Новые правила ПДД в Украине - что к чему?

     Кабинет министров Украины опубликовал полный текст Постановления об изменениях в Правилах дорожного движения, которые вступят в силу 15 апреля 2013 года. По сути это было скорее не изменение, а уточнение терминов, что к чему относится. Мы решили поближе рассмотреть, какие именно изменения появились в новых Правилах, для простоты понимания систематизировали самые интересные на наш взгляд и попросили прокомментировать  Начальника Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины генерал-майора милиции Будника Сергея Ивановича.
     Начнем с начала, то есть с первого параграфа ПДД. В него включены новые определения, в частности:
     Газон – участок однородной территории с дерновым покрытием, который искусственно создается путем посева и выращивания дернообразующих трав (преимущественно многолетних злаков) или одернования – что конкретно имелось в виду в этом изменении Сергей Иванович?
     -  Это определение появилось в ПДД в связи с тем, что стоянка на газонах отныне запрещена Пунктом 15.10. Однако есть нюанс – если автомобиль стоит на газоне придомовой территории, формально это является нарушением Правил, правда  на деле оштрафовать за это владельца транспортного средства будет сложно, поскольку придомовые территории к юрисдикции ГАИ не относятся.
     Дневные ходовые огни – внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средств,  установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток – то есть, теперь будем ездить  днем с «ближним светом»?
     - Это определение предшествует, пожалуй, одному из самых важных нововведений в ПДД, который ставит своей целью повышение безопасности движения. Речь идет о Пункте 9.8, в соответствии с которым «с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства - ближний свет фар». Такое правило действует во многих странах, а в некоторых оно даже более жесткое. Насколько это эффективно? Статистика говорит, что в странах, где движение с включенными дневными ходовыми огнями стало обязательным, количество ДТП сократилось.
     Оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, которые вызвали необходимость проведения работниками милиции мер по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средств  - по этому пункту все ясно, ну а если автомобиль совершил ДТП, а потом отъехал куда-то и вернулся на место ДТП через время?
    -  Введение такого определения дает четкое понимание того, что считается оставлением места ДТП. Правда уже была в сети интернет критика, что, дескать, это открывает возможность для разного рода манипуляций, вплоть до покидания места ДТП и лишь потом предоставить автомобиль для экспертизы, выполнив, тем самым, требование Правил. Это не так. Пункт Правил 2.10 «а» (негайно зупинити транспортний засіб і залишатися на місці пригоди) никто не отменял. Другими словами покинуть место ДТП это по-прежнему является серьезным нарушением.
      Пункт «Перевозка детей» - какие в нем изменения?
     - Дабы повысить безопасность перевозки организованных групп детей,  в новых Правилах введены дополнительные меры обозначения транспортных средств. Отныне на транспортном средстве с опознавательным знаком «Дети» во время посадки (высадки) в (из) него пассажиров должны быть включены проблесковые маячки оранжевого цвета и (или) аварийная световая сигнализация. Приближаясь к транспортному средству с опознавательным знаком «Дети», которое остановилось с включенными проблесковыми маячками оранжевого цвета и (или) аварийной световой сигнализацией, водители транспортных средств, движущихся по смежной полосе, должны снизить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы избежать наезда на детей.
     Как и в прочих случаях использования оранжевых проблесковых маячков, наличие таковых на транспортных средствах с опознавательным знаком «Дети» не дает преимущества в движении.
     Пропусти разворачивающегося – в какой дорожной ситуации должно выполняться это требование Правил?
    - В пункт 10.4 добавлено предложение такого содержания: «Водитель, выполняющий поворот налево, должен уступить дорогу попутным транспортным средствам, которые двигаются впереди него и выполняют разворот». Проще говоря, прежде, чем повернуть налево, водитель должен убедиться в том, что автомобиль, находящийся впереди него, также выполняет поворот налево. Если же он разворачивается, дорогу нужно уступить, а не пытаться проскочить слева в надежде завершить поворот раньше.
     Сезонные шины – неужели теперь ГАИ будет штрафовать за летнюю резину зимой?
    - Много копий было сломано в дискуссиях о том, нужно ли обязать водителей использовать летние шины летом, а зимние – зимой. Во многих цивилизованных странах такая практика успешно применяется, однако в случае с Украиной не все так однозначно. В связи с тем, что климатические условия в разных регионах нашей страны существенно друг от друга отличаются, разработчикам новой редакции ПДД так и не удалось найти оптимальных требований к использованию сезонных шин.  Решение о замене покрышек согласно сезону пока остается на совести водителя.  Единственное, что в Правилах появился промежуточный пункт, который гласит, что «в случае постоянной эксплуатации транспортного средства на дорогах, на которых проезжая часть скользкая, рекомендуется использовать шины, соответствующие состоянию проезжей части».
Лишние предметы на дороге – что имеется в виду в этом изменении?
     - В ПДД появился Пункт 15.15, который гласит, что «на проезжей части запрещается установка предметов, препятствующих проезду или парковке транспортных средств, за исключением случаев:
• оформления дорожно-транспортного происшествия;
• выполнения дорожных работ или работ, связанных с занятием проезжей части;
• ограничения или запрещения движения транспортных средств и пешеходов в случаях,     предусмотренных законодательством.
     Введению этого правила предшествовали многочисленные жалобы водителей на то, что возле супермаркетов и торговых центров часто устанавливаются барьеры, препятствующие проезду и парковке. Как правило, делается это по решению администрации супермаркетов и торговых центров самовольно, то есть без согласования с Госавтоинспекцией.
        - На каких еще на ваш взгляд изменениях ПДД стоит акцентировать внимание?
     - Из ПДД исчез Пункт 14.1, в котором говорилось, что осуществлять обгон нерельсовых транспортных средств разрешается только слева. Правилами четко дано определение обгона, как опережения с выездом на полосу встречного движения. А поскольку движение в Украине правостороннее, то и обгон возможен исключительно слева. Соответственно, Пункт 14.1 просто не нужен. Но это не значит, что его исключение автоматически разрешает обгонять, например, справа по обочине.
         - А какие изменения постигли дорожные знаки?
    - Введена целая серия новых дорожных знаков и табличек к ним. Так же, повышены требования к установке дорожных знаков.  Некоторые из них никогда прежде не использовались, другие просто заменят собой старые. Но прежде хотелось бы отметить несколько очень важных моментов, касающихся приоритета. Пункт 8.2 теперь четко говорит о том, что «дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой». Внесение такой поправки вызвано достаточно распространенными ситуациями, когда разметка и знаки противоречат друг другу. Теперь это не должно путать водителей. Руководствоваться они должны исключительно знаками.
     Да, и еще, в Правилах говорит о том, что отныне сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями всех дорожных знаков, а не только знаков приоритета, как было прежде.
          - А какие изменения постигли дорожную разметку?
     - Основных изменений в разметке два – появилась синяя (ею отмечаются площадки для парковки, отведенные на проезжей части) и оранжевая в качестве временной. Кроме того, поперечная желтая линия теперь предупреждает о приближении к “лежачим полицейским”, красные поперечные полосы на пешеходном переходе предупреждают о том, что здесь могут переходить дорогу слепые пешеходы, а место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, помимо белой разметки, должно быть выкрашено сплошным красным фоном. Красно-белые полосы нерегулируемых пешеходных переходов с повышенной опасностью ДТП теперь тоже узаконены.
     Вот, пожалуй, и все наиболее на наш взгляд интересные новшества, которые Кабмин и ГАИ внесли в Правила дорожного движения. Напомним, в законную силу они вступают 15 апреля 2013 года.


Рецензии