Пушкин и Бродский

Из всех видов искусства ближе всего к Богу подобралась музыка. И еще, - в вершинных своих проявлениях, - изобразительное искусство.

Литература же, несмотря на громоподобный голос и кажущуюся убедительность, всегда была на вторых ролях.

Но были и прорывы. Прецеденты, так сказать. Из русских – это, несомненно, Пушкин и его поэзия. Которая звучит, как музыка. Пушкин – это не только «наше всё», Пушкин вообще вроде
палочки-выручалочки. Чуть что не так, мы сразу к нему. Он знал многое из того, чего до сих пор не знаем мы, дети технократической эпохи.

Пушкин мог передать свое видение и понимание мира с помощью буковок, да так что у читателя возникало ощущение, будто он слышит звуки эоловой арфы - музыки, проникающей в душу и сознание без промедления - сразу, минуя слуховой аппарат. Но не надо думать, что Пушкин прост, его поэзия – часто загадка даже для профессионалов.

Из современных – Мандельштам и Бродский. Последний связал понятие Времени со Словом, с Языком. Понять это с наскока невероятно сложно. Без серьезной подготовки Бродского не осилить.

Его легко представить беседующим с Пушкиным. Они бы поняли друг друга с полуслова. Несмотря на века, разделяющие их земные жизни. Ведь гениям все равно, в каком веке жить. Гении вне времени.

Как хочется верить, что сейчас, где-то в иных сферах, Пушкин и Бродский, освобожденные смертью от мирских забот, слабостей и пристрастий, сидят на берегу Леты, смотрят влажными глазами вдаль и, держа в руках кубки с пенным вином, неторопливо рассуждают о…

Впрочем, нам, простым смертным не дано знать, что на уме у великих – в этом и состоит чудо и прелесть недоговоренности, смысл которой до конца ясен только Всевышнему.

И все же, думаю, вряд ли они стали бы говорить о путях развития современной литературы. Или об особенностях силлабо-тонического стихосложения. Скорее, подлили бы друг другу вина и вспомнили своих неверных и сумасбродных любовниц, обиды, нанесенные врагами, лихих друзей, шумные попойки… То есть вспомнили бы жизнь, в которую нет
возврата.


Рецензии
"Из всех видов искусства ближе всего к Богу подобралась музыка. И еще, - в вершинных своих проявлениях, - изобразительное искусство.

Литература же, несмотря на громоподобный голос и кажущуюся убедительность, всегда была на вторых ролях"

Несомненно - красиво сказано и отчасти парадоксально!
Но вот вопрос: если Бог, как первичная субстанция, как некое воплощение Абсолюта, только по ему одному известной причине, сотворив человека, вложил в его руки эолову арфу, орфееву лиру, моцартову флейту, рембрандтовскую кисть, мандельштамово перо и куросавовский меч, не пожелал ли он, тем самым, приблизить дело "рук своих" к себе, не делая различий по степеням эмоционального воздействия творческих ипостасей на души?!

И ещё.
Высшей стадией Поэзии является Музыка, Проза же - есть квинтэссенция Поэзии, а стало быть - они все втроём , на равных тянут воз с поклажей?!
Гениальные "продукты" , рождённые, подобно Венере из пенного сгустка спермы волн, из каракулей нотных знаков, абрисов женских головок на полях рукописи, из горячечных перекошенных видений Модильяни и Сутина,Тарковского и Кафки, пота и кровавых мозолей Нуриева и Барышникова - тождественно равны и конгруэнтны!?

И последнее.
Я склонен думать, что и "воды" Леты подпитываются Творчеством...

Григорий Островский   18.05.2013 05:21     Заявить о нарушении
Замечательно сказано! Ни убавить ни прибавить. Полностью с Вами согласен.
Все виды искусства - суть способ познания мира и сопряженной с познанием мира полноты жизни(Гёте).
"…За окном – голая ветка, мелко дрожащая на холодном ветру. Свет за окном серый. Это значит, что всё, что находится там, за окном, от черной ветки, сотрясаемой от дрожи, до Атлантического океана, Скалистых гор, Сахары, непролазных болот Амазонии, лондонского Тауэра, Большого Каменного моста, капельки кровавой мочи на стенке писсуара в туалете парижского кафе, титановой плевательницы перед входом в Хрустальную пещеру, гниющего распятия на Лысой горе, грязной воды, с плачем и грохотом низвергающейся в канализационную преисподнюю, истрепанной книги, раскрытой на слове «проклятие», – всё серо, серо, серо..."
Сам себя процитировал. Познание часто приносит разочарование и даже приводит к отчаянию. Процесс творчества, неизменно связанный с познанием, ведет к внутренне



Вионор Меретуков   18.05.2013 13:30   Заявить о нарушении
На что-то неудачно нажал...
Продолжаю и заканчиваю:
...ведет к обретению художником внутренней Свободы. А значит - к гармонии с окружающим миром. Ощущение себя живой деятельной частью всех тех, кто жил, живет и будет жить на этом свете, и есть высшее Счастье. Простите мне мой пафос.

Вионор Меретуков   18.05.2013 13:36   Заявить о нарушении
Еще добавлю. Конечно, ощущение себя частью окружающей жизни возможно лишь на краткий миг. Счастлив тот, кто способен уловить в себе эти порывы к Единению, к Покою!

Вионор Меретуков   18.05.2013 13:43   Заявить о нарушении