Жертвенный агнец

                ЖЕРТВЕННЫЙ АГНЕЦ

     Эта  история произошла лет  15 назад, и она осталась  мне памятна на долгое время.
    
     Была ранняя осень, в селах везде кипела работа, все убирали свой  урожай:  в садах, в огородах и на полях. Мне надо было помочь отцу собрать виноград в собственном небольшом винограднике, который был расположен в очень красивом месте, немного  в отдалении от села,из за чего я приехал в деревню.            
   
     Деревня находилась в очень живописном месте Осетии, разместилась она по течению небольшой горной речушки, которая  летом мелела, а во время таяния снегов в горах, превращалась в буйный поток, сносящий на своем пути: деревянные мосты, размытые берега, выворачивала большие деревья и катила вниз по течению, огромные валуны камней.   От города она находилась в нескольких десятках  километров по асфальтированной дороге до районного центра. Потом надо было нанимать местное такси или топать пешком до села вверх по холмам, срезая в нескольких местах проселочную дорогу.
   
     Вот и в эту поездку, не имея практически никакого груза, я решил пройтись  коротким путем, сокращая его почти, наполовину. Путь был все же неблизким, нужно было преодолеть довольно серьезный подъем, а потом намечался довольно крутой спуск, прямо до начала села. Дорога была сухая в тот день, хотя в дождливую погоду становилась непроходимой как для проезжающих по ней, машинам, не говоря уже о пешком идущих людей. По пути надо было пройти несколько населенных пунктов, это были небольшие села, домов по 30 – 40, а то и меньше.
 
     Везде кипела работа, все старались убрать плоды своего труда  во время, и готовиться к празднику - Джеоргуоба. Погода была отличная, земля сухая, идти было легко, волей – неволей оглядываясь на красоту впереди открывающихся картинок  пейзажа.
 
     Солнце светило во всю свою силу, на небе не было ни одного облачка. Жара доставляла свои неудобства, но чистый горный воздух, щебетание  хора птиц, пронзительный визг ласточек и стрижей в небе, стрекотня кузнечиков, успокаивающий шум реки, скрашивали все неприятные ощущения от жары. От слабого ветра поля, засеянные ячменем, волновались и колыхали как морская гладь, слышны были звуки поющих перепелов, а с небольшого лесочка вела свой неустанный счет кукушка. И ты автоматически начинал невольно, считать,… сколько она на этот раз накукует. Мимо поднимая пыль, проезжали автомашины, полными людьми, которые спешили к родным местам на природу.

    - Видимо, какой-то праздник намечается ?! …-  подумал я, смотря на проезжающие машины, но не очень осведомленный в этих вопросах решил – какой то кувд, наверно будет, раз все едут в деревню. В это время естественно варилось осетинское пиво - баганы, выпекались осетинские пироги, закалывали жертвенных животных из домашней живности. Здесь конечно все зависело от достатка семьи, кто приносил в жертву старого петуха, а кто, собравшись, резали бычка или барана.
 
      Вот здесь я уже подхожу к главной теме моего рассказа. До дома оставалось пройти километра два, проходя мимо последней деревни, мне нужно было пройти прямо по главной ее « улице», если так ее можно назвать. На всякий случай я отломил  небольшую, но прочную ветку дерева, как защиту от лающих собак, которые естественно никогда не бывают привязанными во дворах. Проходя как по коридору между  двух  заборов по дороге, я осторожно высматривал, чтобы какая-то собака не выскочила на меня. В каждом дворе слышна была громкая речь, детский смех и заглушающий все это, лай собак.
 
      Проходя мимо одного из домов, уже в конце улицы я заметил во дворе дома привязанного в тени дерева, большого барана. Баранов по дороге я видел и других, но этот, почему, то привлек мое внимание своими огромными размерами и красиво закрученными рогами.

      - Красивый и жирный какой…  -  подумал я про себя, проходя мимо него. В какой- то момент наши взгляды встретились, и я увидел его большие печальные лаза, они источали какое- то свечение и блеск.
 
      - Да, кому то сегодня не поздоровится! – подумал я про этого барана – но что поделаешь, дорогой мой, так повелось уже многие тысячи лет,  люди для восхваления богов и в их честь приносили на заклание жертвенных животных. Есть специальный обряд посвящения этого животного: горящая свеча, соль, рог с пивом и ритуал обжига небольшого участка его шерсти.  Много раз я принимал в таких мероприятиях участие, да и сам их не раз проделывал. Резать, правда, не приходилось.
 
      - Вон люди к празднику готовятся, пиво варят, баранов режут, а я работать иду – подумалось мне. С такими смешанными мыслями я прошел эту деревню и начался спуск по холму. Там внизу уже виднелись очертания моего села. Оно утопало в зелени, Большие кроны еще сохранивших свою листву многолетних орехов придавали картинке благородный вид.
 
      Продолжая спускаться, мне послышался какой-то  странный шум, бегущих копыт.
 
      -Видимо, кто -то на лошади скачет – решил я, оглянулся. И застыл от удивления. Передо мной стоял, как раз тот большой баран, которым я несколько минут назад рассматривал во дворе дома. Рога его были перетянуты узлом веревки, обрывок  которой он волочил по земле.
 
     Я остановился в недоумении.
 
     - Откуда ты тут взялся…?! – рассматривая его, хотя больше обратил внимание на его веревку. Она была немалых размеров, наверно  в, палец толщиной, а ее конец был распушен от трения по земле в месте разрыва.
   
     Баран остановился в пяти – шести  метрах от меня выше, уставился на меня своими большими глазами и  издавал какие- то звуки, так как, губы его шевелились. Глаза его были грустные, влажные  и очень блестели, будто слезились. Так мы простояли несколько минут,   рассматривая, и изучая друг, друга. Его внушительный вид и красивые витые рога внушали уважение к нему.
 
    - От конца деревни я видимо прошел метров двести – прикинул я про себя – и что, ты двести метров за мной бежал, получается!
   
    - Иди домой обратно! – крикнул я на него, от неожиданности он вздрогнул, подпрыгнул и отбежал на несколько метров, повернулся и продолжал стоять и смотреть в мою сторону. Я еще раз на него крикнул, но он не тронулся даже с места.


     -  Ладно, Бог с тобой, отстанешь же когда то – сказал я ему и продолжил свой путь. И что, это удивительно глупое животное, тоже в след, двинулось за мной, сохраняя безопасную дистанцию от меня.
 
     -  Беги домой, тебя же искать будут -  снова крикнул я на него и бросил в его сторону свою палку, он проводил взглядом ее полет, и опять уставился на меня.
  -  Интересно, докуда, ты меня собрался провожать? -  спросил я его и продолжал свой спуск с горы. Так называемая дорога набирала крутизну, это уже была не дорога. Размытая ливневыми потоками, исчерченная колесами арб, а по - середине была   глубокая канавка, это следы стволов деревьев, которые обычно поднимались на подъем,  парой, запряженных быков.
   
     Спуск становился уже опасным, небольшая оплошность, и  можно было кубарем скатиться до подножья холма, там и начиналось мое село. Такой способ передвижения мне не очень бы понравился, поэтому я спускался осторожно, а это глупое животное продолжало идти за мной, волоча за собой свою веревку. Останавливался я, останавливалось и оно. Дорога немного выровнялась.
   
     - Ах, так, посмотрим, на что ты способен! – сказал я и побежал вдоль склона холма, и он с места перешел в бег, стуча своими копытами. Я останавливался и он тормозил, как вкопанный,  бежал и он бежал за мной, даже начал иногда обгонять и уже становился передо мной и ждал меня, когда я добегу. Это он решил со мной поиграть. Чем дальше мы удалялись от места встречи, у меня появлялась уже какая - то ответственность за него, он  не отступал.
 
     -  Ладно, раз так и ты такой настырный, пошли…-  и я уже и, не оглядываясь, шел к селу. Он, немного осмелев, шел почти рядом, будто был ручным и меня знал с детства. Так мы спустились к роднику нашего села  и там выпили холодной чистой воды, которая была очень даже, кстати, так как ходьба, бег и жара утомили нас обоих. Немного передохнув, я продолжил спуск  дошел до дороги на село, и это удивительное создание следовало за мной неустанно. Проходя мимо старика греющегося на солнце, я, как положено, поздоровался  с ним и дошел до калитки своего дома.
 
      Это был дубовый сруб, который был построен еще моим дедом. Отворив калитку, я спустился по каменным лестницам во двор, а это животное, постояв у входа пару секунд, смело спустилось по тем же каменным лестницам вниз, и встало передо мной, вытаращив глаза и вертя головой. Я окликнул родителей, но дома никого не было, надо было идти к винограднику. Побоявшись идти с ним еще правда, убежит, а потом отвечай за него, я привязал его к крыльцу дома и пошел к выходу. Он стоял спокойно жевал себе траву, будто пришел к себе домой.
 
      -  Стой здесь, отсюда уже никуда не убежишь, надеюсь?!  - сказал я ему и вышел, притворив калитку. Быстрым шагом я добрался до виноградника, пролез через проем в ограде, который был таким еще с моего детства. Отец, мать и брат сидели у небольшого столика с лавками для сидения под большим орехом. Они очень обрадовались моему приезду, я их обнял и расспросил о здоровье и делах. Отец мне наполнил самодельный рог красным вином и протянул мне его. Завязался непринужденный разговор, где я рассказал про случай с бараном и о том, что он сейчас привязан во дворе. Отец не поверил.
   
      -  Выдумываешь. Не может этого быть! Приведи его сюда, раз он такой ручной. Надо успеть собрать сегодня виноград до конца, и не время сейчас устраивать бараньи смотрины.
   
      -  Приведу! Вот через десять минут будем здесь. Потом же поверишь, ты такого наверно и не видел …  -  ответил я отцу.
 
      -  Давай, давай посмотрим, что за чудо-баран за тобой, 2 километра шел!  -  подколол меня отец, да и брат не очень- то поверил в эту историю.
   
      Я встал и вернулся домой. Открыл калитку, мой недавний попутчик стоял и жевал смирно траву. Отвязав его, он даже  не взглянул на меня, и покорно пошел опять за мной, волоча свою оборванную веревку по земле. Я все же взял веревку в руки и так мы шли по дороге к винограднику.
   
      До виноградника оставалось почти ничего, как раздался неприятный гул проезжающей легковой машины, которая неслась, поднимая клубы пыли и вдруг резко затормозила. Из машины выскочили трое мужиков и с громкими возгласами с перемешанным матом, двинулись в нашу сторону.
 
     - Вот же он, а мы его, где только не искали … -  ругались они и стали ловить испуганное животное. От страха баран так сильно дернул веревку, что моя кисть чуть  не отвалилась от руки,  я выпустил его.
 
     - Лови его! Убежит, потом черт тоже его не поймает!  -  причитали они, стараясь его поймать, но попытки были, безуспешны.
 
     -  Подождите, зачем вы его пугаете, не так надо – сказал я, убедившись, что передо мной настоящие хозяева. Подошел к барану взял его за веревку и подвел его к машине.
 
     -  Вот ваш баран. Забирайте!-
   
     Они схватили его за рога, скрутили этой же веревкой ноги и запихали его в багажник. Он жалостно бе-бе-кал в мою сторону,ища защиты, но что я мог сделать, его даже купить нельзя было, там его ждали приглашенные «гости».
 
     -  Приходи  к нам, мы тебя знаем ты же сын Гриши! Спасибо за барана, что  не потерялся. Вот зарежем его, и ты тоже успеешь подняться!   - просили они.
 
     - Нет, спасибо, разве я смогу съесть хоть кусочек этого создания, он  просто святой, он божественный жертвенный агнец, таких поднимают на святые места и отпускают!  - ответил я им.
   
     Так я ни с чем, а точнее ни с кем, дошел до  виноградника. Настроение было испорченным.
 
     -  Какие же мы бываем иногда жестокими и бесчеловечными к  братьям нашим, меньшим!  - подумал я.
   
     Вот такая история!
 
     Кувд – застолье в связи религиозными праздниками , датами и почитаниями святых;


Рецензии