C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

23. Это есть... То ли это, что нужно?

НА СНИМКЕ В. Давыдова: Одно из заседаний Кафе-клуба "Под интегралом". Стоит со смущённой улыбкой молодой писатель из Академгородка Давид Константиновский. Слева за столом сидит Гриша Яблонский.


Как я уже говорил, в кафе-клуб «Под интегралом» валом повалила молодежь, особенно студенты НГУ. Но «серьёзные» мероприятия – дискуссии, тематические вечера, встречи с интересными людьми вызвали интерес у широкой публики. Тем не менее, были люди, которые считали кафе-клуб очагом разврата и пьянства. На Интеграл в изобилии писались жалобы с требованием закрыть «этот притон».

Президент клуба Анатолий Израилевич Бурштейн вынужден был ответить этим жалобщикам. Его статья «Это есть… То ли это, что нужно?» появилась в №38 газеты «За науку в Сибири» от 27 сентября. Приведу её целиком:

«Есть в городке кафе. Хорошо называется – «Под интегралом» Называется ещё «Кафе-клуб». Спросите любого: что оно, как в нём?
Вам ответят в Новосибирске: прекрасно, замечательно.
Напишут из-за границы: чудесно, самые лучшие впечатления, привет!
В городке скажут: и так, и этак. Одни восхитятся, другие скептически улыбнутся. Иные, умиляясь собственной добродетели, станут сокрушаться насчёт царящих там нравов и сетовать на состав посетителей.

Что поделаешь, сколько людей, столько и мнений.

Но если скверно говорить о кафе могут только те, кто ни разу в нём не был, то и хвалят его не в меру лишь те, кто бывал изредка, в программные дни. Истина же, известная немногим завсегдатаям, состоит в том, что кафе есть, и хорошее, а клуба, настоящего, не было и нет, хотя условия существования ему созданы идеальные, как нигде.

Я бывал в молодёжных кафе Москвы, Ленинграда, Вильнюса и Одессы, встречался со многими энтузиастами этого дела. Все согласны в том, что не столько нам у №европейцев», сколько им у нас есть чему поучиться. Судите сами.

Все молодёжные кафе обслуживаются официантами. Это связывает посетителей со столиком, обязывает к определённым расходам, но не гарантирует культуры обслуживания. У нас этих проблем нет.

Все молодёжные кафе – однозальные. Едят там же, где беседуют. Но «голубой огонёк» - телевизионное изобретение, а в кафе вилки и языки пускаются в ход гораздо усерднее, чем перед телекамерой. Ни один уважающий себя человек не станет делиться с такой аудиторией чем-то сокровенным.

Мы разделили задачи: в клубной комнате (знаменателе) говорят и спорят, но не едят. К услугам изголодавшихся и соскучившихся – верхний зал (числитель) с баром и музыкой.

Наконец, - и это самое важное, - молодёжные кафе работают «на улицу», т.е. на случайный контингент посетителей. Часть из них ничто не интересует, других раздражает поэзия, а третьи во всех отношениях хороши, да пришли не за тем.

Мы же работаем «на себя». Во всяком случае, ставим себе такую задачу. Установлена традиция: понедельник – артистический день (камерные концерты, встречи с актёрами); четверг – Совета молодых учёных – дискуссии, околонаучные семинары, впечатления; пятница – поэзия, литературная критика.

Даже широкие программы – «для всех» - собирают только заинтересованных, а предпочитающих бездумный отдых остаются в числителе.

Хорошо у нас в кафе, удобно. А клуба нет. Клуб – это нечто большее. За что копья ломались. Прежде всего, это люди, много людей, взаимно интересных, не утонувших в уюте, открытых живому слову, дружескому рукопожатию.

Могут спросить: а актив? Он есть, конечно. Давно сложившийся, сдружившийся коллектив. Но собрались в нём люди, тяготеющие скорее к слову «кафе», чем «клуб», вынесшие на себе всю тяжесть реконструкции и организации. Было столько хлопот со всем этим, что на «взрослый» контингент, обременённый семьёй и заботами, трудно было рассчитывать.

Иное дело теперь. Отходят в сторону, улаживаются все организационные дела. Стать членом клуба теперь может каждый, кто солидаризуется с идеей, готов приобрести членский билет на 3 месяца (5 руб.) и в течение этого срока принять активное участие, по крайней мере, в одной программе.

Иногда я спрашиваю себя, что ещё требуется, чтобы всё возможное стало реальностью?

Вспоминаются не столь отдалённые времена, когда клубы в нашем городе плодились. Как грибы. Иные лопались, как только их покидали организаторы, словно мыльные пузыри, оторвавшиеся от трубочки. Другие существовали долго и упорно, ютились по квартирам, институтским залам.

Казалось, что клуб – веление времени, что ожили былые традиции, и тяга к общению берёт верх над индивидуализмом, приправленным дешёвым скепсисом и высокомерным пренебрежением ко
 всем и всяческим формам общественной деятельности.
Тогда часто можно было услышать: вот, если бы нам помещение на 100 мест, да ещё бы неплохо киноустановку и периодику – вот развернулись бы…

Всё это теперь есть. Есть всё, что, как нам казалось, может оказаться полезным. Есть система: организационная структура и люди, есть уже кое-какой опыт и завоёванный авторитет, есть материальная база. Нет пока только клуба в том виде, каким он был задуман.  Горстка людей – это ведь ещё не клуб. Она не задаёт тона в кафе, 100-150 членов клуба в среднем 25-30-летнего возраста – вот, что сейчас нам необходимо.

Иногда можно услышать, как кто-нибудь в кафе роняет сакраментальное: «Увы, не то, совсем не то, не та атмосфера, не те посетители…» и удаляется, преисполненный самоуважения. Пусть так. Но ведь дух кафе, его стиль и тон – это задаётся людьми, только людьми. Этого не купишь, не «организуешь», это создаётся традицией. А бездействие замыкает круг: без людей нет клуба, а без клуба, чем привлечёшь «тех» людей? Уныло становится от пустого такого разглагольствования. Глубокие корни тянутся от него к благодушным мечтателям маниловым, бессильным обломовым.

Не на всякой почве прививается клуб. Есть страны, где эта приставка к слову «КВФЕ» ПОКАЗАЛАСЬ БЫ НЕУМЕСТНОЙ. Но было что-то такое в национальном характере, в былых традициях русских, что превращало и трактир былых времён в нечто большее, чем питейное заведение, что родило после революции массу клубов, союзов, Домов и Дворцов культуры.

Неужели же изменились общественные инстинкты, тяга к общению, к слову, к традиционной самодеятельной культуре! Верится, что наш современник способен быть не только зрителем, пассивно ожидающим зрелищ, всецело доверяющимся «организатору».

Быть клубу или не быть решается не благим намерением, а тем, какие люди станут его членами и смогут ли они сами сделать своё пребывание «Под интегралом» интересным и приятным.

Клуб кафе готовится к новому сезону. В знаменателе оборудуется кафе-бар (он уже работает). Ассортимент: кофе, мороженое, пирожные, молочные коктейли, фрукты, воды. В числителе широкий ассортимент винных коктейлей придёт на смену портвейну и пиву. Появятся фирменные блюда, улучшится обслуживание.

В знаменателе устанавливается рояль – для камерных концертов в узком кругу. Будет и телевизор.

К неоновой рекламе над зданием добавятся эффектные пятиметровые рекламные щиты клуба, на которых настоящие типографские афиши заменят рукодельные информационные листки.

Кинопередвижка обеспечит регулярную демонстрацию для членов клуба хроникальных и мультипликационных фильмов.

Городским гостям клуб предоставит возможность благополучно вернуться домой на клубном транспорте.

Но окажется ли программа интересной, будет ли весело и приятно на субботних интегральных вечерах (только для членов клуба), часто ли будут у нас в гостях любопытные люди, занятные фильмы, какая будет музыка, чем отмечены будут праздники – всё это зависит от вас, будущие члены клуба, только от вас. Если вам это не удастся, что угодно будет тому виной, но только не отсутствие места средств и удобств.

В вашем распоряжении и наша служба рекламы, и фотохроника, и обязательный метрдотель, два джаза, шахматы, все иллюстрированные издания – отечественные и зарубежные, доска на всю стену, два бара, фойе для всевозможных экспозиций. И атмосфера. Да, атмосфера, обладающая особой привлекательностью. Она создаётся тем, что всегда можно встретить знакомые лица, друзей приятелей, что никто не чувствует себя в одиночестве.

Если за каждым столиком, у бара и в фойе вы найдёте своих одноклубников, - этим будет создан и стиль, и респектабельность.

Клуб-кафе начинает не просто новый – первый сезон. Это есть наш последний и решающий эксперимент. Пусть же он будет корректным. Не устраняйтесь. Приходите сами. Мы ждём вас «Под интегралом».

Вот как. Первый сезон, когда создана материальная база, когда есть всё, о чём мечтали и чего добились упорным трудом. Остаётся только гадать: получится ли тот клуб, который представлялся в мечтах.

Ответственность за создание такого клуба теперь возложена на тех, кто придёт и что-то сделает. Надеемся на чудо. Не так ли?

Продолжение следует:


Рецензии