за рассказ.

Татьяна Июльская   14.07.2021 15:20     Заявить о нарушении