Слово о друге

                Слово о друге
               
                «О Володе Высоцком
                Я песню придумать хотел,
                Но дрожала рука
                И мотив со стихом
                не сходился..."
                (Булат Окуджава).

Александра Васильевича Панкратова нет с нами более четырёх лет. Его журнал «Белые Снегири» мирно лежит на полках читателя и далеко не все задаются вопросом, почему журнал больше не выходит в свет. Потому что некому его готовить и издавать, не нашлось больше среди людей таких неустанных активистов, устремлённых ввысь, а не ползающих по земле. Его глаза всегда были устремлены вперёд, он не любил оглядываться и о чём-то жалеть, в нём всегда жила НАДЕЖДА.

Один репортёр как-то спросил его: «Как Вы, без государственной поддержки выживаете в наше суровое время?» На это он ответил: - «Главное для меня – чтобы журнал шёл, я хочу выживать ЛИТЕРАТУРНО…». В этих коротких фразах выразилась вся сущность человека, он никогда не искал тёплого места, не ждал неожиданных признаний и запоздалой помощи. Он просто работал. День за днём, из года в год, и так всю жизнь. Перед уходом из жизни он вдруг попросил меня приехать к нему, хотел передать свой материал, и пожелал, чтобы я написал о нём книгу. Денег не было, а до Москвы 2000 км. Я попросил его подождать, написал, что мы обязательно встретимся, но несколько позже.

Идея создания литературной студии и журнала с одноимённым названием возникла у А.В.Панкратова в 1995 году, тогда я получил от него письмо, в котором он приглашал меня стать одним из авторов журнала и по возможности оказывать посильную организаторскую помощь в поисках спонсоров. Спонсоров нашлось много и в Подмосковье, но, скрепив договора печатями, они быстро успокоились и «ушли в туман». Гораздо позже после бесконечных поисков к журналу придут несколько организаций, которым действительно станет, не безразлична судьба авторов и самого журнала и они на несколько лет будут настоящими друзьями и помощниками. Мы же, авторы, в своих регионах, практически ничего не добьёмся, будем лишь оказывать посильную помощь из своих небольших зарплат и пенсий. Такое течение дел, конечно же, не устраивало ни нас, ни нашего редактора, он продолжает знакомить с журналом и литстудией новых представителей власти и литературных кругов, и осенью 2003 года журнал был награждён Дипломом Союза писателей России.

25 номеров журнала и около 20 авторских сборников вышли в свет под защитой А.В.Панкратова. Написав слово под «защитой», я не оговорился, ибо толпа завистников, прикрывающихся под личиной друзей, всячески пыталась затормозить дело, критикуя авторов и пытаясь « объяснить» Панкратову, что занимается он очень неблагодарным и недоходным делом. Появились критиканы и среди авторов, которые принялись, было, набрасываться друг на друга, но редактор внятно и терпеливо объяснял каждому их неправоту. Таких авторов, к счастью, оказалось немного, и постепенно они отошли в сторону. Вести литстудию и литературную учёбу в ней – дело очень трудное, ибо, сколько людей – столько и самых всевозможных мнений. Тактичная полемика очень отдалена от грубой критики, потому я и предлагал редактору, не «ввозить» присылаемый авторами материал на страницы журнала, а вести с каждым автором индивидуально переписку.  Наблюдая, как с каждым письмом улучшается присылаемый материал, -  уже после подавать его на «чистовик» т.е.  страницы журнала. Необходимо устранить «стенания» жертв слабого материала, и чтобы замечания не стали со смехом всеми восприниматься, подробный анализ и разбор проводить отдельно. От этого выиграет только журнал и сам автор, журнал станет чище и качественнее, автор увереннее и смелее. У Панкратова просто не было времени проводить литературный разбор присылаемого материала, он принимал или не принимал получаемый материал. Все силы и жизненная энергия уходили на поиски спонсоров, на отправку и написание многочисленной корреспонденции, на разъезды по области, т.к. местным авторам он лично привозил каждый новый номер журнала.
Возможно, меня кто-то спросит, почему я ни разу не упомянул в этой статье слово «инвалид»? Ведь полное название студии – «Литературная студия творчески одарённых инвалидов и ветеранов России». Я считаю, что инвалидов и ветеранов в творчестве не бывает, и незачем каждый раз писать об этом. Десять лет мы с редактором вели бесконечный спор на эту тему и это, пожалуй, было единственное расхождение во взглядах. И в 2004 году он, наконец, спросил меня, что может быть уже не писать избитое слово «инвалид»? Наше общество не разжалобить этим, предполагаемых спонсоров тем более, лучше уж удивлять оригинальностью и качеством публикуемого материала. В этой статье я не описываю жизненный путь Александра Васильевича, об этом писали десятки раз, повторять сказанное не считаю нужным. Лучше передать мнение «изнутри», от человека, который шёл рядом с редактором журнала более десяти лет, переживая неудачи, и радуясь редким успехам. Дело Панкратова живёт в сердцах его настоящих, преданных друзей. Все его мечты, стремления, порывы души не пропали даром и мы, его авторы, заметно выросли в духовном и творческом плане. Спасибо тебе за всё, дорогой наш друг!
                2008г.

                (Статья опубликована в 15 номере журнала «Лучина».)
               


Рецензии
Спасибо огромное за Ваш творческий труд, за продолжение дела Панкратова,за преданность дружбе;работе, которая важна, как для авторов, так и для читателей.Восхищена Вашей преданностью делу. С пожеланием дальнейших творческих успехов.

Штепа Татьяна2   12.02.2022 02:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв!

Владимир Остриков   12.02.2022 02:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.