12. Лагерь станет тенистым садом

НА СНИМКЕ: Иван Вафоломеевич Таран, доктор биологических наук. В 1971-1976 гг.он был директором Центрального Сибирского бртанического сада СО АН, а в 1965 г. работал первый год директором Лесозащитной опытной станции.

Пришлось нам добиваться озеленения пионерлагеря «Солнечный». Я уже рассказывал, что на его территории не росли деревья, а кустарников было минимальное количество. Оказалось, что и в проекте почти ничего не было предусмотрено: разбили газоны на центральной площади, посадили несколько кустов и всё. Это был большой недосмотр УКСа. Он должен был проследить, чтобы при проектировании пионерлагеря была предусмотрена посадка и деревьев, и декоративных кустарников, и цветочных клумб.
Я, конечно, высказал А.С. Ладинскому всё, что думал по этому поводу. И себя я корил, как это я недосмотрел.

Но теперь, когда строители пионерлагерь сдали по акту, махать кулаками было поздно. Ладинский только руками разводил, расписываясь в невозможности что-либо исправить.

И тогда я обратился в Ботанический сад, а точнее в его Лесозащитную опытную станцию (ЛОС). К моей радости начальник ЛОС Иван Варфоломеевич Таран живо откликнулся на мою просьбу озеленить пионерлагерь, хотя бы постепенно. Он пришел в Сибирское отделение только в этом году, возглавив ЛОС.
 
Он пришел в Сибирское отделение с должности Главного лесничего Новосибирского управления лесного хозяйства, и под его руководством были посажены десятки тысяч га новых лесов в Приобье и Присалаирье, Кулунде и Барабе.

Впоследствии он стал доктором биологических наук, профессором, работал директоро Центрального Сибирского Ботанического сада, руководил  проектированием его на новой территории в районе Нового посёлка, а потом и осваивал ее, создавая Ботанический сад в Сибири во всей его красе.

И это ему мы обязаны красотой Академгородка, деревьям, кустарникам и цветникам, умело и в изобилии высаженным по улицам и во дворах.

Ему мы обязаны бережному уходу за лесами, вокруг Академгородка, уходу и новым посадкам деревьев и кустарников.

В кратчайший срок работниками ЛОС был составлен проект для всей весьма большой территории пионерлагеря. К осени всё было заготовлено – посадочный материал, инструмент, выделены автомобили для перевозки. Он только попросил меня организовать людей для самой посадки.

Мы объявили по Институтам о посадке в лагере деревьев и кустарников, и институты осенью (в середине октября), в назначенные дни направили к нам довольно много людей. В частности, мы благодарили за хорошую работу сотрудников института теплофизики, автоматики и электрометрии, геологии и геофизики, экономики, математики и многих других. Правда два института (Институт ядерной физики и Институт гидродинамики) на нашу просьбу не откликнулись: от них не было ни одного человека.
Работали и сотрудники Объединенного комитета, поскольку мы объявили воскресник. Есть там и несколько деревьев, посаженных лично мною, и я вспоминаю об этом с гордостью и радостью.

Территория пионерлагеря преобразилась. Возле каждого из пятнадцати отрядных флигелей возникли аллеи из деревьев. Посадили специальную яблоневую аллею, а по периметру лагеря посадили тополи трёхметровой полосы. Были высажены такие деревья, ка Липа, берёза, лиственница, ива, а из кустарников – смородина, боярышник и др.

Всего было посажено 630 деревьев и более 2500 кустарников.

Руководила всеми работами инженер ЛОС Лидия Ивановна Жукова.

Через несколько лет, когда деревья подросли, лагерь преобразился. Он стал зеленым тенистым садом с красивыми декоративными кустарниками – настоящим садом.

Как мы радовались в Объединенном комитете, что удалось так быстро организовать массовые посадки в нашем пионерлагере. Я был просто счастлив.

А в заключение я приведу стихотворение, которое написал ещё будучи срвсем молодым, в 1947 году, Ваня Таран "Люблю я лес" (взято с сайта http://ecoclub.nsu.ru/books/Obr3-4/1.htm ):

ЛЮБЛЮ Я ЛЕС

Люблю я лес весеннею порою,
Когда от сна проснувшись наконец,
Он одевается пушистою листвой
В светло-зеленый радужный венец!

Земля в цвету и все благоухает,
И солнце яркое плывет среди небес.
За красоту деревьев, зелень мая
Люблю я лес!

Люблю я лес и в жаркие дни лета,
Когда в полях пылит и жжет июль...
Но лес по-прежнему и зелен, и приветлив,
И манит, как любимой поцелуй...

Войдите в лес и в зной, и в непогоду
Над головой из крон густой навес!
За свежесть воздуха, за сладкий запах меда
Люблю я лес!

Люблю я лес и осенью златою.
Слетают листья с пожелтевших крон,
И вспоминается мне детство дорогое,
И юность словно сладкий, дивный сон...

Как будто вновь я слышу милой речи...
Как много жизнь дарует нам чудес!
За счастье жизни, за лесные встречи
Люблю я лес!

Люблю я лес и в дни зимы. Белеют
Кругом снега, в полях метет метель.
Но лес живет, и сосны зеленеют,
Слегка качает пышной кроной ель!

И пусть ревет и злится непогода,
Но он живет - могучий Геркулес!
За красоту в любое время года
Люблю я лес!

Продолжение следует:


Рецензии