***

  На третий год работы у меня были все основания предполагать, что я уже научился перешагивать через пень с розетками, что торчал из пола прямо возле моего рабочего места; ранее я просто об него спотыкался. Это был пережиток прошлого, и розетками, установленными на нём, практически никогда не пользовались. Нижние ящики стола выдвигались всего на несколько сантиметров, упираясь в это препятствие, что доставляло массу неудобств; к тому же в силу его нелепого расположения об него спотыкались мои коллеги, с завидной регулярностью приходящие обсудить некоторые вопросы. Это всегда происходило неожиданно: иногда прощаясь, а порой во время беседы, когда отчаянно жестикулируя руками и пытаясь объять необъятное, кто-то забывался и обрушивался на стоящие неподалёку закруглённые угловые секции с разместившимися на них растениями, и без того неустойчивые.

  Казалось, уж я-то наверняка должен был запомнить расположение опасного объекта во всех подробностях: и действительно, к тому времени я зачастую продвигался вдоль стола, не смотря под ноги, инстинктивно перешагивая в нужном месте. Но однажды второпях, перешагивая, я опустил ногу прямо на выпирающую из пня толстую двойную розетку; она отвалилась и упала на пол, мой ботинок слетел с ноги, а я почувствовал боль на правой ступне. Из деревянного пня торчали металлические искривлённые контакты, поодаль валялись винтики, а я прыгал вокруг на одной ножке, отныне весёлый и жизнерадостный.

  Первым делом я должен был предупредить начальника, но ему было не до этого. Тогда я обратился в отдел материально-технического обеспечения, где меня заверили, что передадут всю информацию электрику.

  Чтобы не терять время зря, мы с коллегой решили заняться самодеятельностью, дабы сгладить последствия прошедшего урагана. Винтики были собраны и положены на полочку, на металлические контакты во избежание удара током была подвешена спавшая пластиковая розетка. Вскоре пришёл начальник. Он молча всё понял и категорически запретил пользоваться исходящим из пола электричеством, затем ушёл. А я лелеял идею оградить моё рабочее место полосатыми красными ленточками, увенчанными знаками «Не влезай, убьёт!».

  Проходил день за днём; каждый день я звонил по телефону и напоминал, что мне требуется электрик. Как-то мне заявили, что электрик сейчас занят, он учится. В ходе следующих звонков было выяснено, что он не придёт, пока не закончит учёбу. В связи с этим у нас в кабинете уже пошли шутки насчёт того, как учится электрик: он сейчас в первом классе школы, но в недалёком будущем он всерьёз мечтает получить данную профессию и прийти к нам.

  В один из дней коллега заявил, что собирается сходить в бухгалтерию, узнать, когда перечислят зарплату. Не хочу ли я пойти с ним? Я согласился; возможно, там знают, как можно ускорить процесс явления электрика народу.

  Насчёт зарплаты сведений ещё не поступило, ответили они. И вообще, с какой стати мы тут ходим? «Это не справочная» — заявила одна из сотрудниц. И тут на арену вышел я:

  — А вы не знаете, как вызвать электрика?

  Серия взрывов смеха прокатилась по бухгалтерии. Одна женщина взялась мне помочь и обещала вызвать электрика по своим каналам. Она записала моё имя, фамилию и номер кабинета.

  Прошло две недели. За дверью послышался скрежет стремянки, в кабинет постучались, и на пороге предстал электрик.

  Это был отнюдь не школьник, это был мужчина, которому уже было не меньше пятидесяти. На нём была запылённая от работы одежда. Он прошёл со стремянкой вглубь кабинета.

  — Ну что у вас тут?
  — Вот, – показал я, словно этим было всё сказано.

  Вместе с коллегой мы объяснили ситуацию: в принципе, эти розетки здесь не нужны вовсе, и пень желательно вообще спилить.

  — Понятно, – ответил он, ушёл, и чуть позже вернулся с инструментами. Сначала он снял вторую двойную розетку по другую сторону пня, затем отвинтил механизмы самих розеток, и только потом принялся раскорчёвывать пень. На всё ушло не больше десяти минут, и я был рад, ведь теперь из пола торчал только оголённый провод.

  — Теоретически, можно оставить и так, – сказал электрик. — Но если уборщица, дура этакая, попрётся сюда с мокрой шваброй, эх…

  Дальнейшая работа заключалась в поиске источника тока; пришлось разобрать и отодвинуть стол; электрик не знал, от какой из множества розеток идёт ответвление.

— Самый простой вариант — коротнуть, – сказал он. — Конечно, у половины здания может отключиться электричество, но зато мы сразу узнаем…

  Коротнуть он не решился, всё-таки столько людей работают. На следующий день, лёжа под столом, он стал разбирать розетки одну за другой, но разветвления так и не находил. Вскоре он полез разбирать розетки у моего коллеги, но и там поиски были бесплодны. Рукавом рубашки он утирал пот на лбу и ничего не мог понять. Затем поставил стремянку и стал забираться к потолку. Он приподнял и сдвинул в сторону пару панелей фальш-потолка, освещая фонариком темноту. То же самое он проделал над рабочим местом моего коллеги. Обнаружив какой-то неизвестный доселе провод, он задался целью узнать, что это такое; для этого он вышел со стремянкой из кабинета, и стал разбирать потолок в коридоре. Оттуда доносились звуки передвигаемой стремянки, стук её ножек о плитку на полу, грохот шагов взбиравшегося по лестнице электрика. Через четверть часа в кабинете погас свет, и я услышал вопрос из коридора: ну что?

  — Свет погас.
  — Ну, значит, это не то.

  С каждой ошибкой проблема становилась всё более занимательной. Казалось, испробованы все возможные варианты, но обнаружить, откуда по известному проводу идёт ток, так и не удалось. Электрик поговорил с начальником, надеясь, что тот может знать кое-что интересное в плане обустройства здания, но и это не принесло ничего нового. Тогда электрик решил заглянуть в соседний кабинет, расположенный за нашей стеной, — авось, там что-нибудь накопает. Девушка, начальник другого отдела, также была не в курсе.

  — За шкафами есть розетки, – начал было он…

  Через минуту он вернулся к нам.

  — Придётся ломать стену, – произнёс он с уверенностью знатока своего дела.

  Я представлял себе стенобитные орудия. Электрик вернулся с ножом.

  Стена не была несущей, это всё была сплошь гипсокартонная конструкция. Помимо ножа, у электрика был с собой прибор, умеющий находить проводку в стене. Он провёл прибором вдоль оголённого провода по направлению к стене: на полу тот ещё издавал писклявые звуки, а у плинтуса терялся и умолкал. Подобным образом были проверены вскрытые розетки, возле которых прибор неизменно издавал звуки: был сделан вывод, что прибор работает правильно. Однако после этого началось нечто необъяснимое: прибор обезумел и перестал обнаруживать ток там, где он явно присутствует, и стал находить его там, где ему заблагорассудится, пусть даже в столешнице.

  Наконец талантливый электрик отложил свой прибор в сторону, взял нож и стал резать стену как бы наугад; я увидел квадратное окошечко в никуда. Решение оказалось простым, но в то же время замысловатым: разветвление оказалось не рядом с розетками, как это обычно делается, а где-то между ними и полом, поэтому его так долго не могли найти.

  — Халтурщики делали, – заключил он. Всё, что ему теперь оставалось – это только обрезать провод и закрыть дыру в стене. С меня же — выбросить мусор, что остался после крушения: деревяшки раскорчёванного пня, старые пластиковые розетки, которые сейчас уже не используются, и ненужные металлические штуковины.

  В общем, всё закончилось хорошо, и я рискну предположить, что отныне больше никто не будет спотыкаться, по крайней мере, именно здесь…


Рецензии