Личность и образование...

Евгений Разин - Тине Канделаки
четверг в 20:36 ·
     Пришлось комментарий вставлять как статус, потому что Ваша виртуальная охрана не понимает текстов, прошу извинить... Но тему Вы затронули не то что из глубины веков - она предвечная: воспитание и обучение, как и кому позволено?

     (Смотрите прямую трансляцию с круглого стола в Общественной палате на тему "Кто решает, чему учить детей? Актуальные проблемы взаимодействия школы, общества, семьи и государства": http://top.oprf.ru/news/11078.html
http://tikandelaki.livejournal.com/329250.html )

     Здравствуйте Тина! Великолепно Вы сказали о формировании интереса, а не правил для ЕГЭ. Из чего складывается тройка? На первом месте здесь предпочтение преподавателя чёткому ответу без запинки, это удобно, и по этому принципу формируются отличники. Но кто умнее - троечник или отличник?
Отличник запоминает формулу, остальное его ум не занимает. Троечник понимает её и не понимает: слишком много ассоциаций к ней привязано, и его ум продолжает задавать вопросы - а почему, почему, почему?..
Ещё ни в одном учебнике я не встречал таких сносок:
- Что Вам непонятно в данном примере, тексте и др...
- Как Вы сами это понимаете?
- Что Вы можете к этому добавить?
- Согласны ли Вы с этим, если нет, то почему?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать и изложить (объяснить) материал.

     Уверен - любознательный ум троечника откроется с пользой и для него самого и преподавателя.

     Но есть и другие проблемы, например:
В школе на первом уроке немецкого языка я с ходу запомнил 48 предложений - было очень интересно поговорить на незнакомом языке!
В дальнейшем все ученики избегали занятий по немецкому, было неприятно часто получать двойки... Учительница так реализовала свои негативные семейные комплексы.
     Мой младший брат в дошкольном возрасте с ходу (те с одного- двух прочтений) знал наизусть евангелие, псалмы (это постаралась бабушка), а также все стихи Михалкова, Маршака, Чуковского, Барто и других поэтов, читал без запинки "Доктора Айболита", "Дядю Стёпу","Рассеянного с улицы Бассейной" и др. В школе избегал уроков русского языка и литературы, не любил в ней заучивать наизусть...
     Основная проблема преподавания у нас всегда была такой: идеологическая гордыня (гуманнейшая профессия!)вместе с нелюбовью к детям и ремеслу, а также непрофессионализм.
Очень мало серьёзных и глубоких исследований и работ по психологии и гноселогической этике детей и подростков, полно скучных высосанных из пальца и подмеченных у кого-то наблюдений, излагается остранённо, высокомерно и высокопарно. Какой тут профессионализм?
     У большинства учителей главное - любой ценой подчинить аудиторию. Шалопаи и мэтры. А надо бы: цвет будущего и старшие друзья.
     Ещё проблема: нынешние школьники могут быть во многих конкретных вопросах гораздо осведомлённее учителей, это создаёт атмосферу насмешек и страха.
Я бы не постеснялся предупредить ( если бы пришёл учить ), что возможно в некоторых вопросах по сравнению (с вами, ученики!)являюсь профаном, но в некоторых необходимых (для вас,друзья!)разбираюсь получше. Так и ставил бы задачу на уроке - разобраться в том или этом коллегиально.
     И главное: целью обучения должно являться не запоминание ответов на вопросы, а овладение методологией познания. Всё! Остальное - детали.
     А вот так мы учились и учимся:

  Почемон и Почемука

Утром рано - спозаранку
Кто-то крикнул: - Почему? -
Почемон держал баранку,
Непонятную ему.

- Колесо, ведь, не баранка!
Только в толк опять не взять:
Не на велике, а в банке
Предпочла она лежать...

- Почему же, - Почемука
К Почемону сует нос, -
Разломить баранку - ручки,
Колесо - приладить ось...

Почемон - баранку на нос:
- Почему вот так - "хрю-хрю"?
Почемука: - Это странно...
Ну а все же, почему?

Почемукали до ночи
Над баранкой, позабыв,
Что есть много, между прочим,
Интересных дивных див...

Но судить не будем строго -
В простоте есть свой резон:
Почемука станет докой,
И ученым - Почемон...

Е.Р. 13-05-2001

© Copyright: Ергений Разин, 2013

Верблюжья школа

Страус Вася играл в классы,
Прыгал долго на ноге:
- Раз, сейчас я в первом классе.
- Два - каникулы в песке.

- Три - уже в шестом я классе.
- Пять - в седьмой и перешел!
Тут верблюд подходит к Васе:
- Я - директор высших школ.

- Ну-ка, Вася на линейку
Становись-как в три ряда!..
Вася стал похож на лейку:
- Не смогу так никогда...

- Может, больше будет проку
Мне скакать из класса в класс?
- Нет, - промолвил верблюд строго,
Введем правила сейчас:

Прыгнешь плохо - ставлю двойку,
Значит - целый день стоять,
Словно кран на местной стройке,
И еще... всю ночь не спать.

- Чуть получше - тройка будет:
В три шеренги становись,
Гордо с выпяченной грудью
Целый день просмотришь ввысь!..

- На четыре - очень трудно:
Нужно с гирею скакать
Через кучи, через груды
И при этом... напевать!

- Станешь петь: - Верблюду - слава!
Замечательный верблюд -
Васе, целой-то ораве,
Объяснил, что значит труд.

Вася - "целая орава"
Заикнулся: - Н-ну , а пять?..
Верблюд: - Это мое право:
Пять могу не выставлять.

Вася месяц с гирей прыгал
Чтоб тянуть на "хорошо",
А верблюд - горбун, задрыга,
Всех стараний не зачел.

В Васю он с утра плевался,
- Второгодник! - говорил, -
С недоумком я связался -
Зря, что пара сильных крыл...

Но однажды Вася прыгнул
Аж на самую Луну!
Верблюд снизу: - Эка фига,
Надо было-то в длину!

- Ставлю неуд тебе, Вася,
Сколько раз я повторял:
Под моим надзором в классы
Все с ленцою ты играл.

Время лечит, Васе легче,
Академиком он стал,
Но верблюд опять перечит:
Я тебя ведь обучал!

- Знать, мне Вася и виднее,
Второгодник вечный ты,
Был бы, Вася, ты умнее,
Стал бы, Вася, ты крутым!..

Сколько б Вася ни старался,
Но ему не угодил...
Страус Вася, не печалься -
Хорошо не крокодил,

А верблюд подножки ставил
На тернистом том пути,
Куда ты себя направил
И достойно смог пройти!

Е.Р. 21-27-05-2001

© Copyright: Ергений Разин, 2013

Спасибо за радение о школьном воспитании, хороший Вы человек!

e-mail: erg_razin@mail.ru


Нравится ·  · Отменить подписку на обновления публикации · Поделиться · Продвигать
Кате Фроловой это понравилось.

Евгений Разин P.S. - Из сказанного вообще вырастает проблема наполнения менталитета личности по предрасположенности, поясню на собственном примере: я выбрал университет МГУ по принципу получить универсальное образование (универсум-университет). Думал, что мне позволено будет в числе 12 предметов на каждый семестр набирать предметы, к коим моя душа тяготеет: и естествознание, и искусство, союз точных и гуманитарных наук. Не случайно А.Канке, автор "Проблем современного естествознания" говорит о серии кризисов в обществе, гносеологических, технико-технологических, промышленных, социальных и политических, в результате разделения знания на естественное и гуманитарное. На "физиков и лириков". На деле пришлось мне изучать скучную мифологическую программу по истории развитого социализма, теории коммунизма, догматической и нереальной политэкономии социализма и тд и тп чего я не помню уже... Но пришлось в семестр самостоятельно добавлять интересуемое, про это не спрашивали, а по ненужному - тройки для проформы. Надо разрешить студентам выбирать профильный оптимум предметов - который поможет той или иной личности развить свою универсальность.


Рецензии