М. Матюшина о творчестве В. Селиверстова

В литературу Владимир Селиверстов вошел тоже как «детективщик». Причем самые первые исследования автор посвятил специфике некоторых аспектов своей прямой профессиональной деятельности. Следователь, затем руководитель отделов внутренних дел, а ныне адвокат Селиверстов изложил их в двух изданиях, опубликованных под занавес прошлого века — «Защита по дорожно-транспортным преступлениям» и «Взятка: Коммерческий подкуп». Затем был рывок-интерес в сторону Владимира Высоцкого. Обратиться к творчеству и личности поэта и актера сподвигло восхищение Селиверстова гением Высоцкого: «Творчество его — психологическое лекарство. Наркотик, вызывающий только положительные воздействия и последствия. Транквилизатор, снимающий боль с души, придающий силы телу и воле».
Правда, небольшая книжка «Многоликий Высоцкий», еще не была по сути литературой, а скорее вхождением в нее. Недаром и сам автор назвал свой труд «размышлениями современника». А вот за ними последовали три десятка рассказов и две повести, написанные в детективном жанре. Они были опубликованы в двух выпусках Селиверстова «Тамбовский детектив». Уже на заре третьего тысячелетия поэт Игорь Лавленцев в отклике на эти книги назовет Владимира Селиверстова «одним из самых заметных на сегодня тамбовских литераторов. Селиверстов, как автор, безусловно, ангажирован, но ангажированность эта отнюдь не политическая. Достается в рыло и большевикам, и демократам, коих, впрочем, по незыблемому закону о единстве противоположностей следует считать и мужем и женой, и одной сатаной.
Ангажированность Селиверстова именно нравственная. Этические, моральные позиции, приписываемые герою повестей ''Смерть по-тамбовски'' и ''Ополченная ревность'' Алексею Ивановичу Селиванову, небесспорны, уязвимы во многих аспектах и даже рискованны. Но они же бескомпромиссно и полностью оправданы антиэтическим и супераморальным жизнеустройством сегодняшней России, они ожидаемы, желанны теми, кого принято называть простым народом…. Созвучие фамилий автора и героя явно не случайно. Автор книги Владимир Селиверстов — бывший полковник МВД… И смена погон на перо дало насытившую книгу ''гремучую смесь'' опыта ''ментовского'' зубра и некоторой неискушенности ''начинающего писателя''. Эта смесь способна преподнести читателю любого рода сюрпризы.
Удивительно грамотно выстроен ритм повествования. Кульминационная вспышка определенного этапа сменяется несколько монотонным философствованием ''за жизнь нашу скорбную''. Уж глаз, нет да нет, путает строку, ах уж этот ''рашен стайл''! Ан нет — новая интрига, словно хлыстом, подстегивает сюжет, меняя ход событий, как полет рикошетной пули под острым углом. Да и язык автора в большей своей части — живой, умный, не замызганный в литературной криминалистике… Селиверстов неординарен. Селиверстов азартен. Селиверстов интересен».
Нельзя не согласится с точными характеристиками Игоря Лавленцева, тем более, что жизнь подтвердила вынесенную им оценку литературному дару Селиверстова. Очень скоро он вырос в сильного прозаика. Но произошло это уже на почве исторических исследований. Владимир Селиверстов увлекся краеведческими изысканиями. И первым на этом пути стал роман «Гибель триумвирата» о судьбе и делах Владимира Лауница в период его губернаторства на Тамбовщине, опубликованный в журнале «Подъем». «Я рад, что в свое время порекомендовал Владимира Ивановича, — напишет тогда А. Акулинин. — Попасть литератору на страницы этого журнала не просто. Селиверстов сразу же ярко заявил о себе. Его можно принимать и не принимать. Но это личность, которая занимает свое место в литературе. Селиверстов застолбил за собой интересную тему».
Действительно застолбил. Далее последовали исторические исследования Селиверстова «Державин — правитель тамбовский», «Губернатор Миронов», «Тамбовский губернатор Безобразов». Автор намерен и далее продолжить эту серию художественно-документальных портретов тамбовских властителей. «Его Державин, — пишет В. Дорожкина, — несмотря на не чуждые ему человеческие слабости, представлен фигурой огромного масштаба — в литературной, в государственной деятельности и в личной жизни. Несколькими фразами — то авторскими, то размышлениями самого наместника, то отзывами о нем тех, кто его окружал, Владимир Селиверстов на протяжении всего повествования словно укрупняет образ Державина, добавляя к общеизвестным характеристикам новые».
Действительно, о Державине написано немало, но Владимиру Селиверстову удалось внести и свою ноту в образ и жизнеописание великого поэта и государственного деятеля. А вот о героях других произведений писателя Безобразове, Миронове и Лаунце мало известно даже не Тамбовщине. Селиверстов очень скрупулезно и много работает над архивными документами, поэтому-то его исторические исследования (так автор определяет свои произведения) — являются весомым вкладом в художественно-краеведческую литературу. Тем более, что проза Селиверстова отличается весьма оригинальным языком. Как отмечают и литературоведы, и рядовые читатели, в сочинениях Владимира Селиверстова есть нерв. Есть напряжение. Образы выписаны крупными мазками и не забываются. Автор пишет с азартом. И с азартом хочется читать его произведения.


Рецензии
Я знакома с Владимиром Ивановичем.
Очень интересный человек!
И темы его произведений необыкновенно интересные! О губернаторах!

Я с Владимиром Ивановичем заочно давно знакома.
В Липецке живет человек, собирающий всё, что выходит в печати о Владимире Высоцком.
А у меня была книга В. Селивёрстова о Высоцком.
И я "добыла" через других лиц у него ещё одну и она отправилась в Липецк.

А сейчас я иногда принимаю участие в заседаниях "Трегуляевских сред" , что проходят на "территории" семьи Селивёрстовых.
Необыкновенные встречи у необыкновенных людей!

Спасибо!

Наталья Меркушова   19.05.2013 10:09     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо за такой прекрасный отзыв. Из твоих рецекзий я всегда узнаю что0то новое.
Спасибо большое
С теплотой души,
Зтнаида

Королёва Зинаида 2   19.05.2013 14:26   Заявить о нарушении
Рада поделиться, дорогая Зинаида!!!

Наталья Меркушова   19.05.2013 16:14   Заявить о нарушении