Человек с матрасом

По середине двора сидел человек с матрасом. Он смотрел на матрас, пожимая плечами, развернул его, еще немного посидел, потом сложил  вчетверо, положил на голову, и, придерживая матрас двумя руками, медленно побрел по направлению к дороге.

Навстречу ему бежала собака. У нее не было хозяина, и она, понюхав человека, пристроилась за ним. Она бежала, соблюдая дистанцию, чтобы он не подумал, что она с ним, но чтобы другие решили  -  она нашла себе хозяина. Так они шли еще минут десять, пока человек не заметил ее и не крикнул:
- Пшла отсюда! У меня нет ничего для тебя! Ты что не видишь – я сам голодный!
Человек тоже шел в неизвестном направлении, он еще не знал, куда его сегодня занесет нелегкая. И он тоже делал вид, что идет по делу, неся свою ношу. Собака не отставала от него, она, словно встретив родственную душу, не реагировала ни на какие уговоры оставить человека в покое.

Человек знал, что бездомные собаки боятся, когда на них замахиваются рукой. Стоит лишь приподнять руку, и собака тут же бежит прочь. Но руки его были заняты, и он продолжал ворчать себе под нос.
- Но подумай сама, куда я с тобой денусь. Кормить мне тебя нечем. У меня, правда, ничего нет. – Он даже остановился, чтобы посмотреть на нее. Но собака тоже остановилась на расстоянии и присела.
- Вот видишь, ты можешь присесть, а я нет, потому что у меня в руках ноша. Ну, почему ты не понимаешь? От меня тебе не будет никакой пользы. Мы не нужны друг другу. - Собака продолжала смотреть на человека преданными глазами и не двигалась с места.

На улице было холодно и, чтобы не замерзнуть, человек продолжил свой путь. Он дошел до семнадцатиэтажного блочного дома, положил матрас на землю и позвонил в домофон. Ему ответил грубый мужской голос.
- Да!
- Друг, слушай, можно переночевать?
- Нет, у меня жена вернулась.
- Ну, извини тогда. – Человек нажал на сброс, а собака все сидела рядом и не отходила.
- Вот видишь, даже друг отказал. И что мне теперь делать?
Собака подошла ближе, понюхала матрас, потом потерлась о брюки, завиляла хвостом, и снова присела рядом. А человек взял свою ношу и пошел дальше.

Человек и собака долго шли, не чувствуя холода, по темным улицам, по грязным лужам, по ночному городу. Может быть час, а может и больше. Человек давно потерял свои часы. Он совсем не знал, сколько теперь времени и какой день недели.
Неожиданно он остановился рядом с пятиэтажным домом и снова позвонил в домофон:
- Мать – это я. Впусти. - Домофон запищал, человек открыл дверь, потом поднял свой матрас, и уже было хотел не пустить собаку, как увидел ее на лестнице. Она уже давно проскочила в теплый подъезд.
Дверь открыла маленькая сгорбленная женщина. Он посмотрел на собаку, которая прижалась к его ногам, словно просила не оставлять ее одну.
- Мать, я не один.
- Что? – Не расслышала женщина. Человек еще раз крикнул:
- Нас двое!
Женщина посмотрела на собаку, улыбнулась, потом посмотрела на сына, на его матрас и покачала головой.
- Мать, я только на одну ночь. Можно?
Женщина ничего не ответила, она открыла дверь шире и двое уставших странников зашли внутрь.

Собака села в прихожей, ожидая приглашения, а человек по-хозяйски зашел в квартиру и бросил свой матрас посреди единственной комнаты.
- Выпить ничего нет? – Спросил человек, но женщина опять не расслышала. Она позвала собаку в ванную. Та послушалась. Женщина скомандовала рукой прыгнуть ей в ванну, но собака пригнулась, ожидая удара. И, только когда поняла, что бить ее не собираются, она запрыгнула в ванну и почувствовала теплую воду на своей спине.

Человек прошел в кухню и сел на стул. Он устал.
- Что опять тебя выгнали? – спросила входящая женщина. За ней прошла чистая собака, которая решила отряхнуться, и брызги полетели во все стороны. Потом собака прошлась по квартире, обнюхала все и залезла под кухонный стол.
Женщина достала из холодильника гречневую кашу, подогрела ее. Половину отдала сыну, а вторую высыпала на газету собаке. Собака не сразу притронулась к еде. Только после того, как человек сказал: «Ешь!» Она стала жадно глотать кашу, которая то и дело просыпалась на пол.
- Выпить есть? – еще раз спросил человек. Женщина пошла в комнату. Достала из серванта бутылку, и поставила ее перед сыном. Собака быстро все съела и, устроившись около ног человека, уснула под шум их разговора. Ей снился коричневый лакированный паркет, по которому она бежала за мячиком. Маленькая девочка, которая кричала: «Ко мне! Дай лапу!» И последнее: «Она меня укусила!»
А человек выпил рюмку водки, заел ее кашей. Ему полегчало.
Женщина сидела молча, наблюдая за сыном, то и дело покачивая головой. Потом достала из шкафа папиросы, и человек закурил. На мгновение ему показалось, что все не так уж и плохо, и он налил себе еще рюмку. Женщина закрыла бутылку и положила ее в шкаф.
- Что теперь делать будешь? – спросила она. Человек не ответил. Он не знал ответа на этот вопрос. Он молча дожевывал кашу. Тепло разлилось по его телу, папироса успокаивала нервы. Он вытянул ноги, совсем забыв про собаку. Собака взвизгнула спросони и отскочила в сторону.
- Извини, я не хотел. – Собака побрела в коридор и улеглась там.
- А с ней мне что теперь делать? - Человек знал, что у матери нет возможности содержать животное, да и его тоже. Он задумался. Посмотрел на пустую рюмку, и решил, что больше не будет.
- Я больше не буду, мать.
- Ты так говорил уже много раз, -  спокойно сказала женщина и пошла в комнату. Ей нужно было уложить сына спать.
- А это откуда притащил? – спросила она, глядя на матрас.
- Я его купил.
Женщина развернула матрас, постелила на него чистую простынь, положила подушку и плед. Ночлег был готов.

Утром человек вымылся, причесался. На стуле лежала его одежда  чистая и выглаженная. Он сложил свой матрас, позвал собаку и направился к двери.
- Куда ты теперь? – спросила женщина. – Может, позвонишь ей?
- Нет, - буркнул он себе под нос, потом поцеловал мать, - не переживай, все будет в порядке.
Мать заплакала.
- Сынок, не уходи! Мы проживем. Ну, куда ты пойдешь с этим матрасом? – Человек старался не смотреть на нее, позвал собаку, но та заупрямилась, она не понимала, почему ее новый хозяин решил уйти от тепла и еды. Тогда он приказал ей, и собака пошла за ним.
Женщина еще долго смотрела в окно, глядя на удаляющегося с матрасом сына и на собаку, плакала, потом в ее глазах появилось смирение, она села в кресло и о чем-то задумалась.
2000 год.


Рецензии
Грустная история, и похоже, что её большая и главная часть - осталась "за кадром". Удачи,

Борис Высоцкий   26.11.2013 00:00     Заявить о нарушении
На самом деле однажды я выглянула в окно и увидела человека, в руках которого был матрац. Меня настолько сильно это впечатлило, что я представила, а куда он идет и откуда.

Наташа Леончик   10.12.2013 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.