Трагедия поколения - это трагедия страны. Часть 2

   Можно выделить несколько основных причин столь низкой эффективности всех мер, направленных на защиту подрастающего поколения. И все эти причины на первом месте.
 1.Изменение положения детей и молодежи невозможно без изменения общей социально-экономической ситуации в стране. В "Национальной стратегии" отмечается: "Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности". А это значит - плохое питание, медицинская помощь, ограничение доступа к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху.

Важнейшей проблемой является нехватка педагогических кадров. И с каждым годом эта проблема будет обостряться. Потому что молодые педагоги в детские учреждения работать не идут. А в период либерализации предприняты все меры, чтобы советские педагоги оттуда ушли.

Лет 10-15 назад я обратилась в бюро занятости с целью устроиться на работу в детский дом или дом малютки. Сотрудница бюро мне категорично сказала: "Вы там работать не будете". Я стала настаивать, объяснять, что на высокую зарплату я не рассчитываю. И тогда она назвала мне "зарплату", размер которой был равен цене месячного проездного билета на городском транспорте, и добавила: "Там работают одни пьяницы". То есть, чиновники от образования не могли допустить, чтобы такая "зарплата" была в школе или в детском саду - родители возмутились бы. А в этих учреждениях возмущаться некому.

Либеральные экономисты и руководители, для которых важнее всего создание конкурентной среды и свободного рынка, а также благоприятного инвестиционного климата, должны бы понимать, что расходы на "социалку" - это расходы на воспитание будущих потребителей, будущих налогоплательщиков, будущих охранников и военнослужащих. Если слово "дети" им непонятно.
 Таким образом, нет никакой "социалки", отдельной от экономики.

 2.Общая криминогенная обстановка, "открытость" страны мировому сообществу усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией, детским алкоголизмом и наркоманией. В этом направлении принимаются определенные меры. Например, большое значение имеет принятие законов, регулирующих рекламу алкогольной продукции и табачных изделий, закона, запрещающего вывоз детей-сирот в США, создание нового органа исполнительной власти - Госнаркоконтроля России. Но это лишь первые шаги на этом труднейшем пути. И препятствовать здесь будут наркобизнес, порнобизнес, секс-бизнес и другие мощнейшие криминальные структуры.

 3.Изменение системы ценностей, сложившихся в обществе. То есть господствующего представления о том, что считать хорошим и правильным. Система ценностей - это система ориентиров в социальной действительности человека. Сейчас это ориентация на личный успех, индивидуализм, приоритет материальных ценностей. Материальные ценности выступают в качестве критерия успеха и меры способностей личности.

 4.Переход к "новой", "современной" системе воспитания, отказ от классических правильных теорий, подтвержденных многолетним опытом и исследованиями.
"В настоящее время в педагогике происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию". "Общая черта наиболее известных теорий воспитания - их гуманистическая направленность, ориентированность на воспитание свободной саморазвивающейся личности".
Вот одна из концепций (Московский гуманитарный университет).
"Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений".
Основные причины, актуализирующие проблему в нынешнем российском обществе:
Возникновение в России катастрофической социально-педагогической ситуации, разрушение системы традиционных ценностей, возникновение феномена бездуховности, активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающего попытку духовного покорения России "мирным" путем (я бы сказала - уничтожение России руками самих россиян).

И все вроде бы правильно. Но что же противопоставляется навязываемым западным ценностям?
"Идеального молодого россиянина наших дней должно характеризовать а)стремление к успеху; б)воля к победе; в)принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; г)преданность национальной идее.
Главный системообразующий элемент всех ценностных ориентаций здесь - успех."
Но возникает ряд вопросов: каковы же критерии успешности? Успешность по сравнению с кем? Можно ли назвать успешными слесаря, бухгалтера или дизайнера? И на эти вопросы надо отвечать не в научных трудах, а молодым людям. И поверят ли они всем рассказам об успешных медсестрах, инженерах и профессорах, видя, каковы ценности современного общества?

Анатолий Артюх в статье "Детские суициды - проклятие нашей страны" среди других причин самоубийств детей и подростков называет прессинг успеха, безостановочную гонку за успехом.
Как отмечается, эти новые теории воспитания и развития личности создаются на основе педагогических, философских,психологических, естественнонаучных теорий. Многими школами в теории воспитания представлено популярное направление философии - экзистенциализм. Это направление признает личность высшей ценностью мира, провозглашает уникальность каждого человека, который находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.
То есть индивидуализм, "война всех против всех", вместо солидарности и взаимопомощи. Это воспитание людей, ненужных, враждебных друг другу, способных самоутверждаться только путем унижения других.

   Каковы же методы воспитания этих "идеалов"?
В современной педагогике понятие методов и приемов воспитания заменяется понятием "технология" (хотя ряд педагогов-исследователей отвергают саму возможность существования понятия "педагогическая технология"). Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения "на выходе"продукта с заранее заданными свойствами. Технологии можно разделить на промышленные и социальные. В социальной технологии исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются его физические, психические или личностные характеристики. Педагогические технологии - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. В каждой воспитательной технологии используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели.
 
Важный вклад в разработку современных методик и технологий воспитания вносит такая психолого-педагогическая теория как бихевиоризм. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. "Классический бихевиоризм внес в педагогическую науку положение о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы дополнили цепочку "стимул-реакция" положением о подкреплении:"стимул-реакция-подкрепление".
Может быть точнее эти "новые" методики назвать дрессировкой? Дрессировка - комплекс обучающих действий, основанных на инстинктах.

   При таком разнообразии систем воспитания создается впечатление, что педагоги и родители могут сами выбрать систему, по которой будут воспитывать своих детей.  Но этому препятствуют система общественных ценностей и законодательные меры.
В октябре 2012 года Российская Федерация присоединилась к странам, подписавшим Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Статья №6 этого документа требует от каждой стороны принятия законодательных и иных мер, направленных на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией. Информация дается в более широком контексте сексуального просвещения. Учебников и отдельных программ для школьников по сексуальному просвещению не существует. Эта проблема интегрирована в другие более широкие разделы.

Таким образом, родители могут и не знать, какую информацию получает их ребенок в школе. А программа полового воспитания может выступать в качестве адаптации ребенка к "сексуальным злоупотреблениям" и направленности на половую жизнь в раннем возрасте, а также на формирование восприятия окружающих людей как сексуальных объектов.

"Национальная стратегия" разработана с учетом "Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка", которая включает следующие основные цели: способствовать появлению дружественных к ребенку услуг и систем, искоренение всех форм насилия в отношении детей...
 А что значит "дружественные к ребенку" услуги и системы? Например, "дружественное" правосудие?

К формам жестокого обращения относятся формы психологического насилия: "обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов", "отсутствие любви и внимания к ребенку, унижение его человеческого достоинства"...

А кто будет выступать в качестве судьи? Кто будет отвечать за последствия безнаказанности? А ведь последствия безнаказанности могут быть гораздо страшнее самого наказания.
 
   Почему же либеральные чиновники так боятся классической системы воспитания? Либералы, вслед за олигархами, считают, что если новое поколение будет высокообразованным, культурным и по-настоящему гуманным, то отнимет у них власть и собственность.
В настоящее время мы можем наблюдать и в нашей стране и в других странах сверхжестокие злодеяния и расправы как над бизнесменами, так и над представителями  власти (в Ливии, например). Также зверски они расправляются потом друг с другом. Это все совершается от высокой культуры, нравственности и образованности?

   На сайте "Защита детей от вредоносной информации" я прочитала: "Лучший способ защиты детей - правильное воспитание, умение отличать хорошее от плохого". Но для этого сами взрослые должны достичь согласия в основных, фундаментальных вопросах.

    Я помню немало студенческих песен и куплетов последнего десятилетия советского периода - веселых, остроумных и жизнерадостных (не буду их даже приводить, потому что контраст просто убийственный). И помню две строчки, написанные в 90-е годы на столе в аудитории одного из лучших вузов страны:
        Очередь за солнцем на холодном ветру,
        Кто сядет на колеса, а кто - на иглу.
 Это ли не трагедия поколения?

 

 


Рецензии
Очень полезная и актуальная статья! С уважением.

Лена Дубровская   06.09.2013 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, на добром слове.
С уважением,

Нина Мелодина   06.09.2013 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.