Рыбаки

В раннем детском возрасте я был тихим и скромным мальчиком, матом не ругался, хотя по окончании первого класса уже знал два слова, которые я слышал где-то на улице. Когда же мы всей семьёй отдыхали в деревне - я услышал и третье слово. И знаете от кого? От рыбаков, от кого же ещё?! Гулял я как-то вечером, вдоль речки. День был хороший, солнечный, но рыба но рыба по какой-то неизвестной причине не хотела клевать. И один из рыболовов, в очередной раз вытаскивая из воды крючок с нетронутой наживкой - изрёк это слово на букву бэ, у которого, как мне известно, но уже в более позднем возрасте, немало значений. Но оно было в этот день для меня неизвестным ругательным словом, которое мне предстоит услышать не один раз в школе, на улице, и чёрт ещё знает, где ещё. Но разве мог знать обычный семилетний мальчик, что через несколько дней он услышит одним разом все матерные слова, причём от одного и того же человека - местного любителя рыбной ловли и спиртных напитков, Николая Ивановича. А было это так. Сидел я на берегу речки Протвы, ловил всякую мелочь на небольшую удочку, а мимо меня на лодке проплывал он, Николай Иванович, возращавшийся с утренней рыбалки, немного поддавший по поводу удачного улова. Меня, конечно, как и других ребятишек моего возраста интересовало то, сколько он наловил рыбы, каких она размеров и какой породы. А то ведь вы знаете, что рыбак всегда любит преувеличить. Поймает небольшую рыбёшку, размером с ладошку, а покажет аж по самый локоть. Поймает по локоть, а скажет, что поймал щуку аж с руку. Но я щук такого размера видел только на картинке, или в краеведческом музее, в виде макета. А в этой речке ещё, наверное, не было такой рыбины, которую бы не выловили, дав ей вырасти до громадных размеров. Ведь обязательно выловят ещё маленькой щучкой и съедят с ухой. Раньше, в начале двадцатого века рыбаки брали только крупную рыбу, мелкую, как правило отпускали. Не то, что некоторые, как например Николай Иванович. Крупную рыбу он ел сам, мелочь - кошке, а совсем мелкую рыбёшку приберегал для вечерней рыбалки со спинингом - на более крупную и хищную рыбу. В общем, ничем не брезговал, и каждой рыбе, будь она большая или маленькая - находил своё применение. Улов его был по-видимому удачный, так как его небритая, пьяная и улыбающаяся физиономия светилась ярче солнца в ясную погоду. Но, проплывая мимо нас, его вдруг резко качнуло в сторону и он угодил в воду. Через мгновение из воды показалась недовольная физиономия Николая Ивановича: заросшая, не бритая, и к тому же вся в тине, явно претендующая на роль водяного в фильме "Особенности национальной рыбалки в летний период", из уст которого изрыгались отборные, четырёхэтажные матерные выражения, касающиеся речки, лодки, течения, а потом и нас. Какого хрена, мягко выражаясь, вы тут ржёте?! А что нам оставалось делать? Видя такую картину собственными глазами даже грустный засмеётся, не говоря уже о нас, пацанах. В общем, весело было в этот период летом в деревне Высокиничи, особенно на Протве-реке. А мой лексикон пополнился новыми словами. И всякий раз, когда я слышу всем нам известное выражение: "ругаться матом как сапожник" - мне хочется добавить, что ругаться, а точнее выражаться матом могут не только сапожники, которые на самом то деле ругаются меньше, чем водители на автобазах. Но это ни в какое сравнение не входит с рыбаками, выражающими своё недовольство по поводу плохой погоды и отсутствия  хорошего клёва. А если бы всегда была хорошая погода и рыба клевала как надо, глядишь - и матершинников бы здорово поубавилось.


Рецензии