Уроки военной истории

Говорят: «наши годы, как птицы, летят» и уже пролетело немало.
Мы не виделись с выпуска лет тридцать пять, а как будто бы их не бывало.
Мало наших друзей остаётся в строю. Время клонит к большому привалу.
Но собратьев своих по глазам узнаю, хоть нещадно их жизнь потрепала.
Только души ещё не сгорели дотла, испытанья их не погасили.
Наша юность и зрелость в походах прошла по дорогам не только России.
Как могли, берегли и Державу, и честь, и служили стране, а не власти.
Жаль, сберечь удалось очень мало. Что есть, - не страна, а обрубок, к несчастью!
Дорогие друзья приснопамятных лет, пусть виски нам присыпало солью,
Окончания службы Отечеству нет, если полнятся души любовью.

Полковник запаса Валерий Латынин,
выпускник Алма-Атинского ВОКУ 1974 года,
член Союза писателей России, лауреат международных конкурсов

1 мая 2013 года исполнилось шестьдесят лет со дня рождения кандидата исторических наук полковника запаса Станислава Федоровича Цибенко – настоящего профессионала военного дела, ученого, офицера-педагога с большой буквы, ставшего для нескольких поколений молодых офицеров образцом выполнения воинского долга, жизненным примером и наставником.
 
Начало пути
Станислав Федорович Цибенко родился 1 мая 1953 года в с. Ясновка Ленинского района Северо-Казахстанской области в семье сельских учителей  участника Великой Отечественной войны Цибенко Федора Лукьяновича и Чернышовой Анастасии Дмитриевны. Родители Станислава много времени и сил отдавали воспитанию подрастающего поколения, были настоящими инженерами человеческих душ, пользовались большим авторитетом и доверием односельчан,  всем сердцем любили детей, которые отвечали им взаимностью. Станислав был первенцем в семье, с малых лет начал трудиться. Как старший среди детей, с двенадцати-тринадцати лет, помимо учебы в школе, работал в совхозе, нередко без выходных дней, забывая о летних каникулах.

Станислав был разносторонним юношей, в школе хорошо учился, много читал, увлекался спортом, в свободное время всегда старался помочь родителям по хозяйству и в воспитании младших детей – брата Александра и сестры Галины. С ранних школьных лет особенно увлеченно читал книги о войне и историческую литературу.

Это были годы, когда наша страна, оправившись от последствий Великой Отечественной войны, в условиях противостояния двух супердержав – США и СССР в экономической, политической и военной сферах, возглавляла мировую социалистическую систему с третью всего населения мира. Военно-политическая обстановка в мире в тот период оставалась крайне сложной и противоречивой. Особенно усилилась международная напряженность в связи с вводом Советским Союзом своих войск в Венгрию и Чехословакию.

Родители Станислава не по наслышке знали, что такое война, какое горе и разрушение она несет людям, поэтому желали только одного – мирного неба и такой же мирной профессии, какой всегда была профессия школьного учителя, для своих троих детей.

Однако у Станислава с детских лет была мечта стать профессиональным военным, реализовать которую ему удалось далеко не сразу. К тому же, Станислав очень серьезно подошел к выбору своей профессии, решил проверить себя.

1 ноября 1971 года он был призван в Вооруженные Силы и направлен для прохождения срочной службы в учебное подразделение, где 12 декабря принял Военную присягу. После окончания учебного подразделения, Станислав был направлен в ГСВГ, где вскоре назначается на должность командира отделения, а затем и заместителя командира взвода. На втором году службы его назначают исполнять обязанности старшины роты.

Зимой 1973 года старшина С.Цибенко принимает окончательное решение – стать офицером, пишет рапорт по команде, сдает конкурсные вступительные экзамены и 24 августа 1973 года становится курсантом созданного в июне 1970 года Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И.С.Конева. Показательно, что вместе с ним в этот же год курсантом АВОКУ становится и младший брат Станислава – Александр, выпустившийся из  стен Свердловского суворовского военного училища.

В Алма-Атинском высшем общевойсковом командном училище
К моменту поступления братьев Цибенко, в училище состоялся первый выпуск, молодые офицеры уезжали служить в войска, а вчерашние абитуриенты, только что  зачисленные курсантами, с завистью смотрели им вслед…

Тогда никто и не предполагал, что в стенах училища Станиславу предстояло прослужить долгих десять лет, пройти путь от курсанта до капитана – командира курсантской роты, одной из самых лучших в училище. …Но все это будет еще впереди, а пока, с учетом положительных характеристик и опыта службы в войсках, командование курсантского батальона принимает решение назначить старшину С.Цибенко старшиной курсантской роты. Здесь Станиславу не раз пригодились уроки и жизненный опыт нелегкой солдатской службы.

Он упорно учится, закаляет характер, самым серьезным образом готовит себя к предстоящей офицерской службе, продолжает много читать. Это книги по тактике и военному искусству, военной истории, вооружению и военной технике. Очень серьезно Станислав изучает работу общевойскового командира в различных видах боя, твердо запомнив высказывание выдающегося полководца Г.К.Жукова о том, что «без глубокого понимания тактики общевойскового боя, ни один командир не может рассчитывать на перспективу роста в службе в мирное время, а в военное – на успех боя».

За время учебы он сумел хорошо зарекомендовать себя у командования училища. Уже через полгода обучения за усердие в службе и успехи в учебе старшина С.Цибенко получает первую благодарность от начальника училища генерал-майора В.Власова.

За учебой и работой старшины С.Цибенко внимательно наблюдают старшие начальники и командиры, оказывая практическую помощь в формировании командирских качеств будущего офицера. Это, в первую очередь – начальник училища генерал-майор В.Власов, командир батальона подполковник В.Коротеев, заместитель командира батальона по политической части подполковник В.Туркин, командир роты старший лейтенант А.Томозов, начальник кафедры тактики, бывший командир полка, участник Великой Отечественной войны и Венгерских событий 1956 года полковник Б.Михейкин и начальник кафедры огневой подготовки полковник В.Бухаров.

За время обучения в училище и работы в должности старшины курсантской роты, будущий офицер проявил командирские качества, заслужив репутацию волевого и энергичного руководителя. Кроме командирских, у Станислава рано проявились качества педагога, что стало решающим при определении командованием училища его дальнейшего предназначения. Так, в июле 1977 года Станислав получает лейтенантские погоны и в числе лучших выпускников назначается на должность командира курсантского взвода родного училища, которое к тому времени оставалось самым молодым военно-учебным заведением в Сухопутных войсках. Но, несмотря на свою молодость, в войсках рос авторитет выпускников АВОКУ. Об этом объективно свидетельствовали положительные отзывы на воспитанников училища, регулярно поступающие из войск. В этом была большая заслуга руководства, профессорско-преподавательского состава училища и, конечно же, командиров курсантских взводов, рот и батальонов, которые формировали традиции молодого училища и всячески их поддерживали.

Из воспоминаний полковника Александра Кондрусева, бывшего командира взвода первого батальона курсантов: «В период с 1977 по 1980 годы со Станиславом Федоровичем Цибенко мы служили командирами взводов в первом батальоне курсантов. Командиром первой роты в тот период был старший лейтенант Александр Красный. Вместе с нами взводами командовали Георгий Дубовцев, Сергей Самойленко, Валерий Баженов и Александр Эйсфельд. Коллектив взводных в своей основе подобрался сильным. Благодаря дружбе, сплоченности и взаимовыручке, служить было легко. Пятеро из нас, в последствии, стали командирами курсантских рот, четверо получили академическое образование. В марте 1980 года старший лейтенант С.Цибенко назначается командиром первой роты. Главными отличительными чертами характера Станислава Федоровича, на мой взгляд, всегда были исключительное трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели, в сочетании с человечностью. Он был требовательным командиром, но всегда с большим уважением и любовью относился к своим подчиненным, был для них примером во всем. Не преувеличу, если скажу, что многие курсанты первой роты хотели походить на него».

С началом афганской войны в училище были интенсифицированы занятия по тактике, огневой, физической подготовке и техническим дисциплинам. Особое внимание было уделено горной подготовке курсантов и освоению новых образцов вооружения и военной техники, поступающих в войска. И здесь командир первой роты оказался на высоте: в ходе практических занятий, училищных смотров и военно-научных конференций рота под его началом оказывалась лучше подготовленной среди других курсантских рот училища. Упорная работа командиров и преподавателей не прошла даром. Знания и навыки, полученные курсантами на занятиях по горной подготовке, поставили их на голову выше выпускников других училищ в ходе ведения боевых действий в Демократической Республике Афганистан. За проявленные героизм и мужество при выполнении интернационального долга около пятидесяти выпускников Станислава Федоровича были удостоены высоких правительственных наград, это – ветераны афганской войны, кавалеры боевых орденов Анатолий Гноевых, Андрей Яворук, Рахим Мадраимов, Ермек Калимов, Валерий Ярулин, Олег Галыбин, Олег Ефаненко и многие, многие другие.

Из воспоминаний подполковника Вячеслава Скурлатова, бывшего начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения училища: «Вспоминая службу в АВОКУ, могу с уверенностью сказать, что многие годы первая рота курсантов была образцовой в вопросах организации учета и хранения оружия, за что неоднократно награждалась переходящим призом – «серебряным автоматом», была отмечена в приказах начальника училища.  Конкуренцию первой роте могли составить только седьмая рота капитана Владимира Набокова и восьмая рота капитана Николая Серегина. Курсанты с любовью относились к закрепленному оружию, знали назубок его тактико-технические характеристики, правила стрельбы из него и требования мер безопасности».

Нельзя также не отметить, что первая рота, в соответствии с приказом командующего войсками Среднеазиатского военного округа, являлась ротой почетного караула Алма-Атинского гарнизона, что было для курсантов чрезвычайно ответственным и почетным, им приходилось не раз принимать участие в проведении парадов, возложений, встреч и сопровождении официальных делегаций иностранных государств, самых различных торжественных мероприятиях на республиканском и государственном уровне.

Вот выписка из аттестации 1982 года на старшего лейтенанта С.Ф.Цибенко: «За период прохождения офицерской службы зарекомендовал себя умелым методистом, грамотным, трудолюбивым, требовательным к себе и подчиненным офицером. Умело обучает и воспитывает подчиненных офицеров и курсантов… Взвод курсантов с 1977 по 1980 годы, первая рота курсантов с 1980 по 1982 годы под командованием старшего лейтенанта С.Ф.Цибенко добивались отличных и хороших показателей в соревновании и занимали ведущие места в батальоне и в училище… Занимаемой должности соответствует. Достоин быть зачисленным кандидатом для поступления в Военную академию имени М.В.Фрунзе».

Шесть лет прослужил в училище Станислав Федорович в должностях командира курсантского взвода и роты, сделав за это время не один выпуск молодых офицеров. Подразделения, которыми он командовал, из года в год становились передовыми в училище по всем показателям в учебе, службе, спорте и воинской дисциплине. С большим уважением и благодарностью вспоминают своего любимого командира его выпускники разных лет: генерал-лейтенант Владимир Чайников, генерал-майоры Сабит Кудайбергенов, Талгат Койбаков, Кодир Тешаев, Исманкул Гоибов, полковники Александр Колпаков, Александр Лиз, Вячеслав Ахметов,  Виктор Уткин, которые добились определенных успехов в службе. Многие из выпускников Станислава Федоровича в настоящее время продолжают военную службу, руководят крупными воинскими формированиями, военно-учебными заведениями и структурными подразделениями центральных органов военного управления вооруженных сил и силовых структур стран СНГ.

На педагогическом поприще
В 1983 году капитан С.Цибенко поступает в Военную академию имени М.В.Фрунзе, по окончании которой в 1986 году назначается на должность преподавателя кафедры тактики Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза А.И.Еременко. Вот беспристрастные строки аттестации 1986 года на майора С.Ф.Цибенко: «…Учится на «хорошо» и «отлично». В тактической обстановке ориентируется уверенно, быстро ее оценивает и делает правильные выводы. Службу оперативных штабов изучил отлично, имеет хорошую графику. Получил хорошие навыки в организации военно-научной работы, разработке лекций, семинаров и других учебных материалов для проведения занятий. Стажировался в должности преподавателя военной истории, с поставленными задачами справился отлично. По своим морально-деловым качествам целесообразно назначить на должность преподавателя военной истории».

Пять лет Станислав Федорович увлеченно работает в должности преподавателя, постоянно совершенствуя свои военно-теоретические знания и методические навыки. Он очень серьезно готовится к занятиям с курсантами, в ходе которых пытается донести до них знания, воспроизвести широкую историческую панораму военных действий, детально рассматривает ход переломных битв, вместе с курсантами оценивает роль ошибок и судьбоносных решений полководцев и политических деятелей. Курсанты влюблены в его предмет. Благодаря мастерству педагога, хорошо известные им исторические события представлялись во всей своей драматичности и противоречивости.

За период преподавания Станислав Федорович сумел заслужить авторитет и уважение педагогического коллектива училища и курсантов. В 1990 году подполковник С.Цибенко назначается на должность старшего преподавателя кафедры тактики училища.

Вспоминается такой случай. Зимой 1990 года подполковник С.Цибенко, в числе других преподавателей училища, был направлен в войска Закавказского военного округа для стажировки в должности начальника штаба мотострелкового полка, в этой должности он принял участие в командно-штабных учениях под руководством начальника штаба округа. Работать пришлось днем и ночью. Полнота и качество отработки текстовых и графических документов, действия и доклады начальника штаба полка были высоко оценены  руководством учения, он был отмечен в лучшую сторону. Кроме того, ему было предложено продолжить службу в должности командира мотострелкового полка в войсках округа. Однако, верный своей педагогической стезе, подполковник С.Цибенко отказался от заманчивого предложения и продолжил службу в училище.

В 1991 году подполковник С.Цибенко поступает в очную адъюнктуру Военной академии имени М.В.Фрунзе, по окончании которой в 1994 году и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, назначается на должность преподавателя кафедры истории войн и военного искусства Военной академии имени М.В.Фрунзе. В жизни офицера начался новый этап.

Оттачивая педагогическое мастерство
Как-то в беседе со своим учеником – выпускником Военной академии имени М.В.Фрунзе 1996 года генерал-майором Александром Скакун, возглавляющим в настоящее время одно из ведущих управлений Главного командования Сухопутных войск, Станислав Федорович сказал: «…Оглядываясь на прожитое, анализируя свой жизненный путь и военную службу, со всей откровенностью могу отметить, что самым плодотворным и результативным периодом моей жизни и службы был период работы на кафедре истории войн и военного искусства Военной академии имени М.В.Фрунзе с 1994 по 2000 годы. Для меня кафедра была прекрасной теоретической и методической школой. Считаю, что росту педагогического мастерства во многом способствовала вся система учебно-воспитательного процесса, теоретической и методической учебы преподавателей».

В этот период Станислав Федорович продолжает неустанно совершенствовать свои военно-теоретические знания и методику преподавания. Он упорно изучает труды классиков Карла фон Клаузевица и Ганса Дельбрюка, Эриха Людендорфа и Фердинанда Фоша, отечественных военных теоретиков и историков Василия Триандофиллова и Евгения Разина, в которых исследованы  вопросы возникновения и развития военной стратегии и тактики, обобщен опыт великих войн, операций и сражений, раскрыты закономерности и основные направления развития военного искусства. Он увлечен классическими положениями трактата о военном искусстве полководца и военного теоретика старого Китая Сунь-цзы. В ходе дискуссий на семинарских занятиях со слушателями, заставляет их мыслить, применять теоретические знания, полученные в академии, и практический опыт службы в войсках. Высказывание видного военного историка и теоретика профессора генерал-майора Евгения Андреевича Разина о предмете преподавания – истории военного искусства, стали для Станислава Федоровича своеобразным девизом: «…История военного искусства изучает не всякую армию, а лишь ту, которая явилась качественно своеобразной ступенью в процессе развития вооруженных сил. Она изучает не всякую войну и не каждое сражение, а лишь те войны и сражения, в которых возникали новые формы борьбы. Она изучает на данном этапе развития не всякий род войск, а прежде всего и наиболее полно те рода войск, которые решали исход боя в то время. Она фиксирует не всякое малейшее изменение техники, а лишь такие технические прогрессы, следствием которых были изменения в тактике, оперативном искусстве, в стратегии. Она отображает развитие военного искусства как единый, цельный исторический процесс. Поэтому нельзя историю военного искусства свести лишь к одному перечислению периодов и этапов этого развития…».

Из воспоминаний полковника Юрия Гордеева, выпускника Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И.С.Конева, преподавателя кафедры истории войн и военного искусства Военной академии имени М.В.Фрунзе: «В середине девяностых годов на кафедру после окончания адъюнктуры пришли молодые преподаватели. О подполковнике Станиславе Цибенко хочу сказать особо. Он был очень чутким, внимательным и отзывчивым по отношению к коллегам, очень любил свой предмет, всегда старался творчески подойти к изложению программного материала, много времени и сил отдавал воспитанию слушателей и индивидуальной работе с ними. В его педагогической деятельности обучение и воспитание сливались в единый процесс. По оценке преподавателей кафедры, для Станислава Федоровича было характерно новаторское отношение к своим обязанностям, чувство высокой ответственности за обучение и воспитание слушателей, которые  любили своего преподавателя не только за интересные занятия, но и за умение найти подход к любому из них, вовремя помочь, подсказать и поддержать».
В ноябре 1994 года подполковнику Станиславу Цибенко присваивается высокое воинское звание полковника.

В это же время полковник С.Цибенко, как лучший методист, был приглашен руководством Министерства обороны Республики Казахстан для консультаций по вопросам оказания методической помощи в создании системы военно-учебных заведений молодой республики и преподавании дисциплины «история войн и военного искусства».
Говоря об этом периоде службы, нельзя не отметить научно-исследовательских аспектов деятельности кандидата исторических наук С.Цибенко. Приведу только один пример. С 17 января по 28 февраля 1991 года произошел военный конфликт, получивший впоследствии название «Войны в Персидском заливе» между многонациональными силами во главе с США и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Это был первый военный конфликт нового мирового порядка, наступившего после окончания «холодной войны», с невиданным доселе размахом применения авиации (по влиянию на ход боевых действий), «умного» и высокоточного оружия, что, по мнению многих специалистов, знаменовало начало новой эпохи в военном искусстве, новых, так называемых, высокотехнологичных войн. Началась кропотливая работа по анализу материалов, получаемых из открытых и закрытых источников информации, которая завершилась написанием и изданием учебного пособия, долгое время являвшегося одним из самых востребованных среди педагогического состава академии и слушателей при подготовке их к занятиям.

Возможно, успехи Станислава Федоровича были бы не столь успешными, если бы рядом с ним в трудную минуту не было бы верной супруги Ольги Борисовны и любимых дочерей Светланы и Натальи. Они были и остаются настоящими помощниками в решении самых различных жизненных проблем.

Шли годы, в конце 90-х годов, когда начался очередной этап реформирования системы военного образования, академию накрыла череда организационно-штатных мероприятий, которая коснулась и кафедры истории войн и военного искусства. В марте 2000 года, в возрасте 46 лет, в самом расцвете жизненных и творческих сил, приказом Министра обороны Российской Федерации полковник С.Цибенко досрочно увольняется из Вооруженных Сил в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Говоря о сегодняшнем дне Станислава Цибенко, можно с уверенностью сказать, что он успешно состоялся в этой жизни, как человек, как профессионал военного дела, как ученый и офицер-педагог с большой буквы, ставший для нескольких поколений молодых офицеров жизненным примером и наставником.

В настоящее время, помимо основной деятельности, Станислав Федорович  активно работает в общественной организации ветеранов военной службы – «Совете выпускников и ветеранов Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И.С.Конева», является одним из организаторов военно-патриотического воспитания молодежи, поисковой работы и традиционных встреч выпускников и ветеранов училища.

Поздравляя любимого командира с шестидесятилетним юбилеем, мы – выпускники Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И.С.Конева, ученики Станислава Федоровича Цибенко, его однокашники и друзья, желаем ему крепкого здоровья, большого личного счастья, успехов, удачи в работе и делах!

С юбилеем, уважаемый Станислав Федорович!


Рецензии
Военная история наука полезная.

Особенно в последнее время...

Андрей Бухаров   17.12.2014 20:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.