На всякого мудреца
Эта пьеса Александра Николаевича Островского уже 155 лет не исчезает с театральных афиш, что говорит само за себя. Особую социальную значимость пьеса приобретает после каждого перелома истории, когда россияне озадаченно говорят: «мы куда-то идём, куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас. И чем всё это кончится?».
Помню сильное впечатление, которое на меня произвела статья Владимира Лакшина «Мудрецы Островского в истории и на сцене» почти пятьдесят лет тому назад. Лакшин провёл параллель между реформами шестидесятых 19 и 20 веков: отмена крепостного права и «оттепель». Да и сейчас в России перелом...
Есть такой жанр – плутовской роман. А это плутовская пьеса. Её главный герой Егор Глумов плутует, притворяясь то глупцом, то влюблённым, то благонамеренным, то либералом в зависимости от того, кого он хочет привлечь на свою сторону, чтобы «выйти в люди». Кажется, что он уже совсем достиг цели, да подвёл дневник, где он отводил душу, разделывая «под орех» своих покровителей обоего пола. Увы, дневник публично прочитан и плут выведен на чистую воду. Сцена чтения дневника Глумова напоминает чтение письма Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя (как не вспомнить, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели»).
Что происходит на передоме истории, если оставить в стороне идеологию? Смена элит, открываются возможности для появления «новых русских». Вот и Глумов хочет попытаться пробиться в элиту. Умный, энергичный, владеет искусно и языком, и пером. Он пробьётся, досадная неудача его не остановит. Да и покровители хотят его снова приблизить.
В начале интриги судьба подбрасывает Егору два козыря: Курчаев сообщает, что Мамаева влюбилась в Глумова, «как кошка», и рисует карикатуру на дядюшку. Оба козыря Егор с маменькой тут же умело пускают в дело. Дядюшке «нечаянно» показывается карикатура с обидной подписью. В результате Курчаев прогнан, а Глумов обласкан. Мамаевой же «под большим секретом» маменька нашептывает, как Егор без памяти в неё влюблён. И по ходатайству Мамаевой Городулин обещает Глумову «тёплое место».
У Островского почти все главные действующие лица – «мудрецы», каждый преследует и вроде получает свою выгоду. Мамаев приобретает ученика для поучений. И кроме того подходящего ухажёра для своей супруги «темперамента сангвинического» (который сам, увы, удовлетворить не в состоянии). Мамаева получает молодого и красивого любовника. Городулин – «спичрайтера». Крутицкий – литературного сотрудника. Турусина – жениха для племянницы, указанного «свыше».
Вот только, к несчастью Глумова возникает конфликт интересов. Его желание жениться (и получить двести тысяч приданого) для Мамаевой – острый нож. Теперь она не покровительствует, а мешает. Да тут ещё Голутвин шантажирут Глумова и, наконец, его дневник становится достоянием гласности. Карточный домик рушится и все (не только Глумов) оказываются в проигрыше. Исключение составляют два «простака» – Курчаев и Машенька, получающие от Турусиной благословение на брак. Этот счастливый конец в духе русского фольклора, где Иван-дурак побеждает умников.
Островский-драматург для актёров – праздник. Каждая роль, даже небольшая, (как, например, у Голутвина, у Манефы, у приживалки и даже у слуги Григория) хорошо выписана, есть, что играть. Ну, а что касается главных персонажей, любая роль – просто конфетка. Основная нагрузка, конечно на Глумове и Мамаевой. К счастью, нашим актёрам любые роли по плечу. Так порадуемся же прекрасной драматургии и порадуем нашего благодарного зрителя!
Апрель 2013 г.
Действующин лица Исполнители
Егор Дмитрич Глумов Cлава Надворецкий
Глафира Климовна Глумова, Надя Держи
Нил Федосеич Мамаев, Наум Держи
Клеопатра Львовна Мамаева, Света Большакова
Крутицкий, Ефим Вайнер
Иван Иванович Городулин, Саша Поминов
Софья Игнатьевна Турусина, Полина Хаскина
Машенька, её племянница, Аля Деворкин
Егор Васильич Курчаев, Дима Волков
Голутвин, Анатолий Костерев
Манефа, Елена Филипс
Приживалка, Наля Кошкина
Григорий, человек Турусиной. Владимир Штерн
Человек Мамаева, Иван Олешкевич
Человек Крутицкого, Андрей Шерман
Свидетельство о публикации №213051900230