Обмен жёнами
«Хомо эректус или Обмен жёнами»
Cпектакль хочется сделать по первому плану бурлеском, а по второму аналитическим. За комедийными репликами и интригой должен просвечивать гоголевский вопрос о путях России. Тем самым продолжится линия, намеченная в постановке «Самоубийца» по комедии Эрдмана. Там вопрос «Русь, куда же несёшься ты?» обращён к России постреволюционной, а здесь к России постсоветской.
Символами советского периода были Серп и Молот, но не в каноническом смысле. Серпом большевики срезали целые слои россиян, а остальных дубасили Молотом. Этот смысл Эрдман гениально показал театральными средствами в «Самоубийце». Символами постсоветского периода являются Секс и Мошна. Мораль комедии Юрия Полякова «Хомо эректус или Обмен жёнами» ; в реплике «Я всегда верил, что человека уродует несвобода. Оказалось, что свобода уродует его ещё больше».
Коллапс коммунистической идеологии не привёл к всеобщему счастью. Либеральные идеи обесценились еще стремительнее социалистических. Как говорит в пьесе бывший диссидент, «совесть русской интеллигенции» Говоров, «светлые залы моего дворца заполнили негодяи и проходимцы, думающие только о деньгах». Очередная утопия лопнула, как мыльный пузырь, не выдержав проверку практикой.
Разрушение моральных принципов происходит почти у всех героев «Обмена жёнами». Говоров переродился в циника и взяточника. Бывший честный журналист Гранкин стал торговать компроматом. Подпольный большевик Борцов на деньги, предназначенные «для борьбы», купил жене шубу. Студенка Курагина стала проституткой. Маша оставила одноклассника, за которого собиралась замуж, и выскочила за «нового русского» Кошелькова.
Они поддались сооблазну материального достатка. Говоров оправдывается: «Я тоже человек. Мне тоже нужны деньги». Кошельков объясняет грехопадение Васи так: «Борцам тоже деньги нужны». Если раньше «гибли за идею» (в основном, не добровольно), то теперь «люди гибнут за металл». Как писал классик, «чума на оба ваши дома»!
Беда в том, что достаток нажит нечестно. Кошельков приватизировал завод, ограбив рабочих и, как сам говорит, «кидает лохов». Говоров утверждает проекты за мзду. Гранкин продаёт досье с компроматом. Борцов берёт подачки у «классового врага». Кси зарабатывает «на комнату» проституцией. Маша на богатого мужа променяла любимого, который с горя стал наркоманом. Ирина Марковна ради собственного благополучия учит дочь врать, чтобы сохранить семью. Николай Егорович за подачки ублажает зятя. Нет у героев нравственного стержня ; ни религиозного, ни марксистского, ни либерального ; никакого. Вот, и получается по Достоевскому ; «всё дозволено»!
Действие комедии ; тусовка. Сначала, как бы сексуальная ; для обмена женами, но потом начинается психологический и гражданский стриптиз. Обнажение идёт в несколько приёмов, после каждого «имидж» героев радикально меняетя: они становятся то чернее, то белее, меняя «цвет» иногда по несколько раз.
Сквозная интрига ; ревность Игоря, который считает, что его жена Маша изменяет ему с Мишей, её школьным другом. Для Игоря, «кидалы», верность жены ; основная ценность. За это он и выбрал Машу: «Верная оказалась. Большая редкость! Даже-даже. Вот, думаю, такая жена мне и нужна». Поэтому измена для него, как нож в сердце. Вечеринка с обменом жёнами организована Игорем для наказания Маши: «Если есть Миша, то пусть все будут.... А потом на свалку!». Он хочет её поруганную (как он думает) верность обесценить до предела. Но ревность Игоря, этого современного Отелло, лишена оснований (как и у Шекспира). В финале выясняется, что Маша не изменяла ему, она пыталась вылечить опустившегося Мишу, ставшего наркоманом. Потрясённый этим открытием Игорь встаёт перед женой на колени. Для него уже не имеет значения, что только что «с подачи» жены у него украли новый «Мерседес».
У Игоря ; ревность, а у Маши ; комплекс вины. С начала и почти до самого конца спектакля Маша кажется легкомысленной и недалёкой, чуть ли не Эллочкой-людоедкой из «12 стульев», которой интересны только наряды да телесериалы. Но в заключительных сценах вдруг обнаруживается, что Маша глубокая и сильная натура. Она, можно даже сказать, воплощение образа русской женщины, которая «не любит, а жалеет». Жалеет Маша истово. Она убеждена, что Миша стал наркоманом из-за того, что она бросила его: «Ну почему здесь никто не верит, что из-за меня кто-то может сломать себе жизнь?». Чтобы его вылечить, она продаёт свою шубу, крадёт у мужа автомашины и рискует разрушить свою семью. «Я сама стала как наркоманка. Я ненавидела его и не могла бросить, жалкого, омерзительного... Я его обязательно вылечу». Верная и совестливая, Маша оборачивается «лучом света в тёмном царстве» ; нравственной победительницой, перед которой преклоняется и Игорь, и другие герои пьесы.
В дополнение к ревности Игоря вторая движущая сила интриги пьесы ; страдающая любовь Леры. Это она затеяла весь этот «свинг» в надежде вернуть мужа, который уже два года изменяет ей с практиканткой из журфака. Лера сначала предстаёт чуть ли не «синим чулком». Психокультуролог, без пяти минут доктор наук, одета по выражению Маши «как беженка», в толстых очках. Но, вот, происходит первая метаморфоза ; превращение «беженки» в модель. Маша переодевает Леру с ног до головы и перед нами возникает, как Афродита из морской пены, очаровательная и элегантная женщина. Перемена настолько разительна, что Леру не узнаёт муж! Сергей сетует, что его жена «превратилась в секс-бомбу».
За внешним преображением следует внутреннее. Сначала Лера ведёт себя, как типичный сухарь-специалист, интересующийся лишь «влиянием виртуальных матриц на динамику социума». Изъясняется на профессиональном жаргоне: «идентифицируете», «швестершафт», «утрата духовного императива» и т. д. А потом обнаруживается, что у неё взрывная эмоциональность: понуждая Сергея на признание в шантаже, грозит выброситься из окна «пентхауза» Кошелькова, с девятого этажа. Её реплика «Ты меня знаешь» и испуг Сергея свидетельствуют, что это не единичный всплеск, а проявление присущего Лере вулканического темперамента. Окончательно это подтверждается после её признания: «Это же я всё устроила. Я!». Чтобы «снять порчу», «приворот» и вернуть мужа.
Потрясённый Говоров укоряет: «Валерия, вы же образованная женщина». И получает в ответ: «Когда у тебя отбирают мужа, без которого ты просто сдохнешь, как собака без любимого хозяина, ты никакой не культуролог, ты просто баба, воющая от ужаса». Свинг оказывается «колдовским» средством, к которому в отчаянии прибегает Лера. Она, как утопающий, что хватается за соломинку, но в отличие от утопающего Лера добивается своего.
Её монологи в конце второго действия выявляют страстную и волевую натуру почти трагедийного масштаба. У меня они ассоциируется со стихами Вероники Тушновой: «За это можно всё отдать! И до того я в это верю, что я тебя готова ждать всю ночь, не отходя от двери». Оглушённый глубиной страдания и силой любви Леры, Сергей заново влюбляется в свою жену. «Кажется, вернула» ; заключает Кси.
Вечеринка с обменом жён оказывается ловушкой, западнёй, устроенной ревностью Игоря и страдающей любовью Леры. Участие Говорова в свинге на поверку тоже проявление «странности любви». Говоров привязан к своей 65-летней жене, которая стала ему «как мать». Предавший свои идеалы, он не хочет бросать жену, которая любит его и ждала, пока он шесть лет сидел. Поэтому Говоров избегает заводить любовницу и позволяет себе лишь мимолётные сексуальные приключения.
Двадцатилетняя Кси, «снятая за двести баксов» Говоровым, чтобы изображать его жену, в спектакле представляет «племя младое, незнакомое». Действие происходит в 2002 году и, значит, Кси не получила ни коммунистического, ни другого нравственного воспитания. Потому-то она девушка «без предрассудков»: «Кто чем умеет, тот тем и зарабатывает». Кси хочет заработать проституцией на комнату и «завязать». Мечтает о судьбе Золушки: «Красотка тоже была проституткой, а потом вышла замуж за Ричарда Гира». Она, как и другие персонажи, считает что добиваться цели можно любыми средствами. Находясь в самом низу социальной лестницы, ведёт себя с сильными мира сего непринужденно. Компенсирует социальное неравенство простым, но действенным способом – сексуальным, опираясь на преимущества молодости. Кси самый заводной и зрелищно выигрышный персонаж. Но сквозь её эпатаж просвечивает драма – жребий Золушки, увы, большая редкость.
Другой представитель социального низа, Василий Борцов ; рабочий вожак, подпольщик. Его обличительные речи по сути справедливы. «Вы, как Павел Власов» – делает Васе комплимент Лера. Но, как известно, история сначала разыгрывается, как трагедия, а потом повторяется, как фарс. Коммунистический эксперимент потерпел сокрушительное фиаско. Повторять его, учитывая колоссальные жертвы и палачевный финал, желающих мало, даже среди рабочих. Поэтому грехопадение Васи и комедийность его образа – закономерны.
Наименее яркий персонаж среди основных действующих лиц ; журналист Гранкин. И это тоже не случайно. Сергей представляет социально активную интеллигенцию, которая в современной России сильно стушевалась по сравнению с перестроечной эпохой. Тогда было время миллионных тиражей журналов «Новый мир», «Знамя» и др. «Когда ты на крысах зарабатывал, мы на митинги ходили» - говорит Гранкин Кошелькову. Да время это сплыло. И, самое главное, Россия ушла совсем не в ту сторону, которая грезилась «прогрессивной общественности».
Интеллигенция потерялась, ушла на задний план. Её почти никто не слушает и ей почти ничего не платят. Впору снова растерянно вопрошать «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот, честный журналист Гранкин и не нашёл ничего лучше, чем торговать компроматом, чтобы так собрать деньги на «честную газету». Ни он сам, ни другие в это не очень верят. Лера презрительно бросает: «И это всё?». «Да, это всё...» растерянно отвечает Сергей. Нет путеводной нити, все бредут наугад.
Обещанный в названии пьесы «разврат» не происходит вроде бы из-за неожиданного появления Васи, но на самом деле приход Васи ; только предлог. Сначала «обмен жёнами» оттягивается, несмотря на призывы Кси «сразу перейти к половому акту», а потом «свингеры» с облегчением воспринимают Васю, как подвернувшееся препятствие, и, кажется, даже благодарны ему. На самом деле они жаждут не извержения семени, а выброса накопившихся в их душах боли и страдания. Этому они самозабвенно и предаются во втором действии.
После того, как все счета друг другу предъявлены, все обвинения и подозрения высказаны, наступает катарсис и герои соединяются не в сексе, а в песне. Соединяются все три поколения, все социальные слои, только что враждовавшие. Соединяются, потому что они ; одно целое, одна общность, одна судьба, один народ. Поют они «Степь да степь кругом» ; о российских необъятных просторах, о российском всегдашнем бездорожье, о русской тоске.
«Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ! Не даёт ответа....».
Ноябрь 2006 г.
Свидетельство о публикации №213051800285