5. 11

Последний раз я встретила Марию на подворье в Тиберии. Это удивительнее место притягивает, как магнитом. Тут рядом Спаситель начал проповедовать, здесь призвал апостолов рыбаков. На берегу Галилейского моря. Это озеро, окруженное невысокими горами. На территории подворья источник, в котором св. Мария Магдалина очистилась от грехов. Совсем рядом Копернаум, а напротив, на другой стороне моря, гора на берегу, с которой сбросилось стадо свиней. Все в пешей доступности. И палестинцы рыбаки до сих пор ловят рыбу. Ее называют петровой. Она небольшая, но очень вкусная, без мелких костей.
Мою знакомую Марию я встретила неожиданно. Она была шофером на подворье. В этот раз не было никакого начальства. Три матушки и я. Матушки веселые, очень похожие на озорных школьниц. Рассказывали про всякие розыгрыши в монастыре. Обычно монахини так устают, выполняя свои послушания, что просто болтать, у них нет сил. Мое же лицо им уже примелькалось, можно было расслабиться. Рядом город Тиберия, куда они ездили за продуктами. На подворье было всего несколько келий, но большая трапезная, так как иногда они кормили проезжающих в Назарет паломников. Так вот одна из матушек рассказывала, как торговалась на рынке, на еврейском языке. Матушки давно живут в Израиле. Особенностью последних лет стала необходимость выезжать из подворья засветло. Вечером стреляют.
В последний приезд в Тиберию матушки попросили меня набрать в саду апельсинов. Вдоль берега моря Галилейского большой цитрусовый сад. Я впервые попала в такую экзотику. Там были апельсины, грейпфруты, помело. Немного плодов валялось под деревьями. Матушки специально предупредили, чтобы с земли я ничего не брала. Видимо, здесь, в жарком климате, упавшие на землю фрукты быстро портятся.
Другое дело у нас. Есть сорт яблок, которые я собираю в начале октября. Это сорт называют Штрифлинг. Огромные деревья, выше остальных в саду. Особенно они вкусные, если чуть подморозило и выпал снег.  И сейчас перед глазами у меня яркие малиновые яблоки, упавшие с верхушки дерева на снег. При температуре до - 5;С они не замерзают, но становятся более сочными и тонкокожими. А из-за снега они не разбиваются.
Когда я первый раз приехала в Израиль, я оказалась в сложной ситуации. В том саду только что собрали урожай апельсинов и многие матушки либо меня угощали, либо просили отвести немного в Москву знакомым. А я не привыкла таскать чемоданы. Я смотрела на это изобилие в моем номере, и решила как можно больше съесть. Как видно, сожгла желудок, ведь они очень острые. Последующие два дня были последние в командировке и меня поощрили поездкой по Святым Местам с матушкой Рахилью. Все было удивительно, но желудок болел, и я не могла ничего есть. На берегу Мертвого моря рядом с Кумранскими пещерами стояло одинокое кафе для туристов. Именно здесь меня хотели покормить матушки. Тут было обилие ливанских сладостей, съесть которые меня уговаривали. Но я ничего не могла есть. Где-то к вечеру на подворье что-то простенькое типа кашки съела, но цитрусовые я не могла есть лет десять. Все хорошо в меру.


Рецензии