Здра-а-асьте!

Услугами этой автобусной Компании я пользуюсь уже очень много лет и совсем не обязательно называть её имя, оно и так у многих на слуху. Дело даже не в этом. Я присутствовал при её рождении, становлении, взлётах и падениях, мы вместе с ней пережили несколько новых названий. В её автобусах я не только добирался из пункта А в пункт Б в своём большинстве живым, здоровым и довольным судьбой, но и неоднократно сопереживал её водителям, ремонтирующим то, что уже не подлежало ремонту, в пути, из-за поломок пересаживался на другие автобусы и однажды даже, хоть и не очень страшно, но горел вместе с автобусом, водителями, стюардессой и случайно примкнувшими к нам пассажирами. Я благодарен этой Компании за то, что она есть всегда и, надеюсь, что всегда будет есть. Благодарен за комфорт и за экстрим, за улыбчивых и хмурых стюардесс, за горячий кофе, который многократно проливался на мои коленки во время тряски на дорожных ухабах и за многое другое.

Хочу поделиться с неворчливыми читателями впечатлениями об одной моей недавней поездке из Риги в Днепропетровск на автобусе Компании, о которой я несколько секунд назад вам и рассказал.

Конец апреля. Холодный пронизывающий насквозь ветер. Под мысленные причитания жены «на кого же ты нас покидаешь?» я волоку небольшой, но увесистый чемодан на колёсиках, по рижскому совсем не бесшумному асфальту. Плечо оттягивает кофр с ноутбуком, супруга бережно несёт пакет с немудрёной снедью, которую я выбирал сам, зная неугомонность русской женщины в комплектовании еды в дорогу.

Приехали на автовокзал пораньше, благоразумно не доверяя расписанию городских автобусов, пробкам и просто по привычке. Надо сказать, что в Риге общественный транспорт довольно неплохо придерживается графика движения и на любой остановке вы легко можете узнать, во сколько подойдёт нужный вам номер автобуса, троллейбуса или трамвая.

На посадку объявили вовремя. Я покупал билеты в оба конца за десять дней до поездки, но уже тогда мне пришлось выбирать всего из шести мест, потому что билеты были почти раскуплены. Я выбрал место под восьмым номером, что и послужило поводом написать этот рассказ. Я сидел во втором ряду кресел и мог совершенно бесплатно любоваться дорогой и мысленно участвовать в процессе движения, чем я с удовольствием и воспользовался.

Моей соседкой оказалась женщина моих лет, среднего роста и среднего сложения и я в душе порадовался, что мы не будем мешать друг другу во время ночного отдыха. Как оказалось в последствии, я был прав только наполовину.

Автобус тронулся, жена с перрона прощально помахала рукой и растворилась в серой толпе, а мы осторожно выбрались из Риги и легли курсом на восток, держа Даугаву по правому борту. Рассчётное время в пути – двадцать шесть часов и, если ничего не случается, водители почти никогда не превышают это время. Очень часто приходилось приезжать даже немного раньше, за что пассажиры всегда благодарили экипаж автобуса горячо и искренне.
Даугава то отступала от шоссе, то приближалась вплотную и мы с грустью смотрели на плывущий по реке лёд. Конец апреля... Мрачные тучи давили, вызывая желание втянуть головы в плечи, разговаривать никому не хотелось. Так и ехали молча, рассматривая пейзажи за окном и поглядывая на часы.

Перед Даугавпилсом стюардесса честно объявила:
- Уважаемые пассажиры! Стоянка пятнадцать минут. Прошу принять к сведению, что за латвийской границей туалетов не будет до самого Киева!

Да, к сожалению, это так. На латвийском погранпосту есть комфортный туалет с умывальником, мылом и бумагой и даже душ. Белоруссы и украинцы эту тему почему-то не  развивают.

Конечно же, в автобусе есть биотуалет, но если кто-нибудь дома переел и... В общем, в этом случае пассажирам трудно дышится. Поэтому в Даугавпилсе и на латвийской границе большая часть пассажирских людей провела активные предупреждающие мероприятия, за что сердечное им спасибо и низкий поклон. И уже совсем неважно, что на некоторых попутчиках одежда, скажем так, пятидневной носки. Никуда не денешься, правила общежития обязывают быть в теме. Не нравится – езжай на автомашине! Или не дыши...

Уже давно плохо переношу тот видеоподбор, который имеется в автобусах Компании. В результате этого подбора я уже не могу видеть «Интернов» или «Сватов» любых серий и любого выпуска. Ведь это невозможно – из года в год смотреть одно и то же, причём, с не очень качественным звуком и под тряску. Иногда эти «шедевры» меняют на низкопробный американский ширпотреб и жизнь не становится веселее. В общем, фильмы в автобусе меня уже много лет не интересуют, зато серая полоса шоссе не надоела за всю мою долгую жизнь.

Границы Латвии и Белоруссии прошли довольно быстро. Ни одна из сторон не свирепела с досмотрами и мы, почти не задерживаясь, въехали в белорусскую ночь. Стюардесса объявила ночной отдых, в салоне погас свет, а пассажиры, раздвинув сиденья и откинув назад их спинки, начали готовиться ко сну.

Что хорошо ночью в автобусе? За шумом двигателя и колёс совсем не слышно храпа пассажиров! Это единственный мажор, а остальное – сполошной минор.

Ехать полулёжа (полусидя) сквозь ночь и делать вид, что крепко спишь, занятие не очень увлекательное. Моя соседка обложила своё тело подушками и уютно устроила свою мягкую половину на моей правой ноге. Ничего, зато теплее будет ночевать, только вот, придавленный этой филейной частью, я потерял возможность время от времени менять положение своего персонального тела. Мои попытки каким-то образом избавиться от сомнительной сексуальной филейки не имели успеха и пришлось утешить себя мыслью, что в тесноте, да не в обиде и что ночи ещё совсем холодные...

Кто-то снял ботинки и, наверняка, пошевелил ножными пальцами. Невольно подумалось: «А, может, лучше было, всё-таки, на машине?». К моему счастью, пассажирка, сидящая спереди от меня, полностью откинула спинку своего кресла назад и необходимость дышать тут же отпала. Так и сидел, придавленный прекрасными половицами спереди и сбоку.

Белорусские дороги выгодно отличаются от украинских и латвийских. Используя эту ситуацию, я изо всех сил старался подремать. Уверен, что это у меня не получилось, но вот как проехали через Витебск – припомнить не могу.

На рассвете автобус содрогнулся от удара и что-то зачавкало под правым передним колесом. Водители, как и я, легкомысленно повелись на качество дороги и влетели в яму. Замена колеса заняла около получаса, но дальнейшая езда потребовала частых пятиминутных остановок по техническим причинам.

Солнце уже взошло и мы с грустью смотрели на затопленные дачные участки, дома, стоящие в воде. Что и говорить, весна была затяжной, снежной и бурно тающей.

Из-за непредвиденных остановок мы выпали из графика прохождения границ и прошли все формальности на выезде из Белоруссии за два часа.

Дальше началось непонятное. Тоже почти два часа ждали своей очереди на досмотр при въезде в Украину. Из автобуса выходить нельзя, туалетом уже тоже пользоваться нельзя. Пассажиры зароптали. Я помалкивал, хваля в душе себя за то, что более десяти лет назад бросил курить.

Пограничники раздали, наконец,  паспорта, но автобус не трогался по причине отсутствия водителя. Народ терпел, терпел и возмутился:

- Выпустите покурить!!!

Не выпустили. Растерянная стюардесса поминутно выскакивала из автобуса, пытаясь выяснить, куда пропал водитель, но, не зная, к кому обращаться, возвращалась ни с чем обратно в автобус.

Водитель появился минут через сорок после окончания оформления формальностей в совершенно возбуждённом состоянии, запустил двигатель и повёл автобус прочь на выезд из зоны досмотра. На вопрос стюардессы о причине его отсутствия водитель, промолчав с минуту, вдруг разразился прям-таки площадной бранью, нисколько не стесняясь пассажиров, которые враз замолкли, с интересом прислушиваясь к истории, рассказанной водителем.

Оказывается, таможенник всё это время требовал с него кругленькую сумму этак в триста евро, а водитель пытался ему объяснить, что его фирма не имеет такого договора с границей и платить ничего не будет. Так и разошлись, крайне недовольные друг другом. Что таможенник пообещал сделать водителю на обратном пути, не знаю, но осадок остался крайне неприятный.

Следуя по Черниговской области, я насчитал пять передвижных пунктов ДПС. Водитель тоже не дурак и ехал, соблюдая все правила дорожного движения. Я тому свидетель, так как я уже упоминал, что моё место было во втором ряду и я прекрасно видел дорожные знаки и спидометр.

Шестой пост ДПС указал нам жезлом остановиться. Водитель взял необходимые документы, вышел из автобуса и опять пропал минут на тридцать. Вернувшись, он заявил, что ехать дальше у него не хватает нервов. Гаишник требовал от него двести евро за нарушение какого-то пункта ПДД, которого водитель не нарушал вовсе. Подозреваю, что таможенник и пограничник – родственники и связь у них налажена отлично. Не удалось потрясти на границе, сделаем это в пути!

- Гаишник сказал, чтобы я заехал за протоколом на обратном пути!- закончил водитель свой рассказ.

Я не выдержал и успокоил водителя тем, что он молодец, не дал себя развести на бабки, а насчёт протокола на обратном пути – плюнуть, растереть и забыть!

Повеселевший от моего спитча водитель вдруг обнаружил, что в автобусе душновато и включил кондиционер. Увы и ах – кондишн приказал долго жить. За бортом плюс двадцать девять градусов возникли как-то внезапно. Стюардесса сделала несколько безуспешных попыток реанимировать кондиционер, но...  Открыть люки стюардесса не догадалась.
Частые остановки автобуса не добавляли настроения и я, как нормальный штурман, стал уточнять и корректировать время прибытия, названивая брату в Днепропетровск.

Шоссе Гомель-Киев потихоньку приходит в плачевное состояние. Я не заметил ни одного ремонтируемого участка и мы ехали, содрогаясь всеми телами на ухабах.

В Киеве экипаж объявил десятиминутную стоянку и мы разбежались по своим делам. Я решил купить карточку и пополнить счёт на своём украинском телефоне и тут же был принят с неприязнью киоскёршей, которая потребовала у меня ровных денег, которых я не имел по причине толькошнего въезда в государство. Киоскёрша выдала мне карточку и сдачу, сопроводив всё это фразой типа «ездят тут всякие! Вас много, а я одна!»

Вообще-то киевский автовокзал достоин подробного описания, но я не хочу, что бы меня, полухохла, объявили злопыхателем и украинофобом. Люблю я и Украину, и народ её! Но почему она сама себя не любит? Ведь говорят, что вокзалы – лицо города, страны и так далее. Если киевский автовокзал лицо города, то я умываю руки! На ум приходит фраза, сказанная когда-то президентом Ющенко:

- Подывыться на мое облыччя – це облыччя Украины!

Остаётся хоть в этом с ним согласиться.

Перед посадкой в автобус я потребовал открыть все люки до начала движения и пересел с восьмого места в середину автобуса, так как половина пассажиров в Киеве вышла, а продолжать поездку рядом со своей ночной грелкой мне ужасно не хотелось.

Все люки открыли, от Киева до Решетиловского района дорога стелилась, как стекло и мы повеселели. Даже частые пятиминутки на обочине не портили нам настроения. Решетиловский район встретил нас ремонтом дорог, к которому мы отнеслись с пониманием, но настроение опять испортилось. Жара, открытые люки помогают условно, все промокли своим же потом, пятые точки требовали отдыха от веса туловищ.

От Полтавы до Днепропетровска дорожное покрытие тоже не радовало и мы сидели, сцепив зубы и через одного играя желваками. Может, конечно, и не через одного, но у меня на следующий день челюсти ныли...

Скажу банальность – всё когда-нибудь заканчивается, пришёл к завершению и наш вояж. Вместо двадцати шести часов мы протряслись и пропотели на границах все двадцать девять часов.

На днепропетровском автовокзале, который, кстати, гораздо солиднее киевского, я вывалился из автобуса в объятия встречавших меня брата и сетры и прошептал им:

- Здра-а-асте!

17.05.2013
Рига


Рецензии
Виктор, своим репортажем Вы подтвердили мои самые кошмарные представления о путешествиях автобусами, на что я НИКОГДА не решалась. Бррр..

Мария Каримова   07.07.2013 21:28     Заявить о нарушении
Мария, не всё так плохо! Я на автобусах исколесил много тысяч километров и не всегда это было плохо. Мы ведь постоянного зависим от обстоятельств. В "Здра-а-асьте" они работали против нас, но мы в итоге победили. )))
Вы ведь наверняка самолётами "Аэрофлота" летаете - риск не меньше, чем на автобусе, но, тем не менее, выбор всегда за Вами.
(это я с самого севера Норвегии отвечаю, тут кое-где лежит снег).
Удачи на все четыре ветра

Виктор Румянцев   16.07.2013 11:30   Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за пожелание удачи! Да, больше летаю, но по местным районам приходится ездить наземным транспортом, но не автобусами. И снег у нас тоже есть высоко в горах, а в Душанбе +35, приезжайте греться ))

Мария Каримова   16.07.2013 17:22   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение! Никогда не был в Ваших краях. Меня всё к побережью тянет. В основном,зарплата ))). Морская романтика подутихла, а вот горную неплохо было бы расшевелить. Я бы давно этим занялся, но, блин, диван не отпускает!!!!!!

Виктор Румянцев   16.07.2013 17:40   Заявить о нарушении
Выкиньте диван, купите надувной матрац, а ещё лучше спальный мешок )))

Мария Каримова   16.07.2013 19:08   Заявить о нарушении
Диван сам меня выкинул, вернее, закинул аж в Норвегию))))

Виктор Румянцев   16.07.2013 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.