Гуляя в старом парке Кулибина

Май. Свежая зелень манит прогуляться, предлагая надышаться её ароматом. Иду в ближайший парк, где я часто проводила время с подопечными ребятишкми. Занимая детей, размышлениям придаёшься  отрывочно, внимание сосредоточено на главном. А в одиночку среди пробудившейся природы думается глубоко, и, почему-то, охватывает непонятное волнение. То ли весна  влияет, то ли место такое...
Это бывшее нижегородское кладбище, ныне парк Кулибина. Он - в самом центре исторической части города. Сохранилось всего две могилы. Земляков известных. Но памятники - скромные. Одна - И.П. Кулибина, механика-изобретателя восемнадцатого века, другая - Акулины Ивановны Кашириной, бабушки Максима Горького. Той самой, которую он с любовью описал в своей повести "Детство". О былом скорбном месте напоминают еще два небольших памятника. Опять же Кулибину, у северного входа в парк и М.Горькому, у южного. Да вновь открывшаяся церковь Петра и Павла, восстановленная в перестройку. На периферии зелёного массива культурный ряд излюбленного места отдыха горожан пополнили ТЮЗ, железобетонной советской постройки, и развлекательный центр "Спутник", замаскировав стеклом и пластиком ещё одно старинное храмовое сооружение.
Однако нижегородцев притягивает в парк Кулибина именно аура старины и покоя, не поддавшаяся суете города. Виды с вековыми липами и клёнами, пенсионерами на скамьях и детишками на качелях не просто радуют глаз и умиляют. Понимаешь, что в таких значимых, пусть и не в первозданном виде и качестве сохранившихся местах, а для кого-то именно здесь, рождается или напоминает о себе чувство причастности к сонму поколений древнего города. Силён старый парк. Силён своею тишиной и умиротворённостью над забытыми, сокрытыми и растворившимися в недрах могилами. Это чувствуется сразу, как только входишь под его сень. Именно сакральный дух, витающий над ним, без сомнения, помогает  горожанам, в частности,  в противоборстве с постоянно грозящим  его территории стройкам. Привычная тема для бесед у гуляющих здесь. Во всяком случае, каждый знает историю парка Кулибина и не может не иметь её ввиду, шагая по его тропкам и брусчатке.
Ещё один величественный гранитный образ Максима Горького, с одноимённой, неподалёку, площади и со своей немалой высоты солидарно искоса следит за судьбой памятного места. А взглядом устремлён дальше, к Волге. Словно с его высоты и сквозь многоэтажные кварталы виден на набережном откосе ветхий домик-музей, в котором прошло детство Алёши Пешкова, будущего писателя.
Видимо, потому и потянулся выходец из мещанской семьи к перу и бумаге, что воспитавшая его бабушка Акулина Ивановна и сама была кладезем фольклора, а более того - творческой душой. Потому и сохранена людьми её могила, несмотря ни на что. Около неё - открытая мощёная площадка, по которой топчутся забавные детишки, разглядывая понятный им барельеф на памятнике: мальчик слушает бабушкины сказки.
*
За последние двенадцать лет, а с перерывами в работе и каникулами - за все пятнадцать, их было у меня не пять и не десять. Много больше. Чистых, доверчивых душенек. Почти самостоятельных, не очень, и совсем крошечных, - индивидуальных учеников и воспитанников, - подопечных.
С радостью вспоминаю прежние насыщенные годы учительства. Но классов, начиная с четвёртого и по выпускной, было так много, что помню уже далеко не всех. А эти - мои. Они - часть моей личной жизни в нелёгкий её период. Общение с ребёнком - как душевное лекарство. Окунёшься в детский по-игрушечному миниатюрный, но по сути огромный, чистый мир - боль и притупилась. На первый план выступает её величество ответственность, подтягивая за собой свою верную свиту: профессионализм, трудолюбие, увлечённость, вдохновение, результат, удовлетворение.
Силы и здоровье, творческий труд, вложенные в заботу и воспитание доверенного тебе ребёнка, неизменно оборачиваются нежной привязанностью к малышу... Как трудно уходить! Особенно жаль расставаться с теми, чьи доверчивые глазки надеялись на тебя многие месяцы, иногда - годы.
Хочется верить, что и впоследствии в их рассказах о детстве, в рассказах их родителей , мне достанутся тёплые слова. А может быть и строки, как Арине Родионовне, няне Александра Сергеевича Пушкина, или Акулине Ивановне, бабушке Максима Горького. Памятник ей - в глубине  парка, не по-соседству с детской площадкой, но я, при случае, всегда старалась показать его воспитанникам...
Кроме самых последних, все выросли... Годы, проведённые рядом с детьми были для меня на вдохновение богаты. Дети ближе к Богу, они - оттуда, ещё широк портал за их спиной, по ту сторону которого стимулирующая всё и вся - вечная неисчерпаемость. Перепадало, видимо, и мне. Их маленькие ребячьи, но уже непростые и уникальные характеры, забавные моменты, не шуточные случаи, произошедшие у меня глазах, а главное, их чувства и эмоции живут в моих стихах и рассказах. И с прежней силой просятся в новые, несмотря на то, что жизнь их бывшей няни постепенно меняется.
Уходит в прошлое прекрасный период... Ностальгия... Помню всех и с любовью думаю о своих милых мальчиках и девочках. Каждый - в сердце. Счастлива, когда некоторые приглашают меня к себе в гости, звонят. Эти - самые любимые. Привет вам, мои драгоценные! Привет, мамы, папы, бабушки! Всем, кто набредёт в интернете на эту страничку - привет! Огромный-преогромный, как любят выражаться дети. Всем, кто не набредёт, приветом от меня пусть будут мимолётные воспоминания. Молюсь за всех. Будьте здоровы, счастливы и успешны:

Лариса, Лариса, Света, Лена, Саша, Регина, Марианна, Миша, Кирилл, Женя, Вероника, Лия, Оля, Илюша, Вера, Серёжа, Полина, Ия, Росина, Федя, Тимоша, Ваня, Аня, Марина, Вася, Оксана, Алёша, Оля, Алина, Мила, Петя, Костя, Андрюша, Анна-Мария, Маша, Миша, Тёма, Дима.
*
Загляни честно в душу ребёнку,
прежде чем отжурить за оплошность.
Педагогом, родитель, будь тонким.
Им, с любовью, без книг быть не сложно.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.