Анатомия неблагодарности

                Анатомия НЕБЛАГОДАРНОСТИ
Не один грех
так не сердит или возмущает Бога,
как неблагодарность…
Сервантес

Блажен тот, кто не стыдиться.
Акоп Паронян

Дифференцируя человеческие низменные чувства по их негативности и древности, я убеждаюсь, в том, что чем оно (чувство) отрицательнее, тем и древнее. То есть, отвратительные разрушительные чувства у человека, типа зависть, ненависть, агрессия, ревность были на уровне инстинкта.

А чувства, требующие суперпозицию интеллектуальных возможностей, у человека появились в ходе его эволюционного развития. К таким следует отнести страсть к сплетням, интригам, склокам, скандалам, козням, предательство и мстительность.

Я понимаю, что меня обвинят в голословности, мол, откуда это тебе известно или еще круче, а где доказательства?

Какому чувству можно приписать убийство родного брата Авеля Каином? Ревность или предательство или агрессия?

Неблагодарность рассмотреть как отдельное проявление или сочетание нескольких чувств? Вопрос весьма проблематичный.

Откуда берется неблагодарность? Где лежат ее истоки? Это приобретенное или врожденное инстинктивное чувство у человека?

У меня большие опасения и я боюсь даже это признать, но мне кажется, что чувство неблагодарности – обычный инстинкт у человека.  В процессах созревания и формирования мировоззрения у человека чувство неблагодарности или притупляется или приобретает более изощренные формы проявления.

Мой страх продиктован тем, что озвучив такое, я становлюсь сразу «врагом» большого числа добропорядочных и благородных господ или дам, счастливо живущих в полном согласии со своими инстинктами и чувствами, которые до сих пор были уверены, что они самые благодарные люди на Свете. И в доказательство этому приведут множество примеров благородных поступков…

Спешу успокоить этих уважаемых людей. Говоря такое, я в первую очередь себя подставляю, что само собой уже доказывает, что этим заявлением я никого не хотел обидеть.

Каждый из нас в меру неблагодарен по определению, потому что на Свете не найдете ни одного человека, который сполна отблагодарил своих Родителей за их подвиг, в результате которого на Свет появилась мы- рассуждающие сейчас о благодарности.

Ведь в Ветхом Завете (Бытие. 2.24) открыто говориться: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будет одна плоть».

Что же является «движущей силой» в развитии этого мерзкого чувства в человеке? При каких обстоятельствах оно развивается или усиливается?

С какого возраста может человек проявить свою неблагодарность?

Почему в человеке возникает это чувство?

А можно ли создать условия, чтобы человек вырос без этого чувства, чтобы он был переполнен благодарностью и всегда был готов проявлять это чувство с достоинством?

Чувство благодарности (и/или неблагодарности) зарождается параллельно  с появлением сознания в человеке. При формировании характера и мировоззрения (которое, очевидно, является эгоцентричным), на первых порах становления личности, каждый индивидуум не сомневается в своем превосходстве, редкости и неповторимости. Самооценка при этом максимальная.

Впоследствии в человеке происходит переоценка ценностей. Этот процесс слишком субъективен, и каждый это переносит по-своему. При этом, неизбежно приходится смериться с  фактом о том, что он несовершенен, не всё у него так хорошо, не всё он умеет и не все о нем такого мнения, как ему хотелось бы.

И здесь начинается череда процессов озлобления, разочарования, закрепощения.

Начинается борьба за лидерство (не у всех), за отстаивание своего места или значимости, доказательства своего превосходства. И чем больше неудач в этом деле, тем больше озлобленности, зависти, ненависти и агрессии к окружающим.

И вдруг, на каком-то этапе этому «деятелю» с помощью некоторого благодетеля (назовем его благотворителем) удается решить какие то проблемы, добиться успеха, иметь карьерный рост, достигнуть чего-то.

Чтобы быть благодарным,  надо иметь крепкий стержень, чтобы бессрочно нести тяжелую ношу признания и уважения к своему благотворителю.

Как правило, люди быстро привыкают к хорошему. То есть, со временем острота ощущений (чувство благодарности) притупляется.

Каждодневное угнетающее чувство некоторой "низости" перед твоим благотворителем преобразуется в зависть, потом и агрессию.
 
Дескать, а почему он с такой легкостью взял и мне безвозмездно помог, а я не могу так поступать. Я, что хуже него?

Потом наступает период агрессии. То есть, начинаются поиски недостатков в поведении благотворителя и нападки на него. Это успокаивает неблагодарного «должника».

И если он такой нежный и чувствительный и мучается угрызением совести, то он утешает себя оправданием: «Посмотрите, оказывается не такой уж он святой, этот благодетель!!!».

Потом благотворитель в сознании этого «должника» превращается в очень нехорошего человека, от которого надо избавить человечество.

То есть, в некотором смысле «должник» убеждает себя, что он при этом даже совершает благое дело для людей.

Он открывает им глаза, чтобы все узнали какой «нехороший» этот человек - его благодетель.

Это и есть начало открытой вражды. Начинается война. Кто кого?

Вспомним слова Цезаря: "И ты Брут".

Со временем этот «должник» начинает верить в сочиненные самим небылицы, очерняющие своего благодетеля.

Здесь уместно вспомнить небольшой эпизод из жизни Аветика Исаакяна, известного армянского поэта, который в 50-ие годы был председателем Союза писателе Армении.

Однажды, Исаакян возвращается домой из собрания правления Союза писателей, где слушали и обсуждали отчет председателя, в плохом настроении. Жена интересуется, что случилось, Исаакян отвечает:

- Выступил (называет фамилию писателя) с жесткой критикой. Я его понимаю. Недавно я ходатайствовал за него о получении квартиры. Потом выступил этот (называет фамилию писателя) тоже с критикой. Этого тоже можно понять. Благодаря мне, вся его родня учиться в ереванских вузах. Потом выступил этот (называет фамилию) тоже с критикой. Я вот думаю, я же ему пока не успел ничего хорошего делать. За что же он меня критиковал?

Вспоминаю историю, рассказанную моей покойной мамой. Однажды, в самые холодные и голодные послевоенные дни, отец возвращался домой с незнакомой женщиной.

Он ее подобрал на перроне вокзала, где она собиралась провести холодную зимнюю ночь до прибытия поезда.

 То есть отец спас ее от смерти, так как она бы замерзла ночью.

Мать покормила ее, уложила спать, а на утро она исчезла. С ней исчезла и ручная сумка (сколько помню, такие сумки назывались непонятным для меня словом - ридикюль) моей мамы, где была папина зарплата и талоны на хлеб для нашей многодетной семьи…

Чтобы не умереть от голода моим родителям пришлось в кредит пользоваться талонами соседей с условием постепенной возвраты во времени…

Вот цена благодарности незнакомой женщины, которую спасли мои родители от смерти.

В декабре 1988 года, после Спитакского землетрясения, деревня, где я родился, и где прошло мое детство, оказалась в эпицентре и была полностью   разрушена.

Я тяжело пережил эти события и мучился в поисках, чем же помочь пострадавшим односельчанам.

Я долго готовил гуманитарную помощь…

Когда машина с гуманитарной помощью остановилась в центре разрушенного села, я вышел из машины, представился и попросил проявить сдержанность и вежливость. Всем достанется.

Только для этого я должен тщательно выбрать для каждого пакет с самым для него необходимым…

Когда машина была опустошена, я очнулся и обнаружил себя в грязи, куда меня вытолкнула толпа и стала «грабить» и портить приготовленную мною гуманитарную помощь.

На дороге в грязи валялись «ненужные» детские колготки, женское нижнее белье, детские туфельки…

Иван Крылов колоритно описал суть мышления таких «животных» в басне «Свинья под дубом»:

"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".

Таким образом, неблагодарность в некоторой степени является психическим заболеванием, так как описанные мной симптомы и приведенные выше примеры подпадают под диагноз маниакальность.

Одна из моих бывших аспиранток (это был бы единственный способ для нее остаться в истории, поэтому я специально не привожу ее имя), говорила:

- Сколько можно быть благодарными? Вот уже 5 лет мы беспрекословно выполняли ваши поручения и были верны Вам. Мы свой ДОЛГ полностью вернули. Вы не имеете право на нас обижаться…

Вот так! Оказывается для неблагодарных чувство благодарности, как и йогурт или молоко, имеет срок годности, по истечении которого может свернуться...

Не исключено, что прочитав настоящее произведение любой «благодарный читатель» вопросит: «Зачем же этот деятель написал это произведение, где на изнанку вывернуты человеческие пороки? Что полезного можно почерпнуть, прочитав это произведение?»

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлениями неблагодарности в разных его видах проявления.

Чуткий и хорошо воспитанный человек всегда тяжело переносит такое.

Я надеюсь, прочитав это произведение (скорее всего это эссе), читатель согласиться с моими доводами, что неблагодарность является неотъемлемой частью человеческой деятельности.

При  любом общении между людьми это всегда присутствует, поэтому к этому надо быть готовым. И надо считать везением, если проявление неблагодарности «преподнесено» в сдержанных тонах и в терпимых дозах.

И может с таким сознанием любому из нас чуточку легче будет пережить процесс столкновения с этой жестокостью и возможно меньше будут страдания и разочарования.

Хотя придется признаться, что Еклессиаст был прав в своем изречении:

Во многой мудрости много печали,
Кто умножает познание
Умножает скорбь…

Арарат Пашаян. 05.05.13. День Православной Пасхи.


Рецензии
Уважаемый профессор, мне кажется ты мог бы стать и профессором философии.
Да, у тебя и в этом деле хорошо получается, как впрочем и в химии.
С уважением

Генрих Бабаджанян   16.10.2019 21:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.