Лезгинка от тамары

ЛЕЗГИНКА ОТ «ТАМАРЫ». ГРУЗИНСКИЙ ДИВЕРСИОННЫЙ ОТРЯД ПОГИБ ПОД КРЕМЕНЧУГОМ

November 24th, 2010

Газета «Кремінь», N 44, четвер, 4 листопада 2010 року

Тема героизации нацистских преступников, воевавших сначала в германском Вермахте, а на исходе Великой Отечественной - и в составе «Абвера», или в повстанческих националистических отрядах, сегодня стала популярной во многих странах бывшего СНГ. Раньше советская пропаганда деликатно обходила эту тему, и документы содержались в строгой тайне, за семью печатями сберегались в архивах НКВД и КГБ. Недавно печати секретности с ящика Пандоры сорвало Министерство Внутренних Дел Грузии.
 
Вы спросите, какое отношение данная тема имеет к Кременчугу и почему мы её затронули? Са­мое, как выясняется, непосредствен­ное. И весьма неожиданное.
Однажды, просматривая материа­лы и научные публикации Тбилисского Государственного Университета, ав­тор статьи наткнулся на интересней­ший материал, связанный с военной историей в период 1942-1943 годов. Сведения шокировали и поражали. Вступив в переписку, мы получили следу­ющие сведения: «В 1943 году, незадолго до освобождения Кременчуга Крас­ной Армией, отряд грузинских дивер­сантов «Тамар-1» в количестве восьми человек был заброшен на территорию Центральной Украины, в район Чечелево, под Крюковом».
Оставшись в незнакомой мест­ности и, по сути, оказавшись один на один с ситуацией, в итоге грузины пе­решли на сторону партизан, присоеди­нившись к отряду под командованием Бондаря. Как свидетельствуют доку­менты, все восьмеро погибли в бою с немцами на подступах к Кременчугу.

На своих официальных сайтах МВД и Министерство Обороны Грузии поместили фото добровольческих разведывательно-диверсионных подраз­делений специального назначения. Они входили в состав Абверштелле - германской военной разведки, и были сформированы в марте 1941 года, перед началом нападения Гер­мании на СССР. Состояли они из числа эмигрантов, проживав­ших в Европе (большей частью - во Франции). Эти особые подразделения были засекречены под невинным на­званием «Организация «Тамара», в честь грузинской царицы Тамар, при которой Грузия, в средневековье, была сильным в Закавказье государством. МВД сопроводило фотоснимки раз­вернутым комментарием.

До сих пор остаётся невыяснен­ным ряд вопросов: почему диверсионный отряд «Та­мара» был заброшен под Кременчуг? Почему изложенные факты до сих пор не были известны нигде, кроме Тбилиси, как погибли все эти люди и где покоятся? Кто может сегодня засвидетельство­вать и подтвердить изложенные фак­ты, живы ли очевидцы тех событий?
И главное, что побудило хорошо под­готовленных диверсантов перейти на сторону Красной Армии?

Как видим, вопросов больше чем достаточно. В  кременчугском городском краеведче­ском музее «что-то краем уха слыша­ли», но никакими сведениями не рас­полагают.
Переписка с историками продолжается, и мы надеемся, что она прояснит многое. Мы обязательно поведаем об этом.

История же раскрывает свои тай­ны и проясняет новые факты.

Ещё до непосредственного введе­ния в действие плана «Барбаросса», верховное командование Вермахта, в преддверии войны против СССР, поручило руководству военной раз­ведки — Абвера подготовиться к осу­ществлению ряда спецопераций на территории Грузии и за её пределами. Целью данных операций являлось, в момент приближения Вермахта к границам Грузии, в сотрудничестве с местными повстанцами дестабилизи­ровать тыл советской военщины, об­легчив, таким образом, освобождение Грузии и Закавказья от большевизма. В результате этого, буквально за два дня до начала боевых действий на германо-советском фронте, появился следующий документ, подписанный начальником отдела спецопераций "Абвер" генералом Эрвином Лахузеном: «Для выполнения полученных от 1-го оперативного отдела военно-полевого штаба указаний о том, чтобы для использования нефтяных районов обеспечить разложение в Советской России, рабочему штабу «Румыния» поручается создать организацию «Та­мара», на которую возлагаются следу­ющие задачи:

1. Подготовить силами грузин организацию восстания на тер­ритории Грузии, в Закавказье и дестабилизацию ситуации за его пределами...».

Нынешние тбилисские историки восторгаются: «Факт, неопровер­жимо свидетельствующий о том, что основным мотивом, привед­шим грузинских эмигрантов в ряды разведывательно-диверсионных групп "Абвера", было стремление к политической независимости Гру­зии, а отнюдь не принятие ими иде­ологии или практики германского национал - социализма». И далее цитируются воспоминания одного из грузинских диверсантов о нача­ле боевого пути «Тамары»:
 «...руши­лась Советская империя. Наша ра­дость и надежда в связи с тем, что вскоре Грузия будет свободна от рабства, была настолько сильной, что мы все, в случае необходимо­сти, были готовы погибнуть во-имя Отечества».

«Царственное» спецподраз­деление из отборных диверсантов начинало боевую деятельность в Ки­шиневе, затем переместилось в Ни­колаев, далее в Мелитополь, Полтаву, а затем - в Крым. К концу августа 1942 года, когда линия Восточного фронта непо­средственно подошла к Главному Кав­казскому хребту, руководством Абве­ра было принято решение о введении «Тамары» в действие непосредственно на территории Грузии, в Закавказье и за его пределами.

Момент для переброски диверси­онных подразделений «Тамары» на родную территорию был выбран удач­но и в наиболее подходящий момент для выполнения главной задачи - ор­ганизации «народного восстания». Со всей полнотой об общественно-по­литической ситуации, сложившейся в Грузии в этот период, сообщает архив­ный документ под названием «Данные о результатах работы НКВД Грузин­ской ССР по борьбе с бандитизмом и дезертирством в период Отечествен­ной войны», составленный народным комиссаром внутренних дел республи­ки - Григорием Каранадзе незадолго до окончания второй мировой войны. Согласно данному источнику, в 1942 году, то есть тогда, когда линия фронта вплотную подошла к границам Грузии, органами госбезопасности Грузин­ской ССР были ликвидированы более 19 тыс. человек - из «бандгрупп», «банд-одиночек», «вооруженные неле­галы», «бандпособники», «дезертиры» и т. д., то есть туда попали, прежде всего, идейные противники совет­ского режима. Таким образом, надо полагать, что большое количество из этих более чем 19 с половиной тысяч человек, беспощадно «изъятых» ор­ганами безопасности в 1942-43 гг., на самом деле являлись грузинскими патриотами-повстанцами, вся вина которых заключалась лишь в их не­желании проливать свою кровь для защиты советской империи.
Эти люди потенциально являлись союзниками Вермахта, в котором, объективно говоря, большинство из них не могло не видеть освободителя от великодержавного Кремлевского ига».

Явный или скрытый антисоветизм части населения тыловой Грузии и сам факт существования грузинских добровольческих подразделений в составе Вермахта подвигнул И.В.Сталина и его окружение на возможное рас­смотрение проекта принудительного выселения всех грузин из республики и депортации их в Казахстан и Сибирь. Очевидцы вспоминают медленно ска­занную тогда Сталиным фразу: «Ну что ж, если к этому есть основания, то они (грузины) должны быть выселены». Против тогда выступил Вячеслав Мо­лотов, после чего эта тема была за­крыта.

Командование Абвера постави­ло перед «Тамарой» цель установить связь с националистически настроенными лицами среди местного населения, создать на их основе повстанческие организации, способные оказать по­мощь Вермахту во время вступления немцев в Грузию.
Для этого в Западной Грузии по­явились с парашютами четыре группы диверсантов по семь человек каждая, где командир и радист были немца­ми, остальные - грузинами, отлично ориентирующимися в родных местах и имеющими там близких родственни­ков. Вооружены гитлеровцы были до зубов, с запасом взрывчатки, компа­сами и картами, красноармейскими документами и формой, советскими деньгами.
Однако после «приземления» их ждал катастрофический провал. Боль­шинство, как цыплят, переловили ис­требительные батальоны из местного населения или перестреляли при со-противлении. Ускользнувшим отка­зались помогать родственники - они были арестованы. Остальные пыта­лись по картам и компасу вырваться из западни и уйти к немцам, но, види­мо, выбрали неправильное направле­ние и, в итоге, были задержаны и осуж­дены по суровым законам военного времени.

На сайте МВД Грузии провал операции «Тамара» объясняют «ува­жительными причинами»: «Если большинство территории Северного Кавказа осенью 1942 года было ос­вобождено германскими войсками, Грузия, являясь в то время основным тылом и базой Закавказского фронта, была буквально нашпигована совет­скими войсками и разведчиками. В отличие от чеченцев, до сих пор про­являющих упорство в борьбе против Кремля, население Грузии в период второй Мировой войны было крайне забито, обескровлено репрессиями 1937 г. и терроризировано советским ре­жимом. Однако, именно в силу этих причин, должно с благодарностью от­носиться к людям, ценой собственной жизни пытавшимся бороться за не­зависимость Грузии в один из самых тяжелых и трагических периодов ее истории».
И высокопарно, пафосно провозглашают: «Вечная память героям-добровольцам, павшим во-имя свободы и независимости Сакартвело и Закавказья!».

Грузинские легионеры воевали в составе особого соединения Вермах­та - «Бергманн» («Горец») - специаль­ного диверсионного полка «Бранденбург-800» на Восточном и Западном фронтах, участвовали в карательных операциях против партизан на Бал­канах, в Украине, Франции и Италии. Всего их было немного - общим чис­лом до 20 тысяч. Причем, всюду они сражались ожесточенно и часто до по­следнего патрона, так как не ожидали никакой пощады.
На исходе войны, как верные за­щитники интересов Рейха, они удосто­ились чести войти отдельными частя­ми в войска СС. Официальный приказ о создании Кавказского соединения войск СС был отдан Гиммлером в декабре 1944 года. В эту дивизию Абвера входил 4-й Грузинской полк под командованием полковника - кня­зя Фридона Цулукидзе, которому, как и его коллегам, было присвоено зва­ние ваффен-штандартенфюрера СС.
17 марта 1945 года рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий Розенберг, от имени пра­вительства Третьего рейха, признал Грузинский национальный комитет эмигрантов (считавшийся правитель­ством Грузии в «изгнании»), затеявший и активно инициировавший создание грузинских подразделений в составе войск СС, «в качестве единственного представительства грузинского на­рода». То есть, власти Третьего рейха юридически признали независимость Грузии.
Ликование грузинских наци­стов, по известным причинам, продол­жалось недолго... Теперь им, немного­численным, оставшимся в живых, и их нынешним приверженцам офици­альный Тбилиси выказывает любовь, уважение и полную поддержку. У Грузии теперь новые герои, новые ориентиры и но­вые приоритеты.

Tags: Тайны войны


Рецензии