ЁЛКИ


Десять лет на мне лежала ещё одна почётная и приятная обязанность. К Новому году привозить ёлки для подшефной школы № 118, а точнее, перед ней и для площадки Мостостроя, где жило много наших. Ёлки должны были быть высокими. Не менее четырнадцати метров в высоту, пушистыми и, конечно, красивыми. Для этого создавалась целая экспедиция. Заранее я брал наряд в областном лесничестве на две большие и штук тридцать маленьких ёлок. Заказывал транспорт. Два лесовоза, автомобильный кран с выдвижной стрелой, вахтовый автобус на базе УРАЛа высокой проходимости, а также двух стропалей с мягкими стропами, веревками, двумя топорами,  ножовками и пилой «Дружба-2». Брали командировки на три дня, закупали провиант и, как правило, 22 декабря отправлялись в путь. Ехать надо было около двухсот километров. Лесовозы шли медленно, на место к дому лесников, приезжали только к ночи. Расскажу об одной такой «экспедиции».
 В кромешной мгле наша экспедиция из четырёх больших и широких машин, заняв всю дорогу, остановилась у дома лесников. Лесники, уже давно поджидавшие нас, вместо «здрасте» первым делом спрашивали: «Водку привезли?» и, услышав утвердительный ответ, сразу веселели и здоровались за руку: «Здрасте!»
Ночевали там же, на брошенных на полу старых матрасах, овчинных полушубках и «зипунах», в жарко натопленной избе.
Утром садились все на УРАЛ и ехали смотреть ёлки. Высоченные ели, выстроенные  ровным строем вдоль дороги, выпятив грудь - ствол будто говорили: «Выберите меня!». Но нам были нужны другие. Лесники заранее присматривали лесных красавиц с учётом возможности подъезда к ним. Иногда ели стояли в стороне от дороги на опушках или полянах. Отдельно стоящие были более привлекательны: не однобокие, а пышные, кудрявые, с многочисленными шишками. Их и наряжать не надо – красавицы. Вот таких и выбирали. Чтобы подъехать к ним, надо было проложить дорогу в снегу - проехать на УРАЛе несколько раз туда и обратно - проложить колею. Бывало, снег был такой глубокий и тяжёлый, что доходил до будки автобуса, полностью покрывая немаленькие колёса УРАЛа. Но сильная машина справлялась. Затем по колее заезжал кран. На ель залезали стропальщики, крепили мягкие стропы, угадывая примерное расположение центра тяжести, и спускались. Двуручной пилой «Дружба-2» спиливали её, аккуратно укладывали и закрепляли на лесовозе в специально приготовленном ложе. Нижние ветки подвязывали, чтобы не подметать дорогу. Такую же операцию проделывали и со второй елью.
Потом наступала очередь маленьких, домашних ёлочек. Ими набивали салон автобуса, причём в основном, комлями вперёд. Чтобы труднее было их на посту ГАИ считать. Ёлок брали, конечно, больше, чем по накладной. Юрий Александрович, главный диспетчер, перед первой поездкой спрашивал: «Зачем тебе вахтовый автобус? Двоих стропалей возить?» Я ему объяснял: «Для прокладки дороги». Потом, получив ёлку в подарок, больше никогда вопросов не задавал и выделял «вахтовик» без излишних напоминаний.
Декабрьские дни короткие и заканчиваются быстро. Обратно к дому лесников приезжали опять затемно. Ночью по лесу лесовозам ехать было трудно - могли застрять где-нибудь на повороте. Поэтому оставались ночевать.
На посту ГАИ при въезде в город останавливали всегда. Проверив документы, осматривали машины, проверяли большие ели - не привязали ли мы к ним лишних ёлок. Но все автомобили были чисты. Машин через пост шло много, и в помощь придавались ребята из ДНД. Один них заглянул в салон автобуса: «Вот это да…» Я предъявил ему накладную. «Но здесь же больше!  Давайте выкладывайте, будем считать». «Выкладывать мы не будем, люди устали - сказал я, - если хотите, выкладывайте сами и сами обратно укладывайте. Но если сломаете хоть одну ветку, будете платить. Ёлки товарные, все в цене». ДНДэшник тоскливо посмотрел на своих товарищей, досматривающих уже следующие машины. «Да ну вас» - махнул он рукой и отдал документы. «Езжайте». Грузить и пачкаться ему не хотелось.


Рецензии