Стремительным домкратом
Листаю псевдоисторический роман одного «молодого и талантливого писателя-фантаста», как заботливо предупреждает аннотация. Фамилию называть не буду – таких в России тьмы, их поделками в глянцевых обложках завалены все книжные магазины. Один томик в среднем стоит рублей двести пятьдесят, и ведь покупают! Я благодарен Интернету за возможность читать ЭТО бесплатно, иначе… жаба бы не задушила, она бы выросла размером с трехглавого дракона и попросту сожрала бы меня с потрохами.
Действие происходит в начале ХХ столетия на Земле, роман написан в жанре «альтернативная история». Небезынтересный жанр, но исполнение… Извольте, например: российский паровой (угольный!) броненосец ходит здесь по морям со скоростью 30 узлов (около 55 км/ч). Ну что тут скажешь – дураки были участники Цусимы, не смогли с такой умопомрачительной скоростью оторваться от японцев, чьи броненосные крейсера едва-едва развивали 18 узлов при расчетных 20. Лучшие британские линейные крейсера Первой мировой (знаменитые «дикие кошки») ходили 22-23 узла (при расчетных 28), и это было по тем временам круто. 30 узлов – это реальная скорость эсминца времен Великой Отечественной, к примеру, легендарной «семерки» (проект 7-у).
Но черт с ним с броненосцем – в одном известном романе писателя Звягинцева (как раз жанр альтернативной истории) на броненосец поставили современные дизеля, увеличив скорость хода до 25 узлов. Фантастика, но хотя бы более реалистичная. Тут же читаем: чтобы обогнать паровоз с главным злоумышленником, главный герой берет на «ямской станции» курьерскую тройку лошадей и… развивает на ней скорость 90 километров в час. Что и позволяет ему победить злодея. Автор мог бы открыть Википедию и убедиться: мировой рекорд скорости лошади (не упряжки) составляет чуть менее 70 км/ч, и это на короткой дистанции в четверть мили, своего рода дрег-рейсинг. И это без всадника и груза. Нет нужды читать заумные книги по коневодству – достаточно Википедии, чтобы не выглядеть полным невеждой и идиотом. Заодно в «вике» можно узнать, что такое «ямская гоньба», и может ли совершенно посторонний человек заполучить там лошадок.
Прочие казусы (знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» из четырехмоторного вдруг стал восьмимоторным, а кокаин, оказывается, в 1911 году, продавался в аптеках, у капитан-лейтенанта российского императорского флота на поясе имеется парадная САБЛЯ, и так далее, и тому подобное) уже не удивляют. И ведь написано не без таланта, слог хороший, а читать всерьез невозможно. Точно так же было с Валентином Пикулем – мастер слова, без кавычек, но техническая грамотность… То у него тупоносые, устаревшие и тяжелые торпедоносцы «Суордфиш» стали вдруг «стремительными острокрылыми», то 84 зенитки линкора «Тирпиц» начали стрелять залпами и разом (совершенный бред для орудий ПВО того времени)… А потом таких вот «авторов» берут в консультанты к фильмам, и мы имеем, например, «Адмиралъ» с его феерическими ляпами (броненосец «Слава», ставший крейсером, путаница должностей, адмирал Колчак, командующий заштатным минным заградителем).
А ведь нужно-то немногое – используя тот или иной технический термин, название оружия, техники, вид транспорта, всего-то прочитать о нем статью. В Интернете вся информация есть. Даже нет нужды сидеть в технических библиотеках сутками, делая выписки, как поступали талантливые писатели прошлого века. Но увы – волны невежества продолжают накатываться «стремительным домкратом», как в бессмертном романе Ильфа и Петрова.
Свидетельство о публикации №213051901851